"Развитие речи дошкольника в игровой деятельности"
статья по развитию речи
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи дошкольника в игровой деятельности»
Ибрагимова Ольга Николаевна,
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №15»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Ранний возраст - особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. За последние десятилетия, ученые всего мира проявляют особый интерес к раннему периоду в жизни ребёнка, к интеллектуальному, речевому и познавательному развитию маленьких детей.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Известно, что ребёнок овладевает речью к 2-3 годам. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года – 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже от 1500 и более слов. Ребенок познаёт грамматический строй языка, заменяя простые предложения более сложными. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. С развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком предметов и явлений окружающей действительности. Дети более активно начинают рассказывать о том, что они делали, куда ходили, что видели, используя практически все части речи.
Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
С каждым годом отмечается большое количество детей с задержкой речевого развития. Основными причинами этого, на наш взгляд, являются частые заболевания малышей, что приводит ослаблению детского организма, как к физическому так и к психическому; осложненная адаптация к новым условиям жизни в детском саду и, в первую очередь, из-за родительской некомпетентности; загруженность родителей и, как следствие, недостаток внимания со стороны родителей, что на языке педагогов звучит как «домашняя запущенность».
В настоящее время все больше встречаются речевых нарушений в дошкольном возрасте таких как: нарушения звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков), нарушение слоговой структуры слова - пропуски, перестановки слогов в слове, лексические недостатки (бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов), неправильное грамматическое оформления высказывания, затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания, темпо-ритмические недостатки (ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание), необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
Воздействия педагога на процесс речевого развития детей происходит в играх-занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, нам необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать содержательным и интересным. Вот здесь и приходит на выручку совместная игровая деятельность.
Преступая к работе, мы ставим перед собой цель: развивать речь детей и расширять их представления об окружающем мире в процессе игровой деятельности. Исходя, из цели определяем следующие задачи: вызвать интерес к познавательно-речевой деятельности посредством применения различных игр и игровых упражнений; развивать понимание ребёнком речи взрослого; обогащать пассивный и активный словарь детей, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги; формировать активную речь ребенка путём использования сюжетно- дидактических игр. Учить пользоваться речью, как средством общения с окружающими и как средством познания окружающей действительности.
Формировать звуковую культуру речи, развивать голосовой аппарат и речевое дыхание в процессе дидактических игр и упражнений; расширять ориентировку ребёнка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам; учить детей действовать в воображаемой ситуации; формировать способность к замещению предметов; развивать в процессе игры навыки самостоятельности.
Организовывая сюжетно-дидактическую игру, нам необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребёнком, продумать правильный подбор игрушек, чтобы ребёнку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности необходимо провоцировать ребёнка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения.
Побуждая детей к игровой деятельности, можно использовать чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, забавы, песенки и стишки, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, обладают огромным развивающим потенциалом, способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря. Так же по ходу работы по развитию речи детей, мы обращаем внимание на работу по развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, игры и упражнения в сухом пробковом бассейне, различные мозаики, дидактические кубы, игрушки-шнуровки, разнообразные конструкторы и пр.
Следует помнить, что в формировании правильного произношения звуков важную роль играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата, не следует забывать и об артикуляционной гимнастике, которую так же нужно проводить в игровой форме, так как детям это намного интереснее.
С целью развития голосового аппарата нами применяются игровые упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью, например «Тихо - громко», «Узнай и назови, кто позвал тебя», «Эхо», «Мама и детки» и др.
В процессе игровой деятельности перед детьми не ставится задача прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных речевых задач в игре носит ситуативный характер; ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что запланировали мы сами. В этой ситуации первоначальной задачей, мы считаем, готовность к импровизации при встречной активности ребёнка, которая не заставляет долго ждать, ведь всё, что находит эмоциональный отклик у ребёнка, в силу его природы, не может сидеть у него внутри, оно просится наружу, побуждая ребёнка не только к действиям, но и к речевой активности.
Таким образом, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Было бы ошибкой предполагать, что всё это приходит к ребёнку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию речи малыша, развитию его познавательной активности.
Основная особенность игровой деятельности состоит в том, что ребёнок раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. У него формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи. При этом особое место занимает предметно-развивающая среда. Поэтому, начиная работать по данной теме, мы должны поставить перед собой цель: создать такую среду в группе, которая, в первую очередь, была бы комфортной и, конечно же, способствовала полноценному, всестороннему развитию детей, побуждала их к речевой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/13/picture-261477-1407927648.jpg)
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
Сообщение из опыта работы«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научить...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/25/picture-242014-1366893441.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"
Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/29/picture-501736-1690592260.jpg)
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841485-1478030363.jpg)
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности.
Игра важный движущий стимул для развития речи дошкольников. Благодаря различным видам игровой деятельности обогощается словарный запас, развивается фонематический слух, правильная постановка речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/17/picture-917149-1492410692.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»
МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности» Воспитатель: Б...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-865895-1489144241.jpg)
Презентация "Развитие речи дошкольника в игровой деятельности"
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника и представляет большие возможности для решения м...