«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pro_fedoru_po_razvitiyu_rechi_st.gr_.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
Основная образовательная область: «Речевое развитие»,
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие».
Задачи:
- активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;
- развивать навык словообразования;
- вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.
- закреплять знания о различных видах посуды, ее назначении;
- развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
- развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание, мышление.
- воспитывать бережное отношение к посуде, желание
содержать ее в чистоте. - упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, определение первого звука в слове.
- упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
Предварительная работа:
- рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
- чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин».
- отгадывание и разучивание загадок о посуде,
- игры: «Что в чем?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.
Оборудование:
- плакат с силуэтными изображениями предметов посуды;
- посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница,
салфетница, чайная ложка; - столовые приборы: ложка, вилка, нож;
- столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, хлебница;
- кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;
- карточки на каждого ребенка;
- простые карандаши на каждого ребенка;
- слайды для игры «Что разбилось?»;
- три свободных стола;
- салфетки из ткани для сервировки стола;
- корзина с угощением;
- мяч
- цветы красного и синего цвета
Методы и приемы:
Практические: сюрпризный момент угощение для детей, дидактические игры: «Какая посуда спряталась», «Что без чего», «Накрой на стол», «Что разбилось», “Скажи наоборот», «Назови, чей предмет: мой, моя, мое».
Словарная работа: сервиз, сервировать.
Ход занятия
Минутка вхождения в занятие.
Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (муз.В.Шаинского, сл. М Пляцковского.)
Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбк. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Вбегает плачущая Федора с криками:
Федора: Ой, какое горе, какое горе!
Воспитатель: Что случилось? (обращаясь к Федоре)
- Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?
Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.
В: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?
Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».
В: Почему же она плачет, может она заболела?
Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.
Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала.
В: Что же делать? Как же бабушке помочь?
Ответы детей.
Федора: Может вы и поможете мне маленькие дети, если отгадаете мою загадку:
"Ты не сядешь за обед,
Если в доме меня нет".
(делает задумчивый вид) Что это?
В: Ребята, а вы догадались?
Д: Посуда.
В: А как вы догадались?
Д: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.
В: Федора, посуду ты сможешь вернуть, но нужно будет выполнить задания которые встретятся тебе на пути.
Федора начинает плакать:
- Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?
В: Ребята, поможем Федоре?
Д: Да, поможем.
В: (К Федоре) Постараемся помочь тебе выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.
Ф.: Я не умею!
В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.
Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.
В: Ну, что, Федора даешь обещание?
Ф.: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!
В: Ну что ж, не будем терять времени отправимся в путь. Чтобы посуда вернулась нам нужно не мало потрудиться. Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем
- Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только двух цветов: красные и синие. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, не изучали, что они обозначают?/
- Это звуки: гласные и согласные/.
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этому цвету /дети называют/.
- А теперь переверните цветы, видите картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах /бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
- Ребята, посмотрите, здесь разбросаны шишки. Это кто же их набросал?
- /Белка/
- Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше.
Кукольный театр
- Белочка: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Надевает – снимает /свитер
Белочка: Молодцы ребята справились с заданием, идите прямо.
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, кажется, они даже не ожидали что вы знаете многозначные слова. Но нужно выполнить еще одно задание. При выполнение этого задания принимаются как хоровые ответы, так и индивидуальные, выбор делают сами дети.
- Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
/иллюстрации/
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
- Ребята, мы опять справились с заданием
- Нужно идти дальше, а сил совсем нет, Садитесь на полянку сейчас отдохнем и отправимся дальше.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, (дети надувают щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, ( дети приседают, правая рука на поясе, левая опущена)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, ( руки в стороны кружатся на месте)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (стоя на месте поднимают руки вверх и делают "замочек")
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (берутся за руки и делают круг)
Он посуду нам принес.
Н. Нищева
Воспитатель: - Идем ребята дальше. Посмотрите какая интересная картина, может это и есть Федорина посуда. Но здесь нужно выполнить задание.
Игра «Чего не стало?»
В: Посмотрите на картинку (показывает детям слайд) её нужно хорошо рассмотреть и запомнить все предметы, которые на ней нарисованы. (Дети в течение 1 минуты рассматривают картинку).
В: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что потеряла. А что же она потеряла? Догадайтесь (слайд), дети рассматривают его и называют потерявшийся предмет).
В: А сейчас нужно выполнить еще задание:
Игра «Что без чего?»
В: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Видела я ее посуду, то одной части не хватает, то другой. Давайте попробуем починить посуду, для этого надо дорисовать и назвать недостающие части. ( Дети берут листочки садятся за столы и дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).
Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т.д.
В: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.
Игра «Накрой на стол»
В: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три команды.
1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.
2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).
3 команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду.
После этого проверяется правильность выполнения задания.
Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).
В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.
В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?
Д: Сервиз, чайный сервиз.
В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?
Д: Набор посуды
В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?
Д: Накрывали.
В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.
Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).
В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.
Игра «Что из чего»
В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.
Ф: Вот вам и мяч (Подает воспитателю).
Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,
Стакан из стекла - … (стеклянный)
Ваза из хрусталя - …(хрустальная)
Ложка из дерева - …(деревянная)
Нож из стали - … (стальной)
Вилка из метала -… (металлическая)
Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)
Кувшин из глины -… (глиняный)
Чашка из фарфора – … (фарфоровая)
В: Федора, а ты разве ничего не заметила? Посуда давно вернулась!
Ф: Спасибо ребята вы выручили меня помогли вернуть посуду. Теперь я ее буду беречь, ухаживать за ней.
Воспитатель: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как будет это происходить? Мне было приятно помогать Федоре и мне приятно было выполнять с вами задания я встаю в центр круга и протягиваю руку, а дети по очереди которым тоже понравилось помогать подходят пожимают руку и говорят «Спасибо за приятное занятие» и берутся за руки. Детям, которым было, не интересно остаются стоять на месте» (После церемонии)
Федора: А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).
В: Если все готово можно и гостей к столу приглашать!
(Дети приглашают гостей за стол).
Список литературы:
1. Брозаускас Л.Г., Нужная А.Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с. (Серия «Азбука развлечений»).
2. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
3. Нефедова К.П., Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"
В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
Программное содержание:активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;развивать навык словообразования;вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый...
ООД "Бабушка Федора в гостях у детей" (лексическая тема "Посуда")
конспект занятия в логопедической группе по лексической теме "Посуда"...
Конспект НОД по Р. Р. с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Предметный мир» "Бабушка Федора в гостях у детей"
Развитие дифференцированного восприятия трудового процесса, вычленение его компонентов. Конкретизация представлений о труде взрослых; представления о жизни человека в городе (быт, дом, транспорт, заво...
«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе Тема «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда») Программное с...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)...