путешествие в страну звуков и букв
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по «Обучению грамоте» в подготовительной логопедической группе «Капитошка» МКДОУ «д/с № 10»
«Путешествие в страну звуков и букв»
Учитель-логопед
Ведерникова Ольга Владимировна
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о речевых единицах (звуке, букве, слоге, слове и предложении).
- Расширять и активизировать словарь по теме «Школа. Школьные принадлежности».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Закреплять знания букв русского алфавита.
- Развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.
- Закреплять навыки чтения.
- Развивать навыки работы над предложением.
- Работать над профилактикой дисграфии.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать положительные установки на участие в занятии.
- Умение слушать учителя-логопеда и сверстников.
- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Оборудование: игрушка Буратино, рабочие тетради с таблицами, пеналы, простые карандаши, конверты, демонстрационный материал на звуко-слоговой анализ слов и на схему предложения, индивидуальные буквы на каждого ребенка (слова – «школа», «урок», «парта», «букварь»), набор карточек с картинками, магнитная доска.
Ход занятия:
Дети входят в группу и проходят к своим учебным местам. Стоят.
Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кого я назову по имени.
Логопед называет всех девочек, затем предлагает сесть мальчиков с 1 ряда и мальчиков со 2 ряда.
Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну букв и звуков, а поможет нам в этом, отгадайте кто?
Себе проказника сынишку
Я из полена смастерил,
А чтобы рос тот мальчик умным
Я ему азбуку купил. /Буратино/
Кто это, ребята?
Дети: Буратино.
Логопед: Правильно. Как вы помните, в сказке о «Золотом ключике» Буратино так и не дошел до школы. Буратино хочет у вас поучиться. Он принес много разных заданий, но как их выполнить не знает. Поможем Буратино?
Дети: Да.
Логопед: Но вначале скажите, какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Что мы знаем о гласных? Что знаем о согласных?
Дети: Бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначаются синим и зеленым квадратом. Правило: Воздух во рту встречает преграду (язык, зубы, губы).
Логопед: Хорошо, молодцы. Ребята, а какие бывают буквы?
Дети: Гласные и согласные, большие и маленькие, письменные и печатные.
Логопед: Чем отличаются звуки от букв?
Дети: Правило: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем. И на письме каждый звук обозначается буквой.
Логопед: Хорошо. Вот теперь первое задание: возьмите тетради и найдите там карточку. Зачеркните только гласные буквы. Посчитайте, сколько букв гласных? Прочитайте их (опрос нескольких детей).
Логопед: Следующее задание такое. Ребята, какую книгу купил папа Карло для Буратино, чтобы он пошел в школу?
Дети: Азбуку.
Логопед: Правильно. Разберем это слово. (Звуко-буквенный анализ на доске, звуко-слоговой анализ слова на местах. У доски работает один ребенок, остальные проверяют свою схему). Ребята, я знаю, что вы любите играть в игру «Живые звуки», но сегодня мы поиграем в другую игру «Живые буквы». У кого есть буква, рассмотрите ее. Послушайте мои загадки. О чем они?
Стоит дом: кто в него войдет, тот знания приобретет (школа).
Дети, у кого буква на синем квадрате, составьте нам слово «школа».
Слышат в школе каждый день первоклашки «трень-брень».
Только прозвенит звонок, начинается…(урок).
Дети, у кого буквы на оранжевом квадрате, составьте нам слово «урок».
Я готов к учебным стартам, скоро сяду я за…(парту).
Дети, у кого буква на зеленом квадрате, составьте нам слово «парта».
Учит он читать меня с буквы А до буквы Я.
Он не атлас, не словарь, а зовут его…(букварь).
Дети, у кого буква на желтом квадрате, составьте нам слово «букварь».
И последняя загадка.
Кто альбом раскрасит наш, ну, конечно, …(карандаш).
Придумайте новые слова из слова КАРАНДАШ – рак, Даша, кран, кар, рана, шар, наша, шарада, дар.
Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
Логопед: Ребята, на партах есть еще карточки (совместно 2-3 ребенка). Составьте из них предложения. Прочитайте про себя. Найдите предложение, состоящее из 3-х слов (дети зачитывают). Найдите предложение из 4-х слов (дети зачитывают). У кого предложение о Буратино. Прочитайте его ребята.
Логопед: Теперь возьмем конверты и составим схему предложения.
У Буратино золотой ключик.
.
.
Сколько слов в предложении? На каком месте маленькое слово? Когда ставится точка? Как пишется первое слово в предложении? Какие еще слова пишутся с большой буквы? Хорошо. И последнее задание (на белой магнитной доске нарисованы ребусы). Буратино совсем ничего не понимает. Давайте ему поможем.
Ребусы:
Р Т У Ч К А (ручка) А ПЕ
РКИ (подарки) Л (пенал)
Е Р Ь Т Д Т А
Т Е Т Р А Д Ь
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в страну букв и звуков. Мы отлично поработали на занятии. Буратино все понравилось, и он приготовил для вас угощение. Занятие закончено. Всем спасибо!
Литература
- З.Е.Агранович Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников – СПб., 2007.
- Т.Ю.Бардыдишева, Е.Н.Моносова Логопедические занятия в детском саду (подготовительная к школе группа) – М., 2014.
- С.Е.Гаврилина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина Поиграем со словами. Серия «Папка дошкольника» - КОГУП «Кировская типография».
- Е.А.Пожиленко Волшебный мир звуков и слов - М., 2001.
- Штец А.А. Наглядное пособие «Ежик». Читаем предложения. Обучение грамоте. – Издательство «Айрис-пресс», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
«Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности/ Тема: Путешествие в страну звуков и букв.
Тема: Путешествие в страну звуков и букв.Программное содержание:образовательные задачи: Познакомить детей с понятиями «Звук», «Буква»Познакомить с возникновением звуков, с тем, какие бывают звуки, как...
Путешествие в страну звуков и букв. Звуки З и С.
Конспект занятия...
Конспект НОД "Путешествие в страну звуков и букв"
Конспект комбинированного занятия по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование....
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»
Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...