речевое развитие. дидактические игры.
картотека по развитию речи (старшая группа)
дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 14.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра "Сочини предложение".
Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых
изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый
ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух
задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова
по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению
нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с
придумыванием предложений по двум заданным
словам, в следующий раз предложите им три слова
для составления предложений.
2. Игра «Добавь слово».
Цель: Закрепление использования предлогов - наречий: справа, слева,
впереди, позади.
Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.
Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя
слова: справа, слева, впереди, позади
Стол стоит … .
Полочка с книгами висит … .
Мишка сидит … .
3. Игра «Предлоги».
Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.
4. Игра «Кто с какими буквами дружит».
На каждого игрока должна быть картинка животного.
Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего -
жик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой
"Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой
крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий
ребенок говорит: "Мой жик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и
т. д.
5. Игра «Теремок».
Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в
теремочке живет, кто в невысоком живет?
Достаем предметную картинку – например - утюг.
Дети называют предмет.
В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. (стучит первый игрок) кто там?
Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?
1- й игрок: Пустим, если скажешь чем мы похожи! Дети помогают
найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня,
для них нужен стол и т. д. Дети по цепочке находят общие признаки.
6. Словесная игра «Придумай предложение со словами….»
Цель: упражнять в составлении простых предложений
со словами, предложенных воспитателем.
Воспитатель произносит слово, а дети составляют
предложение.
7. Словесная игра «Сплетем венок из предложений»
Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее
слово и с ним придумывают предложение и т. д.
Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол
чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
8. Игра «Составь рассказ»
Воспитатель раздает каждому ребенку карточкусхему с условными изображениями: снега,
солнышка, детей, зимней одежды, санок, лыж, горки,
снеговика и предлагает составить по схеме рассказ
на тему «Зимние забавы».
9. Игра «Магазин»
С помощью моделей описывается ребенком овощ,
фрукт, мебель.
10. Игра «Где что растёт?»
Цель: Закрепление формы предложного падежа.
На доске слева – картинки с изображением огорода, сада, луга, поля,
болота; справа – картинки с изображением овощей,
фруктов, деревьев, травы, клюквы.
Воспитатель: «Растения сбежали со своих
мест и заблудились. Помоги им вернуться
на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?»
Дети: «Овощи растут в огороде».
Картинка овощей располагается около
изображения огорода и т. д.
Аналогичным образом проводится игра
«Что где покупают», «Что где хранится?»
11. Игра «Найди звук в слове»
Цель: Развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове,
определять, где он находится.
Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных
предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой
количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.
Детям предлагается найти в словах нужный звук (например *т+). Они должны
произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко.
Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить
соответствующую ячейку в таблице.
12. Игра: «Замкни цепочку»
Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука,
каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с
последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с
перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и
практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного
громкого проговаривания, только по представлению.
Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу,
контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать
замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности,
цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с
картинки, помеченной специальным значком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие. Дидактическая игра "Действия"
Дидактическая игра напрвлена на активизацию словаря, умение подбирать слова к картинке, обозначающей действие....
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...
Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...
«Речевые и дидактические игры по русским народным сказкам»
цель создания картотеки - равить речь детей,вызвать интерес к русским народным сказкам....
Методическая разработка«Ознакомление детей дошкольного возраста с временными понятиями «Сутки» и «Дни недели» через речевые и дидактические игры».
Этот материал будет полезен воспитателям детских садов для ознакомления детей с временными понятиями "Сутки" и "Дни недели"...
Дидактическое пособие по речевому развитию «Учимся играя»
Данное пособие способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (так...
Конспект по речевому развитию "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ"
Конспект по речевому развитию "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ"...