"Проблема речевого развития детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Как мы все знаем , что в раннем возрасте у детей закладываются все особенности личности, а также определяется качество дальнейшего психологического и физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
"Проблема речевого развития детей раннего возраста"
Как мы все знаем , что в раннем возрасте у детей закладываются все особенности личности, а также определяется качество дальнейшего психологического и физического развития. Если в этом возрасте проигнорировать особенности развития ребёнка , то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. Хочу обратить внимание на проблему речевого развития детей раннего возраста. Речь не является врождённой способностью у человека , она развивается в процессе онтогенеза с физическим и умственным развитием ребёнка, и служит показателем его общего развития. Благодаря речевой практике , которая формируется под влиянием обращённой речи взрослых, развитие речи у детей напрямую зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни малышей .Задержка появления первых слов у ребёнка , нарушение речи может быть при непродуманных и неграмотных действий или бездействий родителей и воспитателей.
Думаю, что для дальнейшего полноценного развития ребёнка по - прежнему остаётся правильная речь .Эта проблема остаётся одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации детей, развитие которых должно соответствовать требованиям современного общества.
Каждому человеку необходимо совершенствовать свою речь, изучать богатства языка. На детский возраст - его дошкольный и школьный периоды приходятся наиболее важные ступени в овладении речью. И именно ранний возраст характеризуется периодом интенсивного развития ребёнка и в том числе речевого.
Многие зарубежные и отечественные учёные занимались проблемой изучения особенностей речи, разработкой практических и теоретических вопросов , касающихся именно развития речи детей третьего года жизни это : Л.Н.Леонтьев; В.Штерн; Р.С Рубинштейн; М.И. Лисина; А.В.Запорожец и другие.
Ведущая деятельность детей и социальная ситуация развития изменяется , считается именно в этом возрасте от 1 до 3 лет таким видом деятельности ребёнка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно - деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности в которой ребёнок осваивает общественно - выбранные действия с предметами. Поэтому в манипуляциях ребёнка взрослый становится не просто " источником предметов" , а является главным участником его деятельности и образцом для подражания.
В данном возрасте ведущая роль в развитии речи детей принадлежит взрослым. от культуры речи нас с вами т.е взрослых зависят достижения детей в овладении языком. Важным является то, насколько взаимно и доброжелательно происходит общение взрослого и с ребёнком с самого начала. С годами потребность в общении возрастает всё больше , и в этом случае речь , как и другая любая функция , формируется и развивается только в том случае , если она востребована.Благодаря грамотному общению со взрослым , речь ребёнка развивается и становится средством мышления, средством овладения своим поведением и с этой целью были разработаны рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по дальнейшему формированию детской речи.
Рекомендации для воспитателей:
1. Совершенствовать активную речь детей - обогащать словарный запас, пользуясь всеми частями речи, совершенствовать грамматический строй речи. улучшать её произношение и эмоциональную выразительность.
2. Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих - умение понимать будущее, прошедшее, понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне её.
3. Расширять ориентировку в окружающем.
4. Расширять пользование речью - уметь передать словами свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них, расширять поводы и мотивы речевого общения со взрослыми и сверстниками.
5. Воспитывать навыки культурной речи - говорить не громко. не спеша, совершенствовать произношение.
6. Улучшать восприятие речи и слуховое внимание - умение хорошо слушать . что говорит взрослый, прослушав небольшой рассказ, сказку или стихотворение., различать звуки.
7. Развивать способность к обобщению, формировать у детей элементарные представления и понятия о явлениях природы, жизни животных, некоторых доступных пониманию детей явлениях общественной жизни, труде взрослых. времени, числе, назначении предметов. пространственных отношениях.
8. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики путём согласования ритма движений со стихотворным ритмом, выполняя при этом упражнения как правой так и левой рукой.
Для реализации этих рекомендаций нам с вами прежде всего необходимо использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, подготовки ко сну Необходимо обогащать чувственный опыт детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Рассматривая картинки или наблюдая совместно с детьми за каким - либо явлением, действием необходимо не только называть отдельные предметы и действия но и объяснять их устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначения предметов.
От того насколько правильно и своевременно идёт речевое развитие ребёнка, зависит развитие других высших психологических функций, что в свою очередь. определяет эффективную социализацию ребёнка, возможность его обучения в школе, полноценное дальнейшим получение необходимых знаний, умений, навыков. для последующей взрослой самостоятельной жизни.
Таким образом , чем чаще мы с вами будем разговаривать с ребёнком, разумеется не переутомляя его и доступным , правильным языком, рассказывать ему сказки. потешки ,играть, тем скорее он овладеет правильной речью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Возможные проблемы речевого развития детей раннего возраста"
Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Материал содержит названия причин, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам....
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....
«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...
"Проблема речевого развития детей раннего дошкольного возраста: теоретический аспект".
Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической литературе как ключевой этап развития человека, определяющий успешность физического, психологического, эмоционального, социального раз...
Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения
Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта обща...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
консультация «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...