Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения
статья по развитию речи (младшая группа)
Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач: расширение, обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_v_rechevom_razvitii_detey_rannego_vozrasta_i_puti_ih_resheniya.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
- расширение, обогащение и активизация словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование правильной разговорной речи.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что при обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие.
Условно детей можно разделить на три группы:
- дети, у которых речь совсем отсутствует;
- дети, которые говорят отдельными словами;
- дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.
И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.
Проблемы развития речи детей раннего возраста:
- В речи ребёнка много императива (глаголов повелительного наклонения).
- Употребляет в речи слова - «паразиты», сленг, нецензурную лексику.
- Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами.
- Не вступает в речевой контакт с взрослыми или с другими детьми.
- Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста.
Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста:
- Специальная организация внешней среды, наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного (роль внимания значительна в психической деятельности детей и является одним из важных условий их развития).
- Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи) Обогащение восприятия и расширение ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие речи).
- Создание необходимых условий для развития игровой деятельности (игра требует максимально возможного применения речи).
Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста:
- Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками, дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование развивает речь).
- Симулировать общение с малышами в семье и в детском саду.
- Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определённым правилам.
- Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния воспитанников.
- Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей.
- Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по картинкам, беседы.
- Поддерживать самостоятельную деятельность детей.
- Использование фольклора является непременным условием при работе по развитию речи у детей раннего возраста.
Что необходимо учитывать педагогам в процессе подготовки к чтению малых жанров фольклора?
Иметь книги с малыми жанрами фольклора, иллюстрированными художниками, мастерами книжной графики.
Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомство их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и одновременного проведения игровых действий.
Детям часто нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его. Характерная особенность жанра потешек - особое подчеркивание художественной природы языка, словесная игра, стремление к выявлению забавного, яркого в звучании слов.
После того, как дети научатся соотносить текст потешки с игровым действием, педагог устраивает знакомство с книгой: приглашает к ней в гости в книжный уголок группы.
При рассматривании иллюстраций воспитатель выделяет характерные для данного изображения и текста потешки детали, акцентирует на них внимание детей, вовлекает их в беседу, а потом в игровое действие.
Создав ситуацию, в которой дети словно очутились среди героев хорошо известных им произведений, педагог предлагает каждому ребенку взять в руки книгу и проговорить вместе с ним, кого они увидели.
Как осуществлять чтение малых жанров фольклора?
- Воспитатель называет жанр художественного произведения, автора (если есть), название.
- Рассказав или прочитав потешку, педагог показывает малышам иллюстрации к ней.
- Педагог помогает детям вспомнить и назвать всех персонажей с опорой на иллюстрацию в книге или на листе из альбома.
- Чтение потешки должно быть многократным.
- Инсценировка произведений малых жанров фольклора.
Основная задача предложенной методики - помочь воспитателям, работающим с большой группой детей, многие из которых впервые пришли в детский сад, сделать так, чтобы ежедневное пребывание ребенка вдали от родных и близких, стало не тоскливым и безнадежным времяпрепровождением в стенах общественного учреждения, а наполнилось яркими впечатлениями, в том числе и в результате встречи с необыкновенными друзьями - героями детских книг.
В инсценировках потешек воспитатели могут использовать различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини спектаклей необходимо создать следующие условия:
- для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;
- для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля обращается к ним;
- для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.
После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Целью таких бесед является - определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какое герой больше всего запомнился и т.д.
Таким образом, фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности. Это богатейший материал для развития культуры речи. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной партнерской деятельности детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Возможные проблемы речевого развития детей раннего возраста"
Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Материал содержит названия причин, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам....
Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены...
«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...
"Проблема речевого развития детей раннего возраста"
Как мы все знаем , что в раннем возрасте у детей закладываются все особенности личности, а также определяется качество дальнейшего психологического и физического развития....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
консультация «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...