речевое развитие. дидактические игры.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Веселова Ульяна Михайловна

дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игра "Сочини предложение".

Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых

изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый

ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух

задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова

по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению

нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с

придумыванием предложений по двум заданным

словам, в следующий раз предложите им три слова

для составления предложений.

2. Игра «Добавь слово».

Цель: Закрепление использования предлогов - наречий: справа, слева,

впереди, позади.

Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.

Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя

слова: справа, слева, впереди, позади

Стол стоит … .

Полочка с книгами висит … .

Мишка сидит … .

3. Игра «Предлоги».

Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.

4. Игра «Кто с какими буквами дружит».

На каждого игрока должна быть картинка животного.

Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего -

 жик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой

"Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой

крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий

ребенок говорит: "Мой  жик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и

т. д.

5. Игра «Теремок».

Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в

теремочке живет, кто в невысоком живет?

Достаем предметную картинку – например - утюг.

Дети называют предмет.

В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. (стучит первый игрок) кто там?

Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?

1- й игрок: Пустим, если скажешь чем мы похожи! Дети помогают

найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня,

для них нужен стол и т. д. Дети по цепочке находят общие признаки.

6. Словесная игра «Придумай предложение со словами….»

Цель: упражнять в составлении простых предложений

со словами, предложенных воспитателем.

Воспитатель произносит слово, а дети составляют

предложение.

7. Словесная игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее

слово и с ним придумывают предложение и т. д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол

чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

8. Игра «Составь рассказ»

Воспитатель раздает каждому ребенку карточкусхему с условными изображениями: снега,

солнышка, детей, зимней одежды, санок, лыж, горки,

снеговика и предлагает составить по схеме рассказ

на тему «Зимние забавы».

9. Игра «Магазин»

С помощью моделей описывается ребенком овощ,

фрукт, мебель.

10. Игра «Где что растёт?»

Цель: Закрепление формы предложного падежа.

На доске слева – картинки с изображением огорода, сада, луга, поля,

болота; справа – картинки с изображением овощей,

фруктов, деревьев, травы, клюквы.

Воспитатель: «Растения сбежали со своих

мест и заблудились. Помоги им вернуться

на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?»

Дети: «Овощи растут в огороде».

Картинка овощей располагается около

изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра

«Что где покупают», «Что где хранится?»

11. Игра «Найди звук в слове»

Цель: Развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове,

определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных

предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой

количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например *т+). Они должны

произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко.

Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить

соответствующую ячейку в таблице.

12. Игра: «Замкни цепочку»

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука,

каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с

последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с

перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и

практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного

громкого проговаривания, только по представлению.

Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу,

контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать

замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности,

цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с

картинки, помеченной специальным значком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие. Дидактическая игра "Действия"

Дидактическая игра напрвлена на активизацию словаря, умение подбирать слова к картинке, обозначающей действие....

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...

Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...

«Речевые и дидактические игры по русским народным сказкам»

цель создания картотеки - равить речь детей,вызвать интерес к русским народным сказкам....

Методическая разработка«Ознакомление детей дошкольного возраста с временными понятиями «Сутки» и «Дни недели» через речевые и дидактические игры».

Этот материал будет полезен воспитателям детских садов для ознакомления детей с временными понятиями "Сутки" и "Дни недели"...

Дидактическое пособие по речевому развитию «Учимся играя»

Данное пособие способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (так...

Конспект по речевому развитию "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ"

Конспект по речевому развитию "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ"...