Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)
Изучение детской речи учеными: психологами, психолингвистами, филологами – позволило утверждать, что развитие речи ребенка взаимосвязано с развитием сознания и мышления, с процессом познания им окружающей действительности, а также обусловлено становлением личности в целом , дошкольный возраст – это период самого интенсивного становления и развития личности, в ходе которого ребенок приобретает основы родной речи, формируется его речевая активность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_svyaznoy_rechi.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Изучение детской речи учеными: психологами, психолингвистами, филологами – позволило утверждать, что развитие речи ребенка взаимосвязано с развитием сознания и мышления, с процессом познания им окружающей действительности, а также обусловлено становлением личности в целом (Л.А. Венгер [7], А.В. Запорожец [13], Д.Б. Эльконин [42]и др.). По мнению Л.С. Выготского [9], Ф.А. Сохина [30], О.С. Ушаковой [35], дошкольный возраст – это период самого интенсивного становления и развития личности, в ходе которого ребенок приобретает основы родной речи, формируется его речевая активность. Процесс становления речи во всех ее аспектах, связь языка и мышления, языка и объективной действительности, семантика языка и его единиц, характер их обусловленности – это те вопросы, которые волновали исследователей разных научных сфер: А.Н. Гвоздева [10], Л.В. Щербу [40]и др. Единодушно основным результатом процесса овладения речью ученые называли и называют овладение текстом.
Давая определение устной связной речи, С.Л. Рубинштейн, устной связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания [27, с.65]. Овладение речью ребенком, с точки зрения Л.С. Выготского, идет отчасти к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. В результате этой деятельности появляется связная речь – ряд развернутых предложений [9, с.126].
А.М. Леушина считает, что развитие устной речи ребенка начинается с овладения ситуативной речью, затем идет этап овладению контекстной речью, в дальнейшем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно [20, с.55].Ученый считает, что формирование устной речи, изменение ее функций обусловлены содержанием, условиями, формами общения ребенка с окружающими его людьми и определяется уровнем развития его интеллекта [20, с.67].
Ученые единодушно полагают, что первоначально речь детей дошкольного возраста имеет ситуативный способ изложения, их речь часто прерывается собственными пояснениями, вызванными стремлением подробнее или понятнее рассказать. Так начинают формироваться интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит разговор с самим собой [15, с.152]. К концу дошкольного периода ситуативность речи, по наблюдениям исследователей (З.М. Истомина), начинает постепенно заменяться словесным образцом: меньше становится указательных слов, наречий места, в меньшей степени речь сопровождается жестами. Но эмоциональные речевые ситуации возвращают ситуативное моделирование речи: она становится менее связной [15, с.152].
А.М. Леушина в работе «Развитие устной речи у дошкольников» отмечает, что расширение круга общения, увеличение познавательных интересов формирует у дошкольника контекстную речь. Содержание данного вида речи обусловлено контекстом, благодаря которому она понятна слушателю. Как утверждает ученый, контекстная речь формируется в основном на основе систематического обучения ребенка. Во время занятий в дошкольном образовательном учреждении воспитатель учит детей использовать в речи тексты более отвлеченного содержания, по сравнению с ситуативными, что вызывает необходимость привлечения новых речевых средств, а также слов, которые ребенок усваивает из речи взрослых [20, с.95]. В основном развитие устной связной речи связано со школьным этапом в развитии детей, в начальной школе ребенок начинает осознанно использовать и ситуативную, и контекстную речь, учитывая условия, а также характер общения. Ориентация речи ребенка на контекстную форму обусловлено расширением его словарного запаса и обогащением речи новыми грамматическими конструкциями [20, с.95].
Исследованием речи детей дошкольного возраста занимался Д.Б. Эльконина, советский психолог, родоначальник оригинального направления в детской и педагогической психологии [42, с 195]. Ученый утверждает, что основой развития речи ребенка становится разговорная речь. Дошкольник, говоря со сверстником об игрушке или игре, составляет рассказ, сообщения, состоящие не из отдельных предложений, а уже представляющих связное высказывание. Так постепенно ситуативные тексты заменяются объяснительной речью, требующей уже понимания и отбора языковых средств [42,с 195].
Исследование ребенка шестого года жизни свидетельствует о том, что большинство ребят способны последовательно, в целом логично составлять описательные или сюжетные рассказы на заданные темы. Но, как отмечает Д.Б. Эльконин, ребенку необходимы еще образцы речи, увеличение словарного запаса тесно взаимосвязано с условиями жизни ребенка, а также воспитания. При этом автор отмечает, что не стоит ждать одинакового уровня речевого развития дошкольников, именно в речи будут велики «индивидуальные вариации» [42, с. 148].
Вопросами изучения развития речи детей дошкольного возраста занимался ученый-лингвист А.Н. Гвоздев. Филолог считал, что в детской речи реализуется «язык в его непрерывном изменении и росте, направляемом воздействием речи окружающей среды» [10, с. 348]. Ученый определил основные возрастные этапы усвоения детьми разных грамматических явлений, установил закономерности как понимания, так и употребления ими фонетических, морфологических и синтаксических конструкций и категорий [10, с. 348].
А.Н. Гвоздев стремился определить уровень усвоения ребенком языка вообще, и в частности – уровень сознательности и уровень самостоятельности усвоения. Ученый постоянно обращал внимание на факты, раскрывающие понимание ребенком слова, его грамматической формы, а также обнаружение грамматических неточностей или ошибок в своей и чужой речи.
Критериями, позволяющими судить о том, что ребенок правильно воспринимает используемые им языковые средства, «а не просто копирует их, слыша в речи взрослых», ученый называет:
– правильность употребления определенного элемента языка;
– наличие в речи ребенка противопоставленных друг другу грамматических форм;
– самостоятельное конструирование «неправильных» слов и фирм, которые отсутствуют в языке взрослых, но отражают усвоение общих словообразовательных и словоизменительных моделей, понимание формообразующей роли отдельных морфем;
– прямые оценки своей и чужой речи, появляющиеся в репликах ребенка.[10, c.348].
По мнению А.Н. Гвоздева, интенсивное освоение родного языка в дошкольном возрасте обусловлено не только овладением его морфологической системы, но и «чрезвычайной активностью» ребенка по отношению к языку, которая выражается в его речи в разнообразных, не существующих в языке примерах словообразования или словоизменения, построенных детьми по аналогии с известными и используемыми уже структурами [10,c.348].
Огромное значение имеют труды, посвященные вопросам освоения ребенком морфологической системы родного языка. Ряд детей в старшем дошкольном возрасте затрудняются в выделении морфем. Закономерности морфологической членимости слов, описанные А. Н. Гвоздевым, стали основой практики логопедов и используются ими для формирования у детей с речевыми нарушениями [10,c.234].
А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.
Основой, на которой строится усвоение языка, по мнению А.Н. Гвоздева, становится опора на звуковую форму слова. А.Н. Гвоздев пишет о том, что у пятилетнего ребенка появляются первые попытки осмыслить значение слов и этимологически его объяснить. Эти попытки происходят на основе сравнения одних слов с другими, созвучными им словами, что приводит к ошибке: например, слово «вода» сближается со словом «водить». Для достижения допустимой осмысленности речи необходимо специальное обучение [10,с. 315].
А.В. Захарова описала процесс усвоение форм склонения имен детьми дошкольного возраста. Формируется система связей внутри парадигмы склонения с ориентировкой на форму, проходит в определенной последовательности на протяжении всего дошкольного возраста [23,с. 142]. Исследования А.В. Захаровой привели к выводу, что усвоение морфологической системы русского языка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте, происходит на основе ориентировки в звуковой форме слов [23, С. 142].
Особенности формирование связной речи дошкольников и закономерности ее развития изучали также Е.А. Флерина [36], Э.П. Короткова [17], В.В. Гербова [11], Г.М. Лямина [22], Н.Г. Смольникова [23]и др.
Методика обучения дошкольников монологической речи, исследования структуры связного высказывания описаны Н.Г. Смольниковой [32]. Э.П. Короткова [16] посвятила свои исследования особенностям овладения различными функциональными типами текста детьми дошкольного возраста. Методы и приемы обучения и формирования устной речи дошкольников описаны Е.А. Смирновой [29] и О.С. Ушаковой [35]. Исследователи демонстрируют возможности использования сюжетных картин и рисунков в методике развития устной речи (О.С. Ушакова, В.В. Гербова) и связывают развитие устной речи с развитием детского творчества.
Но рассматриваемые методы и приемы развития устной речи ребенка в основном ориентированы на представление фактического материала для детских рассказов, умственный процесс, важный для создания текста, мало отражен.
Важными для методики развития ребенка дошкольного возраста стали исследования, выполненные коллективом ученых под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Вопросами их научных изысканий сталвыбор критериев оценки речевой связности. В качестве главного показателя было определено умение структурировать текст, использовать разные способы связей между частями текстов разных типов видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Таким образом, анализ научной литературы, психолого-педагогических исследований позволил сформировать представление об уровне развития речи детей дошкольного уровня.
К началу школьного обучения многие дошкольники правильно произносят звуки родного им языка, могут в соответствии с речевой ситуацией интонировать речь. Отчетливая речь для ребенка пяти лет является нормой. В этот период развивается фонематический слух, и дети хорошо выделяют группы звуков, слов, фразы, в которых есть наблюдаемые звуки.
Словарный запас ребенка этого периода развития пополняется многозначными, обобщающими словами, в целом объем словарного запаса может достигать 2500-3000 слов.
Дошкольник уже употребляет распространенные предложения, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, начинает моделировать тексты разных типов речи. В это период совершенствуется монологическая форма речи: дети могут пересказать рассказ или сказку, описать в основных деталях картинку. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.
В отношении развития устной связной речи детей дошкольного возраста ученые отмечают следующие: хорошее понимание прочитанного детьми, умение отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать небольшую по объему сказку или рассказ. Дошкольник может словесно описывать репродукцию или рисунок, структурировать свое высказывание, домысливать события, предшествующие или последующие тем, которые изображены на картине. Дети способны отмечать в картине главное и второстепенное, характеризовать детали, тона, состояние описываемой на картине природы.
Между тем, не все дошкольники в равной степени хорошо владеют речью. Некоторые дети ряд звуков неправильно произносят, чаще это сонорные [р], [л], шипящие звуки, не умеют правильно управлять интонированием, громкостью речи, есть ошибки в образовании слов, грамматических форм, согласовании прилагательных, синтаксических конструкций. При составлении текстов нередко дошкольники испытывают трудности в организации связности текста, не умеют выстраивать структурные части текста, соединять конструкции в высказывании.
Таким образом, в основном дошкольник достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средствам общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал период грамматического языкового развития [42,с.239].
Таким образом, анализ научной литературы воссоздает языковой портрет дошкольника и позволяет на его основе определить направление проделываемого нами исследования: определение целесообразности и эффективности использования речевых упражнений на основе ситуаций общения в системе развития речи детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы
- Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 453 с.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2013. - 247 с.
- Асеева И.И. Развитие связной речи [Текст] / И.И. Асеева. – М.: Литера, 2016. – 64с
- Бардышева Т.Ю. Обучение связной речи детей 6-7 лет [Текст] / Т.Ю. Бардышева. – М.: Просвещение, 2012. – 131с
- Бородич, А.М. Методика развития речи у детей [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2009. – 149с.
- Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников, – М., 2008. – 259 с.
- Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2010. – 704с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. - Т. 2. – М.: Просвещение, 2006. –456 c
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1991. –421 c/
- Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - с. 28-34.
- Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2015. – 351 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.:Современник, 2009. –341 с
- Земцова О.Н. От слова к рассказу. Развиваем речь детей [Текст] / О.Н. Земцова. – М.: Махаон, 2014. – 304с.
- Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников.– М.: Педагогика, 2009. –201 с.
- Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников / И.Б. Козина. – М.: 2012. - № 5. - 69-75 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 3-е изд. – М., 2010. – 164 с.
- Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И.Лалаева, С.В. Зорина, Н.В.Серебрякова – М., 2003.
- Леонтьев А.А. Речевая деятельность, речь, язык / А.А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216с.
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. – М.: Наука, 2015. –268 с.
- Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2012. – 525с
- Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста – М.: Академия, 2014. – 213 с.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., доп. – М., 2013.
- Наумов, А.А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. – Волгоград. Учитель, 2012.
- Психологическая культура руководителя дошкольного учреждения: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения / Е.А. Панько [и др.] ; под редакцией Я.JI. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск : Нац. ин-т образования, 2014. – 222 с.
- Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Радина. – М.: Просвещение, 2013. – 315с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 2014. – 453 с.
- Сластья Л.Н. Формирование связной речи детей 6-7 лет [Текст] / Л.Н. Сластья. – М.: Учитель, 2013. – 232с.
- Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. – М.: Наука, 2011. – 265 с.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009, 211 с.
- Сохин,Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 2012. – 275с
- Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск :Адукацыя i выхаванне, 2012. – 120 с.
- Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений высшего проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
- Ушакова О.С. Диагностика речевого развития дошкольников. – М.: РАО. Исследовательский Центр семьи и детства, 1997. – 342 с.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: учеб.длястуд.ипед.вузов, 2014. – 288с.
- Федоренко Л.П.. Принципы обучения развитию речи. – М.: Просвещение , 1991. – 234 с.
- Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева. – М.: Владос, 2012. – 291с.
- Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: Аркти, 2015. – 240с.
- Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.] ; под.ред. Я.JI. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.
- Щерба Л.В. Русская речь. – М.: Наука, 1999, 132 с
- Щербакова, К.В. Специальная психология / К.В. Щербакова– М., 2006.
- Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2012. – 110с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....
Стёртая форма дизартрии. Причины возникновения и особенности речевого развития детей дошкольного возраста.
Дизартрия – это неврологический термин, образован (от греч. dys – частица, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное ...
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Информация полезна логопедам, воспитателям, родителям дошкольников....
"Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"
В данной статье речь идет о особенностях речевого развития детей дошкольного возраста. Охватывается и грамматический строй речи и ее лексическая сторона, а также связная речь. Подробно описано в каком...
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Организация логопедической работы с детьми с диагнозом ЗПР.
Преодоление ЗПР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Характерными признаками нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличи...
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....