картотека конспектов по развитию речи в подготовительной группе
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Зейналова Лариса Ремиевна

картотека конспектов по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

                                                                             Подготовила:Зейналова Л.Р.

Занятие 1

Рассказывание на самостоятельно выбранную тему.

Задачи:

связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии);

словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы; названия детенышей животных;

звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как на одном из занятий мы говорили о веселом зайчике. Настроение у зайчика было хорошее, и вы называли его радостным, оживленным, шустрым, улыбающимся. А сегодня вы будете придумывать рассказ о зайчике. Каким у вас будет зайчик? Если он смышленый, то нужно, чтобы из вашего рассказа было видно, что этот зайчик действительно смышленый.

— Кто придумал?.. Олег, у тебя какой зайчик? (Смелый.) Прежде чем ты будешь рассказывать, дети помогут тебе. Какими другими, близкими по смыслу словами, можно сказать про смелого зайчика? (Храбрый, отважный, нетрусливый...) А сейчас подберите слова, противоположные по смыслу. Один зайчик смелый, а другой какой? (Трусливый, пугливый...)

— Теперь ты, Олег, расскажи нам свою сказку. Как ты ее назвал? («Смелый заяц»). Если хочешь, можешь использовать слова, которые подобрали твои товарищи.

Ребенок рассказывает.

Детям, которые затрудняются в выборе темы, воспитатель подсказывает: «Аккуратный заяц», «Хитрый заяц» и т. п. Перед началом каждого рассказа дети подбирают синонимы и антонимы.

Заслушиваются 5—6 рассказов. Оценка проводится после двух-трех рассказов.

Воспитатель спрашивает: «Чья сказка вам понравилась больше всех? Давайте запишем Катину сказку. Катя будет рассказывать, я — записывать, а вы все — внимательно слушать».

Воспитатель предлагает детям подумать, у каких животных названия детенышей образуются от названий взрослых животных. Если дети затрудняются, дает образец: лиса — лисенок. Затем спрашивает, названия каких детенышей совсем не похожи на названия взрослых животных. Если дети затрудняются, подсказывает: «Например, лошадь жеребенок и др.».

— Еще каких животных и их детенышей вы можете назвать, чтобы слова были совсем разные?

— У каких животных по-другому образуются названия детенышей? (Жираф, бегемот...)

— Произнесите какое-нибудь предложение так, чтобы было хорошо слышно, понятно, что вы чем-то удивлены.

Предложение с заданной интонацией произносят 3—4 ребенка. Ответы оцениваются (при затруднении помогает воспитатель).

— А сейчас пусть кто-то из вас скажет какое-нибудь предложение с интонацией радости, вопроса или сочувствия. Будьте внимательны, прислушивайтесь к интонации, к тому, как произносится предложение, и определяйте, какое чувство хотел выразить говоривший.

Дети определяют характер интонации. При затруднениях воспитатель оказывает им помощь.

Занятие 2

Подбор синонимов и антонимов. Рассказывание на заданную тему.

Задачи:

грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам;

связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что недавно был праздник 1 Мая. Спрашивает, какое у детей настроение было в этот день (праздничное, веселое, радостное, бодрое).

— А если у человека не очень хорошее настроение? Каким словом можно назвать такое настроение? (Невеселое, грустное, печальное, унылое, тоскливое.)

— Невеселое, унылое настроение бывает, например, от того, что плохая погода. Я сейчас прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой «Утро». В этом стихотворении как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого — плохое.

— Какое сегодня утро?

— Сегодня плохое утро. Сегодня скучное утро, И, кажется, будет дождь.

— Почему же плохое утро?

— Сегодня не будет солнца, Сегодня не будет солнца, Сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день.

— Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь.

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

— Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении описано утро? (Плохое утро, хорошее утро; скучное утро, веселое утро.)

— Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой день? (Хмурый, серый, пасмурный день,) (При затруднениях следует прочитать соответствующие строчки стихотворения.)

— А когда светит солнце, как мы называем такой день? (Солнечный, ясный...)

— Составьте рассказ на тему «Веселое настроение».

— Если я попрошу вас вспомнить слово, противоположное по смыслу, по значению, слову плохой, это будет какое задание — трудное или легкое? (Легкое.)

— Что еще может быть легким? (Легкая задача, легкий груз, легкий ветер.)

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «Человек несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан?.. Какой в нем груз? Дует слабый ветер, ветерок. Как об этом сказать по-другому?..»

— Как по-другому, близкими по смыслу словами, сказать про легкую задачу? (Нетрудная, несложная, простая.)

— А если задача не легкая, то какая она? (Трудная, тяжелая, сложная.)

— Если чемодан не легкий и в нем много вещей, то какой он? (Тяжелый.)

— Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он? (Сильный.)

— Вот какое это слово — легкий!

— Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то противоположное по значению, по смыслу, слово будет... тяжелый.

— Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные слова... тяжелая, трудная, сложная.

— Если мы называем ветер легким, слабым, то противоположное по смыслу слово будет... сильный.

Далее воспитатель предлагает:

«Послушайте, что я вам расскажу. Я слышала, как один маленький мальчик сказал другому: «Посмотри, у лошади два хвоста! Один хвост впереди, на шее, а другой — сзади, на спине». Какое слово не знал мальчик? (Слово грива.) А маленькая девочка спросила: «Папа, тут дрова недавно пилили? Вот пилилки валяются!» Как надо было сказать?» (Опилки.)

Проводится игра «Задумай слово». Предварительно воспитатель объясняет:

— Слова нужно задумывать всем знакомые, понятные. Тот, кого я вызову, скажет, что обозначает задуманное слово. Но сначала отгадайте, какое слово задумала я: комната, где занимаются ученики в школе. Что это? (Класс.) А вот еще: маленький упругий шар для игры (мячик). (Если дети отвечают «мяч», нужно подчеркнуть: я сказала маленький.)

Далее слова задумывают дети.

     

Занятие 3

Рассказывание по картине.

Задачи:

связная речь: учить составлять связный рассказ по картине;

словарь: упражнять в подборе определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков;

грамматика: активизировать в речи детей форму повелительного наклонения глаголов.

Материал. Картины «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» (серия «Дикие животные»).

Ход занятия

Воспитатель показывает картины, просит вспомнить загадки о нарисованных на них животных. Если дети затрудняются, напоминает: «Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной» (еж) или: «Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок» (белка).

Дети рассматривают картину «Лиса с лисятами». Воспитатель спрашивает, какая лиса (рыжая, пушистая, быстрая, хитрая...), что она может делать (охотиться, подкрадываться, хитрить...). Далее рассматривается картина «Белки». Воспитатель задает аналогичные вопросы.

Дети рассматривают картину «Ежи». Отвечают на следующие вопросы:

— Какой еж? (Маленький, колючий...)

— Что он делает? (Грибы собирает, мышей ловит...)

— С чем можно сравнить ежа? (С колючкой, с клубком иголок...)

Затем дети придумывают загадки о лисе, еже или белке (кто о ком хочет) (образец: «Рыжая, пушистая — кто это?»).

Воспитатель обращается к детям: «Перед вами несколько картин. Придумайте рассказ или сказку по любой из них. Расскажите вначале, когда, где и как звери играли, что они делали, а затем о том, что изображено на картине. Не забывайте — рассказ должен быть законченным».

Дети рассказывают по одному или группами. После двух-трех рассказов дается коллективная оценка.

Воспитатель убирает картины. Появляется белочка. Воспитатель:

— Белочка пришла к нам в гости и хочет поиграть в поручения. Она выполнит любое поручение, если попросить правильно. Можете попросить белочку попрыгать, поскакать, нагнуться, похлопать в ладоши, спрятаться. Договоритесь между собой, какое поручение вы хотите дать белочке. Ваня, о чем ты хочешь попросить белочку? (Спеть.) Попроси: спой, белочка}

— А вы, Маша и Коля, о чем хотите попросить белочку? (Попрыгать.) Попросите: попрыгай, белочка!

— Молодцы, вы правильно давали поручения белочке, и она выполнила все ваши задания, На прогулке можете поиграть так же друг с другом.

Занятие 4

Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:

 связная речь: учить детей составлять коллективный рассказ-описание;

грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;

звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звукирнр', четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с р и р'; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении.

Материал. Картина «Если бы мы были художниками» («Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

— Посмотрите на эту картину. Сейчас мы будем играть в игру «Если бы мы были художниками». Представим, что мы с вами художники и собираемся рисовать картину, на которой изобразим сельский домик. Итак, стены уже готовы. Мысленно будем дорисовывать части домика. В их названиях должны быть звуки р и р'. Произносить слово-название нужно так, чтобы ясно прозвучал звук р или р'.

— Тот, кто правильно подберет слово, пусть положит перед собой одну счетную палочку. В конце занятия подсчитаем, сколько у кого палочек, и определим победителя. Начнем.

— Какие части домика вы предложите нарисовать, чтобы в их названиях были звуки р или р'? (Труба,крыша.)

— Скажи, Даша, это слово так, чтобы было хорошо слышно, какой звук — р или р'— в нем есть.

— Что еще вы можете назвать? (Дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, черепица и т. п.)

По мере называния детьми частей домика воспитатель дорисовывает их. Каждое слово анализируется.

— А из какого материала, из чего будет сделан домик? Какой он будет? (Деревянный, кирпичный.) Какой краской мы покрасим дом? (Серой, красной, розовой, коричневой.)

Если дети ошибочно предложат зеленую краску, воспитатель замечает: «Разве в слове зеленый слышен звук р или р'? Зззеленнный... Будьте внимательны».

— Помолчим минуточку, дети, и подумаем, какие предметы мебели и другие предметы, необходимые для жизни людей, могут находиться в комнатах домика. Не торопитесь с ответом, помните, что в названиях этих предметов мы также должны слышать звук р или р' (сервант, кровать, телевизор, радиоприемник, картина, торшер...).

— А что вы можете сказать о слове радиоприемник? Вслушайтесь в это слово... — Катя, повтори все слева, которые мы сейчас назвали.

Какое из них самое-самое длинное? Дима, произнеси слово радиоприемник по слогам и покажи шагами его длину.

Воспитатель обходит столы, за которыми сидят дети, по числу лежащих перед ними палочек, отмечает, кто недостаточно активен, и привлекает их к работе.

— Кто будет жить в этом домике? Не забывайте о нужных звуках. (Родители, ребята.)

Называемые детьми слова анализируются.

— Подберите такие имена, чтобы в них слышались звуки р и р'(Петр Петрович, Аркадий Александрович, Ирина Андреевна... Сережа, Лера, Шура, Марина,Арина...)

— Что мы нарисуем около домика? (Деревья, кустарник, рябину, боярышник, смородину, сирень...) Повторите еще раз, какие растения имеют в своем названии звук р'. А какие — звук р ?

— Теперь, дети, предложите мне что-нибудь нарисовать вблизи домика. Как надо сказать? Не забудьте о звуках р и р'. (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: «Например, можно спросить о цветах».)

Ребенок может спросить: «Какие вы нарисуете около дома цветы, чтобы в их названиях слышался звук /р?»

— Молодец, Сережа, правильно задал вопрос. Сейчас подумаю и отвечу. Я изображу на клумбе много роз.

Дети проверяют ответ, выделяя голосом звук р (ррроз).

— Изображу садовые ромашки (ррромашки), настурцию (настурррцию), красные астры (крррасныеастррры).

— Итак, я нарисую розы, ромашки, настурцию, астры, сирень. Какие из этих цветов называются длинными словами?

Воспитатель четко проговаривает все названия цветов, чтобы напомнить детям, и предлагает:

— Вася, ты будешь произносить слово роза. Дема, ты будешь произносить слово ромашка. Вика скажет настурция, а Саша — астра. Проговаривайте слова по слогам и прошагивайте слоги начиная от этой линии (один слог — один шаг). Вот мы и узнали, что слово настурция оказалось более длинным, чем все остальные.

— Определите, где находится ударение в слове роза. (На первом слоге.) А в слове сирень? (На втором слоге.)

Сейчас составьте рассказ — опишите нам картину, которую вы могли бы нарисовать. Начать можно так: «Если бы я был художником, я бы нарисовал такую картину».

После рассказов детей воспитатель произносит скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе». Предлагает повторить ее вместе с ним. Дети повторяют скороговорку 1—2 раза.

В заключение подсчитывается количество счетных палочек и выявляется, кто назвал больше всех слов.

Примечание. Важно, чтобы воспитатель поддерживал инициативу детей в придумывании (на этом занятии или на прогулках) собственных сюжетов (изобразить огородные грядки с горохом, репой, укропом, редиской; нарисовать пруд, в котором есть караси, карпы; поселить в конуре собаку и подобрать ей кличку со звуком р или р'— Рыж, Рекс, Ур и т. п.).

Занятие 5

Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку...»

Задачи:

 связная речь: учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует— взрослый записывает);

грамматика и словарь: активизировать в речи детей сложные предложения; обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; упражнять в образовании однокоренных слов; активизировать в речи детей антонимы.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать сказку Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку...».

После чтения проводится краткая беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

— Про кого эта сказка?

— Что произошло с героями сказки?

— Почему волк отпустил белку?

— Почему волк решил, что белки всегда веселы?

— Отчего белки веселы, а волку всегда скучно? Как об этом говорится в сказке? (После ответов детей зачитывается соответствующий фрагмент сказки.)

— В сказке белки веселые, добрые, а волк злой и скучный. Как о волке говорится в сказке? (Зачитывается соответствующий фрагмент.)

После беседы воспитатель говорит, что еще раз прочитает сказку, и просит обратить внимание на выразительность авторского текста.

После повторного чтения воспитатель предлагает детям рассказать эту сказку, записать пересказы и поместить на «Доске для родителей», чтобы все мамы и палы смогли прочитать их.

— Записывать будем так. Все сидите тихо. Тот, на кого я' укажу рукой, начнет рассказывать. Остальные внимательно следите. Следующий, на кого я укажу, должен продолжать начатое. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее и точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя.

Воспитатель приглашает первого ребенка. Интонационная законченность предложения является для воспитателя ориентиром. Он знаком руки показывает «садись» и подает знак следующему рассказчику.

В конце этой части занятия записанный воспитателем текст читается целиком; в него вносятся поправки.

Занятие продолжается. Воспитатель обращается к детям:

  • В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как еще они веселятся, что делают? (Скачут, резвятся, перелетают с ветки на ветку, качаются на ветках и т. п.)

— Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье: веселые белки; белки веселы; белки веселятся; белкам весело (подчеркнуто произносит однокоренные слова).

— Белки веселые, а волк совсем не веселый. А какой? (Грустный.)

— Белки веселятся. А волк ..? (Грустит.)

— Белкам весело. А волку ..? (Грустно.)

— Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны друг с другом по смыслу. И звучат они похоже. Это слова-родственники.

— И слова веселый, весело, веселиться — тоже родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже. (При произнесении однокоренных слов всегда необходимо подчеркивать голосом сходство звучания.)

— Подберите слова, родственные слову радостный.

Если дети подбирают таких слов мало, воспитатель подводит их к этому, дает образец: «Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они... радуются. Можно сказать: им весело или им радостно; они веселы или они радостны; у белок веселье или у белок радость».

— Много слов-родственников мы вспомнили. Придумайте предложения с ними.

— Вспомните слова, родственные слову весенний.

— Придумайте предложения с этими словами.

— Вспомните слово, противоположное по смыслу слову веселый (грустный).

— Вспомните слово, противоположное по смыслу слову весенний (осенний).

— Подберите слова, близкие по смыслу слову веселый (радостный).

— Про что можно сказать веселый? (Голос, смех, рассказ...)

— Про что можно сказать весенний? (День, снег, ручей, лед...)

— Вслушайтесь, как звучат эти слова: веселый, весенний. Звучат очень похоже. Но по смыслу эти слова не связаны, они — не родственные. И у них разные родственные слова. У слова веселый весело, веселье, веселиться; у слова весенний — весна, веснушки, веснянка.

В конце занятия воспитатель предлагает детям, когда они пойдут на прогулку или потом, дома, отыскать предметы, которые обозначаются родственными словами.

                                           

                                            Занятие 6

Придумывание сказки на заданную тему.

Задачи:

 связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра;

словарь и грамматика: упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; упражнять в словообразовании;

звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Материал. Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна».

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Голубые, синие небо и ручьи.

 В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

 На сугробах ломкие льдинки-кружева.

 Первая проталинка, первая трава.

Помещает на стенд репродукцию картины В. Бакшеева «Голубая весна». Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы:

— Какие слова можно образовать от слова весна ? (Весе-ний, веснянка, веснушки.)

— Про что можно сказать весенний? (Ручеек, снежок, дождь, сад.)

— Про что можно сказать весенняя? (Вода, трава, река, проталинка.)

— Про что можно сказать весеннее?(Облако, солнце, небо.)

— Недавно была зима, было много снега. Подберите к слову снег родственные слова (снежинка, снежок, снежный).

Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы:

— Как сказать о горке, сделанной из снега, какая она? — Снежная.

— Каким словом можно назвать снежную бабу? — Снеговик.

— Как называется цветок, первым появляющийся на снегу? — Подснежник.

Воспитатель дает новое задание:

— А сейчас подберите слова, которые образованы от слова зима (зимний, зимующие, зимовье). Если дети затрудняются, задает вопросы:

— Как называют птиц, которые остаются на зиму? — Зимующие.

— Каким словом можно назвать день зимой? — Зимний.

— Каким ласковым словом называют зиму? —Зимушка.

— Как вы считаете, слово зима родственное слову снег? (Нет, родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже со словом снег.)

— Про что можно сказать зимний? (Сад, город, хоровод.) Зимняя? (Река, береза.) ;

— Придумайте определение к слову весна. Какая она? (Теплая, красивая, красная, горячая, слезливая, солнечная, голубая.)

— Какое солнце весной? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное.)

— Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее, ласковое.)

— Какое небо зимой? (Пасмурное, холодное, серое, хмурое, сероватое.)

— Какое солнце зимой? (Тусклое, холодное, скучное.)

— А сейчас придумайте весеннюю сказку. Сказка должна быть короткая и законченная. Но мы должны увидеть, что это сказка, то есть надо придумать какое-нибудь чудо, которое произошло с травкой, с деревом или с животным.

После коллективной оценки сказок воспитатель переходит к следующей части занятия.

— Сейчас я скажу предложение, слушайте: Дождь идет! — Предлагает детям повторить это предложение с разной интонацией: чтобы было понятно, что они довольны, рады дождю; что он им совершенно безразличен; что они недовольны, огорчены дождем.

— А сейчас скажите любое предложение так, чтобы мы увидели, что вы рады тому, о чем говорите. (Солнце светит! Грибной дождь! Снег идет! Подснежник! И т. п.)

— Скажите любое предложение так, чтобы мы увидели, что вам не нравится то, о чем вы говорите. (Снег идет; Опять тучи; Зима пришла; Дождь идет и т. п.)

Занятие 7

Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта». Рассказывание на тему из личного опыта.

Задачи:

 связная речь: учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине;

грамматика и словарь: активизировать употребление названий профессий и действий;

звуковая культура речи: учить различать на слух и в произношении звуки д и д' и подбирать фразы по заданному ритму.

Материал. Картина «Подарки маме к 8 Марта».

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

— Расскажите, какая профессия у ваших мам и что они делают. Например, моя мама — учительница, она учит детей читать, писать, считать. А какая профессия у твоей мамы, Игорь, и что она делает? А у твоей мамы, Света? И т. д.

На стенд выставляется картина «Подарки маме к 8 Марта». Воспитатель задает вопросы:

— Как можно назвать эту картину?

— Что на ней изображено?

— Чем заняты дети?

— Подумайте, чем все закончилось.

Воспитатель предлагает составить рассказ по картине:

— Сначала расскажите, как дети задумали подготовить подарки маме, как готовились к этому дню. Потом расскажите о том, что нарисовано на этой картине, и затем придумайте интересный конец.

Дети рассказывают (3—4 рассказа).

— А теперь вспомните, как вы готовились к празднику 8 Марта, какие сделали подарки мамам, бабушкам, сестрам, что интересного произошло в этот день и как он закончился,— предлагает воспитатель.— Рассказ должен быть кратким, законченным. И не повторяйте друг друга. (Заслушиваются 2—3 рассказа.)

— Закончите то, что я вам скажу, чтобы получилось складно.

— Как ты маму поздравлял? (Я ей варежки связал; я ей дом нарисовал.)

—— Как ты маму поздравляла? Я ей сумочку связала...) .

Любую понравившуюся им строчку дети повторяют громко или тихо.

— А сейчас скажите скороговорку: «Дарья дарит Дине дыни». Каждое слово произносите отчетливо, внятно.

Скороговорка произносится вначале с выделением слова Дарья, а затем слова Дина.

Занятие 8

Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке»

Задачи:

 связная речь: развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; грамматика: активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка, снежный, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик);

словарь: учить составлять 2—3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Ход занятия

Воспитатель дает задание: «Вспомните слова, родственные словам снег, снежок, снежинка». Задает наводящие вопросы:

— Как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.)

— Каким еще словом можно назвать снежную бабу? (Снеговик.)

— Как называются цветы, первыми расцветающие прямо на снегу? (Подснежники.)

— Как вы объясните, почему подснежники так называются? (Они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом.) (Если дети затрудняются ответить, воспитатель сам дает объяснение.)

— Как вы считаете, слово зима родственное слову снег, ведь зимой много снега. Объясните, почему это не родственные слова. (Родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег.)

— Подберите теперь слова, родственные слову зима.

— Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму? Какие они? (Зимующие.) Что они делают? (Зимуют.)

— Каким словом мы назовем день зимой? (Зимний.)

— Каким ласковым словом называют зиму? (Зимушка.)

— Слова-родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу,— Воспитатель еще раз называет родственные слова: снег, снеговик, снежинки, подснежник; зима, зимний, зимующие, зимушка.

— Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему «Как мы играем зимой на участке»,— говорит воспитатель.

— Вспомните, каким бывает участок зимой. Расскажите, как он выглядит, какая погода была в тот день, о котором вы будете рассказывать, в какие игры вы играете на участке. Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Следует вызвать не менее шести детей.)

Воспитатель дает новое задание:

— А сейчас придумайте два-три предложения, чтобы в них были слова снежок, подснежник. (Нужно вызвать для ответа не менее трех детей.)

Затем проводится оценка. Воспитатель ^предлагает отметить, использовали ли дети нужные слова, удачно ли составляли предложения. Если были допущены ошибки, просит детей исправить их, дать свои варианты. Обращает внимание детей на правильное сочетание слов по смыслу.

Далее дается то же задание со словами снеговик, снежная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию речи детей подготовительной группы.

Материал предназначен как для воспитателей,так и для родителей детей  6-7лет....

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе...

Картотека игр на развитие речи в подготовительной группе по теме "Осень"

Подборка дидактических игр на развитие речи у старших дошкольников на осенюю тематику....

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе

Игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги....

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе.Дидактическая игра «Звуковые шапочки».Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игр...

Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»

Картотека дидактических игр  «Развитие речи в подготовительной группе»   Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место зву...

Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»

Картотека дидактических игр  «Развитие речи в подготовительной группе» Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звук...