Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация по развитию речи

Дмитриева Надежда Александровна

Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotablitsy_-_doklad.doc657.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИЕМОВ  МНЕМОТЕХНИКИ  В РАЗВИТИИ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

Мнемоквадрант о зимних приключениях

Подготовила

Воспитатель

Дмитриева Н.А.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании  стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

-строение рассказа

-последовательность рассказа

-лексико-грамматическую наполняемость рассказа

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов,

-при пересказах художественной литературы,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

Для обогащения словаря и развития качеств связной речи детей можно разработать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняют или заменяют другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строят в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

ЗАПОМИНАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Представляю вашему вниманию несколько мнемотаблиц, которые я использовала для работы с детьми второй младшей группы. На некоторые таблицы сделала дидактическое пособие - настольная игра в виде лото.

Обновки

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы,

Только как их одевать?

Хвостик некуда девать!

П. Воронько

Мнемотаблицы для заучивания стихов.

ПЕРЕСКАЗ.

Пересказ — более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

Педагог объясняет ребенку смысл трудных слов.

Ребенок повторяет их.

Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

Беседа по содержанию текста.

Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Мнемоквадрант о зимних приключениях

МНЕМОЗАГАДКИ

Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок.

На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно.

Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....