Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".
Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекционно - развивающей работе на всех занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_.pptx | 1.7 МБ |
vystuplenie_na_rmo_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 24.28 КБ |
mnemodorozhki.docx | 508.37 КБ |
mnemokvadraty.docx | 1.8 МБ |
mnemotablitsy.docx | 860.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логопедический пункт МАДОУ «Детский сад «Радуга»
Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Основные формы связной речи: Диалог Монолог
Средства развития монологической речи : Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Рассказ - это развёрнутое изложение определённого содержания.
Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи!
Образцы пересказа и рассказа составленные детьми Пересказ сказки «Репка» « Выросла репка большая. Дед тянул репку, а вытянуть не мог. Потом позвал бабу. Дед тянул за репку. Баба зацепилась за деда, а вынуть не могли. Потом баба позвала дочери. Потом тянули репу, вытащить не могли. Потом прибежала кошка. Тянули, вытянуть не могли. Потом прибежала мышка. Тянули, тянули и вытащили». Рассказ по серии сюжетных картинок « У мный мышонок» Мышонок хочет выпить молоко. Соломенку взял и выпил всё молоко. За место этого, ягодки нарисовал. Котёнок проснулся, ягодки увидел, а мышонок засмеялся
Индивидуальные и фронтальные занятия по развитию и коррекции речи посредствам мнемотехники
Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания) , М немоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)...
Бобы у бабы как баобабы.
Мнемотехника – строится от простого к сложному: Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы
МНЕМОКВАДРАТЫ: Вариативный Единообразный
Яблоко какое на вкус? (кислое, сладкое, рассыпчатое, сочное, терпкое, горьковатое)
Индивидуальная работа, описание героя с помощью вариативного мнемоквадрата
Хвост – какой, чей? (хвост – рыжий, большой, длинный, пушистый, лисий, красивый).
МНЕМОДОРОЖКА
МНЕМОТАБЛИЦА «Пушок – шалун» Есть у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома ждал. Вечером пришла Даша и очень удивилась. На полу лежал разбитый аквариум. Кот сидел под столом.
Подгрупповая работа по мнемотаблицам
Авторские мнемотаблицы детей
Предварительный просмотр:
«Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Слайд 2 Я учитель – логопед, основное направление моей деятельности – коррекция и развитие речи. Работаю на логопедическом пункте в дошкольной образовательной организации, по результатам ежегодного мониторинга уровня речевого развития воспитанников, отмечаю, что с каждым годом, дети не только с речевыми нарушениями, но и норматипичные, нуждаются в специальной обучающей помощи по развитию связной речи.
Слайд 3 Остановимся на том, что такое связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Oна осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Слайд 4 Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи, для развития монологической речи у старших дошкольников, использую методы: пересказа и рассказа (сочинения).
Слайд 5 Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, дальше ему будет еще труднее, и, в первую очередь, при поступлении в школу и обучении в начальных классах, ведь общение, с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.
Слайд 6 ??? Проблема развития связной речи детей дошкольников хорошо известна всем педагогам ДОУ. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.
Дети высказываются, чаще всего: односложно, их речь состоит лишь из простых предложений; допускают множественные аграмматизмы в согласовании и управлении слов в предложении; часто не могут подобрать нужное слово с точным значением, из-за бедности словарного запаса; употребляют не литературные слова и выражения; не способны грамотно и последовательно донести свою мысль; часто выпускают важные смысловые звенья.
Слайд 7 Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда частных задач: воспитания звуковой культуры, обогащения и активизации словаря, совершенствования грамматической строя, развития связной речи, подготовки к обучению грамоте.
Связная речь, является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, и выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средством контроля, за этими знаниями.
Работа по развитию связной монологической речи – очень сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Слайд 8 Возьмём во внимание, что в данное время, дети перенасыщены информацией, поэтому считаю необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. В связи с этим есть необходимость постоянно находить и апробировать новые методы и приёмы для развития связной монологической речи.
В последнее время очень активно использую в своей практике приемы мнемотехники, считаю использование приёмов оправданным, ведь наглядность в процессе обучения дошкольников – один из основных дидактических принципов педагогики.
Слайд 9 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, их эффективность очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слайд 10 Использую мнемотехнику на групповых занятиях по обучению грамоте для работы с предложением и текстом, на фронтальных занятиях по развитию речи, и непосредственно на коррекционно – развивающих, логопедических занятиях на всех этапах работы.
Как и любая другая педагогическая работа, мнемотехника строится от простого, к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, позже - к мнемотаблицам.
Слайд 11 В связи с тем что работаю учителем – логопедом и осуществляю в приоритете индивидуальную коррекционную работу все мнемодорожки и мнемотаблицы, чаще всего изготавливаю сама с учётом индивидуальных и возрастных особенностей конкретного ребёнка, поэтому постоянно дополняю и модернизирую мнемораздатки.
На первом этапе обучения монологической речи, дети с опорой на мнемоквадрат, составляли простые распространённые предложения, состоящие из одного существительного и как минимум 3-4 прилагательных. Сначала для того чтобы облегчить подбор возможных качеств предмета – предлагаю ВАРИАТИВНЫЕ мнемоквадраты, после того как словарь прилагательных пополнен и активизирован, использую ЕДИНООБРАЗНЫЕ мнемоквадраты.
В процессе было отмечено, что подбор величенных и цветовых характеристик не вызывал трудностей, а вот подбор качественных и относительных наоборот.
Пример: Используя вариативный мнемоквадрат, ребёнок выбирает нужную характеристику.
Посуда из чего? (деревянная, пластмассовая, металлическая, фарфоровая, стеклянная, фаянсовая, бумажная)
Слайд 12 Яблоко какое на вкус? (кислое, сладкое, рассыпчатое, сочное, терпкое, горьковатое)
Слайд 13 Результатом работы являлось - полное описание с подробными характеристиками того или иного предмета, героя. Дети должны научиться называть достаточно легко 5-7 характеристик.
Пример: Игрушка какая, из чего, чья? (мяч - большой, круглый, футбольный, резиновый, разноцветный, профессиональный, Алёшин)
Слайд 14 Хвост лисы – какой, чей? (хвост – рыжий, большой, длинный, пушистый, лисий, красивый).
Слайд 15 На следующем этапе обучения средствами мнемотехники – использовала мнемодорожки, знакомила детей с новыми символами обозначающими – действия героя или предмета.
В предложение появлялся герой - действующий с предметом, каждый мнемоквадрат в мнемодорожке разбирался и описывался отдельно, дети высказывали свои предположения, о том, какой будет главный герой, какими качествам будет обладать, для чего нужен тот или иной предмет герою, какой сам предмет и предположительные его характеристики. При составлении финального предложения, каждый ребёнок выбирает и использует для себя только основные характеристики и действия.
Пример: Тощий кощей варит вкусные, горячие свежие щи.
Слайд 16 На завершительном этапе сначала используются готовые таблицы и тексты для пересказа, затем педагог не дочитывает до конца текст и прикрывает одну мнемодорожку и предложение, две и так далее. Получается, что ребёнок со временем учиться фантазировать и додумывать, конец середину, для образца даётся только начало текста и мнемотаблицы.
Слайд 17 Далее при составлении рассказов используются сюжетная картинка, серея сюжетных картинок, затем дети учатся составлять истории, основываясь на пережитый, жизненный опыт, с помощью взрослого рисовать свои мнемотаблицы и по ним составлять истории и тексты. Через какое то время, дети уже не нуждаются в наглядной опоре, по проработанным образцам и моделям могут излагать свои мысли, составлять короткие рассказы.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной монологической речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники удаётся достичь следующих результатов
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать готовые тексты, и придумывать интересные истории;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
Поэтому, чем раньше Вы научите детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше и быстрее сможете подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Автор: Изгагина Наталья Михайловна, учитель -логопед
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Консультация для педагогов:" Развитие связной монологической речи у старших дошкольников"
Раскрывается значение развитой связной монологической речи для формирования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...
Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"
Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...
Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».
Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.
Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....
- Мне нравится (1)