Конспект НОД по развитию речи "Доброе слово" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Култышева Алесия Алексеевна

Конспект НОД по развитию речи "Доброе слово" старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Автор: Култышева Алесия Алексеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №9 комбинированного вида «Березка» г. Красноуральск.

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «Доброе слово»

Тема: Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит», «Я маму свою обидел»;  «Поссорились».

Цель: формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими Задачи:

-воспитывать у детей доброе отношение к близким,

-уметь исправлять свои ошибки, прося прощения;

-развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.

Ход занятия

Воспитатель читает детям стихотворение А. Шибаева.

Как много разных слов на свете...

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что только видит глаз

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

- Все, что мы видим вокруг, все предметы, явления - все обозначено каким-то словом. Назовите словами то, что вы видите. (Игрушки, мебель, окно, стол, деревья, небо, солнце, кошка, голубь, кнопка, удочка, мама, друг и т. д.)

- С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем-либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроения.

Дидактическая игра «Настроение»

Каждому ребенку дается карточка с изображением того или иного настроения, чувства. Ребенку предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, обозначить словом: грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.

- Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т.д.

- Давайте с вами потренируемся.

Игра «Подбери нужные слова»

- Каким словом можно поприветствовать? (Здравствуй, привет, доброе утро...)

- Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен...)

- Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный...)

- Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся...)

~ А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придется говорить неприятные, грубые, обидные слова вслух.

- Самое главное - все ребята знают - грубые, обидные слова всегда приводят к ссоре детей и взрослых и всех людей.

- Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными? (Ответы детей).

- Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

- Случалась ли у вас такая ссора? (Ответы детей).

- Как вы поступаете в таком случае? (Ответы детей).

- Как вы думаете, чем закончилась эта история? (Ответы детей).

- Хотите узнать, что было дальше?

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай».

- Как вы думаете, после слов: «Играть давай» изменилось настроение у подружек? (Ответы детей).

- А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:

- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла домой.

- Почему Варе стало грустно?

- Можно назвать Варю жадной девочкой?

- Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить?

- Подходит ли Лене пословица: «Те же слова, да не так молвить»?

- Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.

- Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму? (Ответы детей).

- Из-за чего возникла ссора? (Ответы детей).

- Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека - маму.

- Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».

Я маму мою обидел,

Теперь никогда-никогда

Из дома мы вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

 

Она в окно не помашет,

Я тоже не помашу.

Она ничего не расскажет,

Я тоже не расскажу...

 

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Возьму я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу.

 

Я буду ходить по следу

В страшный-страшный мороз.

И через бурную реку

Буду я строить мост.

 

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

 

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдет много лет,

И вот в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

 

И в день моего рожденья

Тот самолет прилетит!

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

- В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет.

- Как вы думаете, ребята, простила его мама? (Ответы детей).

- Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».

- Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая.

- Вы, ребята, обижали когда-нибудь свою маму? Как? (Ответы детей).

- Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из-за ссоры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.

- Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся надолго? (Попросить прощения.)

- Какие слова можно сказать маме, когда просишь прощения? (Мамочка, любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся... И, конечно же, пообещать исправиться.)

- Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что:

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Ласковое слово, что солнышко.

От худого слова навек ссора.

Слово - не стрела, а пуще стрелы ранит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...