Рекомендуемая литература для чтения,рассказывания и разучивания детям по возрастам.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Тиньгаева Алевтина Владимировна

Примерные призведения для круга детского чтения были определены Л.М.Гурович.Подробный список ,что читаем детям (народное устное творчество,фольклер,произведения зарубежной,классической литературы,поэзия ит.п) с младшей группы по подготовительную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdatochnyy_material_k_knizhnomu_ugolku.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ И РАЗУЧИВАНИЯ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор — частушки, потешки, песенки. Такие произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных. Младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов. Примерные произведения для круга детского чтения были определены Л. М. Гурович.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Ой, ду-ду...», «Привяжу я козлика...», «Как у нашего кота...», «Котик серенький...», «Киска, киска...», «Пошел котик на торжок...», «Кисонька-мурысонька...», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая...», «Ладушки», «Водичка, водичка...», «Наша Маша», «Заинька», «Волк-волчок, шерстяной бочок...», «Гуси вы, гуси...», «Как без дудки, без дуды...», «Петушок», «Уж ты, радуга-дуга».

Сказки. «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Горкой, горкой...» (белорус.), «Едем, едем на лошадке» (швед.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ой, в зеленом бору...» (укр.), «Ой, как весело» (эст.), «Соловей-соловушка» (лат.), «Где ночует солнце?» (арм.), «Заяц», «Палочка» (кабард.-балк.), «Козленок» (тадж.), «Люли, люли, моя крошка» (лит.), «Перчатки», «Курица», «Храбрецы» (англ.), «Топ, топ», «Дедушка Рох» (польск.), «Дождь, дождь», «Рыбки», «Ручки, спляшите» (фр.).

Сказки. «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Крошка Малышка» (шотл.), «Упрямые козы» (узб.), «Воробей и лиса» (болг.), «Как собака друга искала» (Мордов.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «У солнышка в гостях» (словацк.).

Произведения русской классической литературы

В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном...»; А. Плещеев «Травка зеленеет...», «Уж тает снег...»; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...», «[...яблоко] Оно соку спелого полно...»; А. Блок «Зайчик»; И. Суриков «Первый снег пушистый...». Л. Толстой «Была у Насти кукла...», «Пошла Катя поутру...», «Деду скучно было...», «Спала кошка на крыше...», «У Вари был чиж...», «Саша был трус...», «У Миши были сани...», «Нашли дети ежа...», «Сел дед пить чай...»; Ф Тютчев «В небе тают облака...»; К. Ушинский «Васька», «Два козлика», «Уточки» «Коровка», «Бишка», «Спор зверей»; А. Фет «Чудная картина...», «Ласточки пропали...», «Кот поет, глаза прищуря...»; Саша Черный «На коньках».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я. Аким «Откуда», «Елка наряжается»; З. Александрова «Мой мишка», «Мишка», «Большая ложка»; А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая», «Вот с насиженной гнилушки...», «Ути-ути», «У Кирюши петушок»; В. Берестов «Мишка, мишка-лежебока», «Искалочка», «Больная кукла», «Про машину», «Снегопад»; Е. Благинина «С добрым утром», «Аленушка», «Дождик», «Вот какая мама», «Улетают, улетели...», «Мы пускаем пузыри»; А. Введенский «Мышка», «Кто», «Сны», «Черный кот», «На лыжах»; Л. Квитко «В садочке»; М. Клокова «Воробей с березы...», «Мой конь»; С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Дремота и зевота», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет»; Ю. Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Н. Павлова «Щепочка и камешек», «Чьи башмачки?»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал „мяу”?»; Я. Тайц «Кубик на кубиюь «Ага»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег...», «Глубоко ли, мелко», «На машине ехали», «Где спит рыбка?», «Как на горке...», «Голуби»; С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит — убежит...»; Д. Хармс «веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог», «Кошки»; В. Хорол «Зайчик»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Томкины сны», «Волчишко», «Никита-охотник»; К. Чуковский «Цыпленок», «Закаляка», «свинки», «Поросенок», «Айболит», «Ежики смеются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А. ШабаД «(Лесенка»; Л. Берг «Рыбка» (англ.); Д. Биссет «Га-га-га» (англ.); А. Босев «Трое» (болг.); Ф. Грубин «очки» (чешск.); У Дисней «Приключения маленького щенка» (амер.); Н. Забила «Ясочкин садик» (укр.); С Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет» (арм.); М. карем «мой кот», «Цыпленок», «серое и белое», «зайчонок отправился в город» (фр.); Л. Квитко руки», «Кисонька» (евр.); Ф. Мугур «Рило-Йепурило и жучок с золотыми крылышками» (рум.); НогуТИ «Кукушка» (яп.); Ю. Тувим «где очки?» (польск.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ И РАЗУЧИВАНИЯ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Круг чтения у детей 4—5 лет не только значительно расширяется, но и качественно усложняется за счет произведений разных видов, жанров и художественной формы. Его основу составляют художественные тексты в трех видов: фольклор, классические поэтические и прозаические произведения и тексты современных авторов. Причем некоторые тексты, уже знакомые детям, будут им интересны с новой точки зрения — с позиции анализа образов героев, установления причинных связей, знакомства со средствами языковой выразительности, для пересказывания и рассказывания наизусть, для театрализованной деятельности и т. п. В этом возрасте дети чутко и заинтересованно относятся к выразительности языка, что определяет главные требования к отбору текстов — красоту и правильность литературного языка. Это означает, что приоритетными будут произведения, традиционно входящие в круг чтения дошкольников. Их примерный перечень был определен Л. М. Гурович.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Барашеньки», «Дедушка Ежок», «Долгоносый журавель...», «Жили у бабуси...», «Иголка, иголка...», «Как у нашего кота...», «Киска, киска...», «Кошкин дом», «Курочка по сенечкам»; «Наша-то хозяюшка», «Пошла Маня», «Пузырь», «Сел комарик под кусточек...», «Со вьюном я хожу...», «Солнышко-колоколнышко...», «Ты трава ль моя...», «Ходит конь...» и др.

Сказки. «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лиса-привередница», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Бычок — смоляной бочок», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Два маленьких котенка», «Перчатки», «Храбрецы», «Кораблик» (англ.), «Где ночует солнце?», «Ласточка» (арм.), «Гоп-гоп» (чешск.), «Горкой, горкой...» (белорус.), «Люли, люли, моя крошка», «Стуки-стуки» (лит.), «Скакун» (татар.), «Ой, в зеленом бору...» (укр.), «Соловей-соловушка» (лат.), «Счастливого пути» (голланд.), «Что я видел» (фр.).

Сказки. «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшочек каши» (ФР.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.), «У солНышка в гостях» (словацк.), «Хвастливый заяц» (узб.).

Произведения русской классической литературы

К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал...»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном...»; В. Ж ковский «Мальчик-с-пальчик», «Птичка»; В. Одоевский «Мороз Иванович». А. Плещеев «Старик», «Травка зеленеет...», «Уж тает снег...»; А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток...», «Ель растет перед дворцом...»; И. Суриков «Первый снег пушистый...»; Л. Толстой «Спала кошка на крыше...» «У Вари был чиж...», «Саша был трус...», «Нашли дети ежа...», «Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город», «Была зима...», «у бабки была внучка...»; Ф. Тютчев «В небе тают облака...»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания», «Чужое яичко»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...», «Чудная картина...», «Ласточки пропали...»; Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя», «Волк».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я. Аким «Елка наряжается»; З. Александрова «Ветер на речке», «Мой мишка», «Одуванчик»; А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Машенька», «Уехали»; Е. Благинина «Аленушка», «С добрым утром», «Сорока-белобока», «Дождик», «Вот какая мама»; В. Берестов «Кошкин щенок», «Мишка, мишка-лежебока», «Снегопад», «Больная кукла»; Б. Житков «Кружечка под елочкой»; М. Зощенко «Глупая история»; В. Инбер «Сороконожки»; Л. Квитко «В гости», «Лошадка»; М. Клокова «Воробей с березы...»; А. Кушнер «Почему я от всего отказался», «Что в углу?»; С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Пудель», «Детки в клетке», «Как себя вести», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Сказка об умном мышонке», «Ванька-встанька»; И. Мезнин «Черное и серое», «Простое слово»; Н. Носов «Метро», «Ступеньки»; Ю. Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Кто сказал „мяу”?»; Я. Тайц «По грибы»; Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», «Веселый старичок», «Очень странная история», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог»; Г. Цыферов «Самолетик»; Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Волчишко», «Никита-охотник», «Про Томку»; К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Закаляка», «Ежики смеются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Свинки», «Тараканище», «Федорино горе», «Цыпленок», «Чудо-дерево»; П. Воронько «Я носила воду», «Обновки» (укр.); Ф. Грубин «Горка», «Ромашки» (чешск.); С. Капутикян «Маша обедает» (арм.); Я. Колас «Цветок» (белорус.); Э. Маркуш «Купание вороненка» (венг); Уолтер де ля мер «кря!», «Перышки в подушке» (англ.); Я. Райнис «Наперегонки» (лат.); Ю. Тувим «Где очки?» (польск.); В. Хорол «Зайчик».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ И РАЗУЧИВАНИЯ

СТАРШАЯ ГРУППА

Круг чтения у детей 5—6 лет продолжает расширяться и усложняться. него входят уже не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый подтекст (бытовая сказка, былина, басня). Произведения усложняются с точки зрения художественности. Их выбор и тематика будут зависеть от специфики читательских интересов детей, от особенностей семейного чтения, литературных пристрастий педагога. В связи с этим предложить примерный перечень литературы довольно трудно. Приведенный далее список может рассматриваться как ориентировочный.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Вдоль по реченьке лебедушка плывет», «Грачи-киричи...», «Дождик, дождик, веселей», «Зеленейся, зеленейся...», «Иван, Иван...», «Идет матушка-весна...», «Как на тоненький ледок...», «Как у нашего кота», «Курочка по сенечкам», «Ласточка-ласточка...», «По дубочку постучишь — прилетает синий чиж», «Пошла Маня на базар...» , «Пчелки, пчелки», «Раным-рано поутру...», «Свинка Ненила», «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ты рябинушка, ты кудрявая», «Ходит конь по бережку», «Уж ты пташечка, ты залетная...»

Сказки о животных. «Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич».

Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил мороз, солнце и ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему веленью», «Семь Симеонов — семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивкабурка», «Снегурочка», «Финист — Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка».

Бытовые сказки. «Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка».

Докучные сказки. «Жил был старик...», «Жил был царь...», «Жили-были два братца...», «Рассказать ли тебе...»

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Веснянка» «Ой, зачем ты, жаворонок...», «Приди, приди, солнышко...», «Друг за дружкой...» (укр.), «Гречку мыли» (лит.), «Дом, который построил Джек», «Старушка» (англ., пер. С. Маршака), «Енот и опоссум», «Слон и сверчок» (амер.), «Косари», «Улитка» (молдав.), «Ласточка» (арм.), «Молчаливые тролли» (норв.), «Ослик мой, быстрей шагай» (фр.), «Спляшем» (шотл.), «Я колышки тешу...», «Ястреб» (груз.).

Сказки. «Айога» (нан.), «Видеку рубашку» (славен.), «Голубая птица» (туркм.), «Гора смешливая, справедливая» (вьет.), «Дерево-краса, живая вода и правдивая птица», «Золотая ладья» (слов.), «Добрый крестьянин» (яп.), «Лесная дева» (чеш.), «Златовласка» (чеш., пер. К. Паустовского), «Про жар-птицу и морскую царевну», «Соль дороже золота», «Счастья тебе, мосток (чеш., пер. Б. Немцова), «Каждый свое получил» (эст.). «Как барсук и куница судились» (кор.), «Как братья отцовский клад нашли» (молд.), «Кролик» (мексик.), «Кто умнее — тот сильнее» (кит.), «Кукушка» (нен.), «Легкий хлеб», «От краденого не растолстеешь» (белорус.), «Почему у месяца нет платья» (серб.), «Храбрый мальчик» (даг.).

Поэтические произведения

Лирические стихи о природе. Я. Аким «Апрель», «Осень», «Мой верный чиж»; К. Бальмонт «Снежинка», «Золотая рыбка», «Осень»; Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»; С. Есенин «С добрым утром», «Поет зима — аукает...», «Береза», «Черемуха»; В. Жуковский «Жаворонок»; А. Майков «Осень» (отрывок); Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок), «Зеленый шум», «Перед дождем» (отрывок); И. Никитин «Встреча зимы»; А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» («Евгений Онегин»), «Ель растет перед дворцом...» («Сказка о царе Салтане...»), «За весной, красой природы...», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» («Евгений Онегин»), «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Румяной зарею...» («Вишня»), «У лукоморья дуб зеленый...» («Руслан и Людмила»); Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»; И. Суриков «Зима» (отрывок); А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...» (отрывок), «Колокольчики мои»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...», «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Фонтан»; А. Фет «Уж верба вся пушистая».

Лирические стихи о Родине. Е. Благинина «Родина», «Шинель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», «Родина»; Ф. Глинка «Москва»; С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...»; Н. Забила «Наша Родина» (отрывок, пер. с укр. З. Александровой); М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; Е Ладонщиков «Родная земля»; Н. Рубцов «Привет, Россия...» (отрывок); И. Суриков «Вот моя деревня», «Родина».

Стихи об окружающей предметной и социальной действительности. Я. «Жадина»; А. Барто «Помощница», «Уехали»; Е. Благинина «посидим в тишине»; А. Введенский «Загадка»; П. Ершов «Конек-Горбунок»; Л. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька»; Г Кружков «Кросс», «стихи 0 чистой посуде»; С. Маршак «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; В. Маяковский «кем быть?», «Майская песенка», «Эта книжечка моя про моря и про маяк»; С. Михажов «Рисунок»; Ю. Мориц «Домик с трубой»; Э. Мошковская «Обида»; Е. Серова «Новогоднее»; И. Пивоварова «волшебная палочка», «Хочу летать», «Про шляпу», «Сосчитать не могу»; Д. Хармс «Очень страшная история», «Иван Иваныч Самовар», «Кошки», «Миллион», «Что это было?..»; М. Цветаева «У кроватки»; К. Чуковский «Айболит», «Воробьишко», «Елка», «Загадки», «Тараканище», «Телефон».

Стихи зарубежных авторов. С. Вангели «Парта Гугуце» (пер. с молд. В. Берестова); О. Вациетис «Где живет зима летом?..» (пер. с лат. И. Токмаковой); Ю. Ванаг «Большие дела маленького Микиня» (пер. с лит. Д. Нагишкина и И. Соколовой); Г Виеру «Мамин день» (пер. с молд. Я. Акима); В. Витка «Синица» (пер. с белорус. А. Шарапова); П. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. С. Маршака); Р. Гамзатов «Мой дедушка» (пер. с авар. Я. Козловского); О. физ «Как сделать утро волшебным» (пер. с евр. Т. Спендиаровой); О. Иоселиани «Как появился Бачо» (пер. с груз. А. Эбаноидзе); С. Капутикян «Моя бабушка» (пер. с арм. Т. Спендиаровой), «Кто чем поможет», «Мы сварили плов» (пер. с арм. И. Токмаковой); М. Карши «Эту песню мама пела» (пер. с башк. Е. Николаевой); Т. Махмуд «Как пыль по заливу» (пер. с азерб. Ан. Чернова); П. Мумин «У нас рабочая семья» (пер. с узб. Ю. Кушака); К. Мурзалиев «Твой дом» (пер. с каз. В. Коркиной); В. Пальчинскайте «Хлеб», «Муравей» (пер. с литовского Г. Герасимова); Р. Сатури «Как стать человеком» (пер. с эст. Е. Лейн); А. Сарсеков «Бабочка, давай дружить!» (пер. с каз. Т. Ровицкой); А. Сиххат «Сад» (пер. с азерб. А. Ахундовой); В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ. Б. Заходера); К. Тангрыкулиев «Миндаль», «Совсем как папа» (пер. с туркм. Я. Акима); Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (пер. с польск. С. Михалкова).

Веселые стихи. А. Барто «В защиту Деда Мороза», «Веревочка»; Ю. ВлаДшииров «Оркестр»; Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»; Г Кружков «Грозная хозяйка», «Подледный лов»; Л. Кэрролл «Бармаглот» (пер. с англ. Д. Орловской); В. Левин «Бычок», «Джо Билл», «Зеленая история», «Несостоявшееся знакомство», «Ночная история», «Сундук»; С. Маршак «Пудель»; С. Маршак, Д. Хармс «Веселые чижи»; Ю. Мориц «Любимый пони», «Это — да! Это — нет!»; Г Сапгир «Людоед и принцесса, или Все наоборот»; Г. Остер «Вредные советы»; Э. Успенский «Память», «Страшная история», «Тигр вышел погулять»; Д. Хармс «Бульдог и таксик», «Врун», «Иван Топорыжкин» (скороговорка), «Удивительная кошка»; Саша Черный «Жеребенок», «На коньках»; С. Яснов «Мирная считалка».

Поэтические сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и о Рыбке»; К. Чуковский «Приключения Бибигона», «Тараканище».

Басни. И. Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей»; С. Михалков «Большая кость», «Заяц и черепаха», «Кукушка и скворец», «Муха и пчела».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе. В. Бианки «Молодая ворона», «Синичкин календарь», «Сова», «Хвосты»; Ц. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски». М. Горький «Воробьишко»; бр. Гримм «Бременские музыканты»; Б. Заходер «Серая звездочка»; У. Дисней «Приключения маленького щенка»; Р. «Слоненок»; Ю. Коваль «Заячьи следы»; С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Черный омут»; А. Куприн «Сапсан»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеевича, Ерша Ершовича и трубочиста Яшу», «Сказка про храброго зайца Длинные Уши — Косые Глаза — Короткий Хвост», «Сказочка про козявочку»; И. Одоевский «Мороз Иванович»; Л. Окнин «Зима»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; К. Паустовский «Дремучий медведь», «Квакша», «Кот-ворюга»; М. Пришвин «Гаечки», «Золотой луг», «Как поссорились кошка с собакой», «Лисичкин хлеб», «Осинкам холодно», «Рябина краснеет»; Р. Погодин «Как жеребенок Миша побил рекорд» из книги «Про жеребенка Мишу»; Дж. Родари «Мышка, которая ела кошек»; Г. Скрябицкий «Воробей», «Ворона», «Галка», «Грач», «Ласточка», «Синица», «Скворец», «Сорока»; Н. Сладков «Белка и медведь», «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Медведь и солнце», «Осень на пороге»; Г. Снегирев «К морю», «Любопытные», «Пингвиний пляж» из книги «Про пингвинов»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В. Сутеев «Что это за птица?»; Л. Толстой «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»; К. Ушинский «Ветер и солнце», «Гадюка», «Играющие собаки», «Утренние лучи», «Четыре желания»; Е. Чарушин «Волчишко», «Воробей», «Глупые обезьянки», «Свинья», «Страшный рассказ», «Хитрая мама», «Что за зверь?», «Щур», «Яшка»; Саша Черный «Кот на велосипеде»; Э. Шим «Жук на ниточке».

О социальной действительности и нравственных ценностях. С. Аксаков «Аленький цветочек»; Т Александрова «Домовенок Кузька»; Г.-Х Андерсен «Дюймовочка»; П. Бажов «Голубая змейка»; В. Гауф «Маленький Мук»; бр. Гимм «Розочка и Беляночка», «Храбрый портняжка»; В. Драгунский «Друг детства», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»; Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»; М. Зощенко «Елка»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; М. Крюгер «Принцесса Белоснежка»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; А. Митяев «Сказка про трех пиратов»; Н. Носов «Бобик в гостях У Барбоса», «Живая шляпа», «Заплатка», «На горке»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой», «Смородинка»; О. Уайльд «Мальчик-звезда», «Соловей и роза»; Л. Пантелеев «Большая стирка» из «Рассказов о Белочке и Тамарочке», «Буква „ты”»; Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «спящая красавица»; Р. Погодин «Жаба» из книги «Откуда идут тучи»; М Пришвин «Ребята и утята»; Дж. Родари «Большая морковка», «волшебный барабан», «Дудочник и автомобили», «Хитрый Буратино» и другие произведения из сборника «Сказки, у которых три конца»; Л. Толстой «Девочка и грибы», «Косточка»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Сказка-повесть. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»; А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»; А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»; Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»; Дж. Родари «Джип в телевизоре», «Путешествие Голубой Стрелы»; Э. Успенский «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене»; Т. Янссон «Волшебная зима», «Муми-тролли».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ И РАЗУЧИВАНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Круг чтения у детей 6—7 лет продолжает расширяться и усложняться как с позиции содержания, так и со стороны художественной формы (разнообразие композиционного строения, стилей речи, выразительных средств). По сравнению с предыдущей возрастной группой изменяется главным образом проза, которую слушают дети. Им становится доступным и интересным «чтение с продолжением» больших по объему произведений. Прежде всего это сказки-повести, в том числе фантастического и приключенческого содержания, в которых представлены более сложные образы героев, различные варианты их социального взаимодействия.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Бегут, бегут со двора», «Береза моя, березонька», «Богат Ермошка», «Вот пришло и лето красное...», «Вы послушайте, ребята...», «Заря-заряница», «Идет матушка-весна...», «Из-за леса, леса темного», «Как на Масленой неделе...», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...», «Коляда! Коляда! А бывает коляда...», «Коляда, коляда, ты подай пирога...», «Масленица, Масленица», «Наши уточки с утра...», «Синички-сестрички, тетки-чечетки», «Уж ты, зимушка-зима», «Уж ты, ласточка...»

Волшебные сказки. «Белая уточка», «Заговоренный клад», «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная», «Волшебное кольцо», «Жар-птица и Василиса Царевна», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Марья Моревна», «Окаменелое царство», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Финист —Ясный сокол», «Хрустальная гора», «Царевна-змея».

Бытовые сказки. «Две загадки», «Иван-солдат», «Мудрая дева», «Петр и Петруша», «Солдат и царь в лесу», «Солдат и черт», «Ум».

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калин-царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «На заставе богатырской» «Про прекрасную Василису Микулишну», «Садко», «Святогор-богатырь», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Ой, зачем ты, жаворонок...» (укр.), «улитка» (молд.).

Сказки. «Айога» (нан.), «Джек, покоритель великанов» (вал., пер. К. Чуковского), «Золотой холм», «Наказанная гордыня», «Про трех заколдованных князей» (чешск.).

Поэтические произведения

Лирические стихи о природе. Я. Аким «Яблоко»; К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Ну лугу»; И. Бунин «Первый снег»; Е Виеру «У моря» (пер. с молд. Я. Акима); П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата...» (пер. с укр. З. Александровой); С. Есенин «Береза»; А. Кушнер «Птицы»; М. Лермонтов «На севере диком...», «Горные вершины...» (из И.-В. Гёте); А. Майков Летний дождь; С. Маршак «Тает месяц молодой...»; А. Плещеев «Весна» (отрывок), «Мой садик», «Осень наступила», «Скучная картина!..» (отрывок); А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» («Осень»), «Уж небо осенью дышало...» («Евгений Онегин»); Г. Сапгир «Месяц», «Ночь и день», «Тень-олень», «Тучи», «Про овечку и человечка»; Е. Серов «Ветерок спросил, пролетая...»; И. Токмакова «Туман», «Яблонька», «Разговор Старой Ивы с Дождем»; А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...», «Что за вечер! А ручей...», «Чудная картина...»; Саша Черный «Волк».

Стихи об окружающей предметной и социальной действительности. В. Берестов «Восьмое марта», «Читалочка», «О чем поют воробушки»; Б. Заходер «Повара»; В. Левин «Мистер Сноу»; А. Майков «Колыбельная песня»; Е. Михайлова «Что такое Новый год?»; Э. Мошковская «Какие бывают подарки?»; Г. Сапгир «Лошарик», «Семья», «Удивительный день»; И. Токмакова «Кораблик», «Это праздник...», «Мне грустно...», «Я ненавижу Тарасова…»; Д. Чиарди «Прощальная игра» (пер. с англ. Р. Сефа).

Веселые стихи. В. Берестов «Дракон»; М. Бородицкая «Убежало молоко»; Б. Заходер «Кавот и Камут»; С Маршак, Д. Хармс «Веселые чижи»; Э. Мошковская «Хитрые старушки»; Р. Сеф «Бесконечные стихи», «Совершенно непонятно»; В. Левин «Мистер Квакли»; И. Токмакова «Плим»; Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»; Саша Черный «Приставалка».

Поэтические сказки. П. Ершов «Конек-Горбунок»; А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и о рыбке»; К. Чуковский «Бармалей», «Одолеем Бармалея».

Басни поэтические и прозаические. И. Крылов «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська»; С. Михалков «Аисты и лягушки», «Осел и бобер», «Слон-живописец», «Соловей и ворона»; по мотивам текстов Эзопа: «Кошка и куры»; «Лисица и виноград»; «Лисица и лев»; «Лягушки»; «Орел и жук».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе. В. Бианки «Лесные домишки», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; Р. Кипшнг «Маугли»; С. Козлов «Ежикина скрипка», «Как ослик шил шубу», «Такое дерево»; К. Коровин «Белка»; А. Куприн «Слон»; Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Р. Погодин «Откуда идут тучи», «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия»; М. Пришвин «Весна в лесу», «Еж», «Золотой луг»; Я. Сладков «Разноцветная земля»; Г. Снегирев «Скворец»; Е. Трутнева «Осень».

О социальной действительности и нравственных ценностях. С. Алексеев «Первая колонна»; Г.-Х. Андерсен «Волшебный холм», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Елка», «Новый наряд короля», «Русалочка», «Свинопас», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Уж что муженек сделает, то и ладно», «Чайник»; А. Толстой «Иван да Марья», «Прожорливый башмак»; П. Бажов «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Л. Воронкова «Дедова калоша», «Маленький Соколик», «Ссора с бабушкой», «Таня выбирает елку» (из сборника «Солнечный денек»); Н. Гарин-Михайловский «Книжка счастья»; А. Гайдар «Поход»; бр. Гримм «Бременские музыканты»; В. Дать «Старик-годовик»; В. Драгунский «Он живой и светится», «Тайное становится явным»; О. физ «Когда человеку шесть», «Пуговки», «Стеклышки», «Сто весенних лягушат»; М. Зощенко «Великие путешественники»; Б. Житков «На льдине»; В. Катаев «Дудочка и Кувшинчик»; Ю. Ковши, «Дед, баба и Алеша», «Ух!»; В. Крупин «Отцовское поле»; А. Митяев «Мешок овсянки»; М. Михайлов «Два Мороза»; Н. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»; В. Одоевский «Городок в табакерке»; В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?», «Синие листья», «Три сына»; А. Островский «Снегурочка»; Л. Пантелеев «Трус»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; Я. Сегель «Как я был мамой»; Н. Телешов «Белая цапля», «Крупеничка», «Уха»; Л. Толстой «Два брата», «Праведный судья», «Прыжок», «Филипок»; С. Топелиус «Три ржаных колоска»; Э. Шим «Где наша деревня?»; Г. Цыферов «Паровозик»; Ю. Яковлев «Мама».

Сказка-повесть. А. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Семь Подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»; А. Гайдар «Чук и Гек»; В. Губарев «Королевство кривых зеркал», «Малыш и Мелькор»; А. Линдгрен «Мио, мой Мио», «Пеппи Длинныйчулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы»; А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»; Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»; А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленькое привидение», «Чертенок № 13»; Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов», «Приключения Чиполлино»; А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»; Я. Экхольм «Людвиг Четырнадцатый», «Тутта Карлссон —- первая и единственная»; Т Янссон «Погоня за кометой», «Шляпа волшебника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и заучивания с детьми пятого и шестого года жизни по программе "Детство"

После четырёх лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения.  Они связаны с расширение детского жизненного опыта.  Совершенствуется и обогащается читательс...

Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...

Методика чтения, рассказывания литературных произведений для детей дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материал...

Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по чтению (рассказыванию) художественных произведений с детьми дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материал...

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми среднего дошкольного возраста (4- 5 лет) по программе "Детство"

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми среднего дошкольного возраста (4- 5 лет)...

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по программе "Детство"

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по программе "Детство"

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...