Картотека игр на развитие речи в подготовительной группе по теме "Осень"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Подборка дидактических игр на развитие речи у старших дошкольников на осенюю тематику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_razvitie_rechi_osen.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Осень. Признаки осени. Осенняя одежда и обувь.
- Слушаем внимательно, думаем старательно.
Цель: учить находить лишнее слово в ряду; использовать в активной речи обобщающее слово «демисезонная одежда».
Ребенку предлагается внимательно послушать слова и повторить только те, которые обозначают предметы демисезонной одежды и обуви.
Лексический материал: Плащ, валенки, куртка. Резиновые сапоги, шуба, дождевик. Пальто, футболка, шапка – ушанка. Дождевик, шуба, валенки. Куртка, перчатки, сапожки.
- Один – много.
Цель: учить изменять имена существительные по числам.
Оснащение: предметные картинки, карандаш, два круга.
- Посмотри и скажи, сколько здесь точек? – (в первом круге одна, во втором круге – много). Проведи карандашом линию от каждого предмета одежды до соответствующего круга. Назови каждый предмет. Подбери к каждой картинке пару, где этих предметов будет много. Назови.
Лексический материал: плащ – плащи. Сапог – сапоги. Шапка – шапки. Шарф – шарфы. Куртка – куртки. Пальто – пальто.
- Сосчитай покупки.
Цель: закреплять умение согласовывать имена существительные, обозначающие названия предметов демисезонной одежды с числительными «два», «пять».
Оснащение: демисезонная одежда.
Однажды мама решила сдать демисезонные вещи в химчистку. Она предложила своему сыну сосчитать их и записать результаты на бумажке. Затем попросила назвать их.
- Рассмотри одежду и скажи, о сем можно сказать «два» («пять»).
Лексический материал: две шапки, две куртки, пять шапок, пять шарфов.
- Скажи наоборот.
Цель: учить дифференцировать предлоги, обозначающие направление движения.
Ребенка просят послушать предложение. А затем произнести его так, чтобы было обратное действие.
Лексический материал: мама положила плащ в стиральную машинку. – Мама вытащила плащ из стиральной машинки. Мама налила воду в таз. – Мама вылила воду из таза. Мама сдала шапку в химчистку. – Мама взяла шапку из химчистки. Бабушка повесила пальто на вешалку. – Бабушка сняла пальто с вешалки. Брат положил шарф на стул. – Брат взял шарф со стула. Папа повесил куртку на вешалку. – Папа снял куртку с вешалки. Папа положил мою шапку на полку. – Папа снял мою шапку с полки.
- Подумай и назови.
Цель: учить согласовывать местоимения с глаголами в роде и числе.
Оснащение: мяч.
- Я брошу мяч и скажу начало предложения, а ты его закончишь и бросишь мяч обратно.
Лексический материал: Я надеваю, а ты …(надеваешь). Я надеваю, а мы …(надеваем). Он …(надевает), а они…(надевают). Она надевает, а они …(надевают). Ты надеваешь, а вы …(надеваете).
Аналогично со словами «обувает, шнурует, завязывает, развязывает».
- Чья одежда?
Цель: учить дифференцировать имена существительные женского и мужского рода; закреплять согласование притяжательных местоимений с именами существительными.
Оснащение: сюжетные и предметные картинки.
- Рассмотри первую картинку. Чьи это вещи? – (мальчика). Обоснуй вывод.
- Рассмотри вторую картинку. Чьи это вещи? – (девочки). Докажи. Правильно это комнаты мальчика и девочки.
- Я буду показывать тебе картинки, на которых изображена одежда и обувь. Определи, кому она принадлежит, и ответь грубым голосом мальчика или тоненьким голоском девочки. Затем положи предмет в соответствующую комнату.
Лексический материал: плащ, шапка, брюки, сапоги, куртка, кепка, пальто, ботинки.
- Делает – сделал.
Цель: учить различать совершенный и несовершенный вид глаголов, использовать их в активной речи.
Оснащение: парные картинки.
Ребенок раскладывает картинки на два столбика. В правый столбик те, где кто-то выполняет действие. В левый столбик те, где действие уже выполнено. Затем рассказывает о действиях.
Лексический материал: Завязывает шнурок. – Завязал шнурок. Застегивает пуговицы. – Застегнул пуговицы. Завязывает платок. – Завязала платок. Надевает плащ. – Надела плащ.
- Найди друга.
Цель: учить называть близкие по значению слова.
- Подбери слова близкие по смыслу.
Лексический материал: Мама велела пальто беречь (сохранять, оберегать). Плащ от воды стал блестящим (сверкающим, сияющим). У Вовы большой (огромный, длинный, большущий) шарф. У мамы великолепная (роскошная, изумительная) шуба.
- Антонимы.
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
- Антонимы – это слова с противоположным значением. Например: день – ночь; тепло – холодно; большой – маленький.
- Послушай текст и найди в нём антонимы.
Лексический материал:
«Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тишина. Грустно и радостно».
- Прилагательные.
Цель: обогащать словарный запас, развивать слуховую память и слуховое внимание.
- Послушай отрывок из стихотворения и найди в нём слова, отвечающие на вопрос - «какой?»
Лексический материал:
Задумчивая ласковая осень к нам тихо, незаметно подошла,
Багряный свой наряд на лес набросив, холодные туманы принесла…
- Подбери к выделенным словам синонимы. Объясни, как ты понимаешь выражения «багряный наряд», «ясное небо».
- Найди быстро ошибку.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
- Найди ошибки в предложениях и скажи их правильно.
Лексический материал:
На улице льёт холодный (осень) дождь. Какой дождь льёт на улице? (холодный осенний).
С моря дует (тепло) ветер. Мы собрали (богатство) урожай яблок. В пути мы попали под (грибы) дождь. Ветер дует (холод) осенний. В лесу рыщут злые (голод) волки.
- Объясни.
Цель: учить употреблять слова с переносным значением.
- Многие слова употребляются в переносном значении, т. е. иносказательно. Например: «золотые руки» - это означает умелые, ловкие руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» - это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле.
- Определи, какие из слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении.
Лексический материал: Осенний дождь, осеннее настроение. Золотая осень, золотое кольцо. Поздняя осень, поздний ребёнок. Воет ветер, воет волк. Голый лес, голый малыш.
- Подбери слово.
Цель: учить подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевлённые и неодушевлённые предметы и явления природы.
Лексический материал: Лист упал с куста - … (он) засох. Ягодка вкусная - … (она) душистая. Яблоко сладкое - … (оно) спелое. Дует ветер - … (он) срывает листья с деревьев. Бежит ручей - … (он) журчит и звенит. Цветы исчезли в лесу - … (они) завяли. Птицы собираются в дальний путь - … (они) полетят в тёплые края.
- Лишнее слово.
Цель: уточнять значение слов, обогащать словарь, развивать аналитико-синтетическую деятельность.
- Найди среди слов лишнее и объясни свой выбор.
Лексический материал: Куртка, сапоги, шапка, брюки, носки. Тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника. Черника, земляника, голубика, клюква, грибы. Берёза, ольха, яблоня, рябина, ель. Осень, зима, весна, утро. Утро, день, осень, вечер. Мухомор, лисичка, подосиновик, подберёзовик.
- Как сказать иначе.
Цель: уточнять значение слов, обогащать словарь, развивать аналитико синтетическую деятельность.
- Послушай моё предложение: «Гриб растёт под ёлкой». С помощью вопроса можно образовать новое слово. Гриб растёт, какой гриб? Растущий гриб. Давай с ним составим предложение. «Мы увидели растущий под ёлкой гриб».
Лексический материал: Листья желтеют – желтеющие листья. Птицы улетают – улетающие птицы. Дождь моросит – моросящий дождь. Осень наступила – наступившая осень.
Путь хлеба (раньше и теперь). Сельскохозяйственный труд
- Подбери родственное слово.
Цель: учить подбирать родственные слова.
Оснащение: картинки.
- Рассматривай картинки и отвечай на мои вопросы.
- Что нарисовано на картинке? (хлеб). Как можно назвать поле, на котором растет хлеб? (хлебное). Как можно назвать человека, который пашет хлебное поле? (хлебопашец). Как можно назвать человека, который выращивает хлеб? (хлебороб). Как можно назвать машины, которые убирают хлеб? (хлебоуборочные).
Как называется место, где изготавливают хлеб? (хлебокомбинат, хлебозавод). Как можно назвать человека, который печет хлеб? (хлебопек). Как можно назвать место, где пекут хлеб? (хлебопекарня). Как называется изделие из хлеба? (хлебобулочное).
Как называется посуда для хлеба? (хлебница). Как можно назвать приспособление для резки хлеба? (хлеборезка).
- Сосчитаем урожай.
Цель: учить согласовывать имена существительные с количественными числительными от одного до десяти.
Оснащение: предметные картинки.
Осенью на полях созревает урожай злаков. Дедушка Евсей тоже собрал на своем поле урожай. Сосчитай и скажи, сколько и чего он вырастил. А затем сосчитай хлебобулочные изделия.
Одна булка, две булки, три булки …. Десять булок.
Лексический материал: подсолнечник, кукуруза, лепешка, сухарь, зерно.
- Скажи ласково.
Цель: учить словообразованию имен существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Оснащение: мяч.
- Я назову слово и брошу тебе мяч, а ты - изменишь слово так, чтобы оно зазвучало ласково и бросишь мяч обратно.
Лексический материал: хлеб – хлебушек; булка – булочка; зерно – зернышко; каша – кашка; батон – батончик; колос – колосок; поле – полюшко; лепешка – лепешечка.
- Назови изделие.
Цель: учить образованию имен прилагательных от существительных; способствовать их использованию в самостоятельной речи.
Скажи, как называется:
Лексический материал: хлеб изо ржи? – (ржаной хлеб). Булка из пшеницы – (пшеничная булка). Каша из гречихи – (гречневая каша). Печенье из овса – (овсяное печенье).
- Придумай предложения про хлебобулочные изделия.
- Потерянное слово.
Цель: учить правильно употреблять в речи предлоги.
- Послушай рассказ и верни в него пропущенные слова.
Весной трактора вышли (в) поле, чтобы его вспахать. (Над) полем летают грачи и клюют червей и букашек. Сеялки посеют пшеницу, рожь, ячмень (в) землю. Через какое-то время (из) зерен вырастут ростки злаковых культур. Поле зазеленеет и (из) маленьких росточков вскоре вырастут колосья пшеницы, ржи, ячменя. Хлеборобы будут удобрять злаковые культуры, разбрасывая удобрения (с) вертолетов. Осенью хлеборобы получат (с) каждого колоска хороший урожай. Потом отвезут зерно (на) мельницу, чтобы помолоть его. (Из) полученной муки (в) детском саду повара испекут для ребят вкусные булочки.
Дары осени: овощи – фрукты
- Чего нет?
Цель: учить образовывать имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; составлять с этими словами предложения.
Оснащение: грядка с овощами.
В лесу недолго до беды, но заяц – не простак.
Умей запутывать следы – вот так! Вот так! Вот так!
- Рассмотри заячьи следы и скажи, куда они привели? (На огород). Почему зайцы любят бегать в огород? (Они любят овощи).
Рассмотрите грядку с овощами, назовите их. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-нибудь овощ.
Ребёнок должен сказать, чего не стало на грядке? Например: «На грядке нет капусты» и т. д.
Игру начинать с 5 овощей.
- Горький – сладкий.
Цель: учить давать качественную оценку вкусовым качествам овощей: горький – сладкий; подбирать антонимы.
Оснащение: предметные картинки.
- Вспомни вкус лука (горький) и вкус репки (сладкая). Давай поиграем, я буду называть сладкие овощи, а ты горькие.
Лексический материал: морковь сладкая, а лук (горький). Репа сладкая, а чеснок (горький). Помидор сладкий, а редька (горькая).
- Подбери родственное слово.
Цель: учить подбирать родственные слова.
Оснащение: картинки.
- Рассматривай картинки и отвечай на мои вопросы.
- Что нарисовано на картинке? (овощи). Как можно назвать человека, который выращивает овощи? (овощевод). Как называется салат из овощей? (овощной). Как называется сок из овощей? (овощной).
- Разложи и расскажи.
Цель: учить располагать синонимы по мере возрастания.
Оснащение: картинки.
- Посмотри на картинки, назови величину ящиков по возрастающей и по убывающей. Разложи урожай по ящикам (огурцы, свеклу). А теперь назови величину овощей по мере возрастания.
Лексический материал: большой, громадный, огромный, большущий. Маленький, очень маленький, малюсенький, крохотный.
- Как сказать иначе?
Цель: учить образовывать причастия и употреблять их в речи.
- Составь предложение. При помощи вопроса можно образовать новое слово. Например: «Папа копает. – Какой папа? – Папа, копающий землю».
Лексический материал: Мама поливает. – Мама, поливающая огород. Бабушка пропалывает грядку. – Какая бабушка? – Бабушка, пропалывающая грядку. Огурец висит. – Какой огурец? – Огурец, висящий на плети. Кабачок лежит. – Какой кабачок? – Кабачок, лежащий на грядке.
- Изменялки, прибавлялки.
Цель: учить образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-.
- Давай придумывать новые слова.
Лексический материал: Копает – закапывает, перекапывает, выкапывает, откапывает, накопает. Льёт – переливает, заливает, поливает, выливает, отливает, наливает. Сажает – высаживает, пересаживает, отсаживает.
- Много.
Цель: учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа в сочетании с наречием «много».
Оснащение: предметные картинки.
- Скажи, каких фруктов у тебя много. У меня много яблок, много груш, много слив. Много лимонов, много апельсинов, много бананов, много гранатов, много киви, много кокосов, много ананасов.
- Самое – самое.
Цель: учить употреблять сравнительную степень имён прилагательных в различных падежах.
- Закончи мои предложения: « Саша угостил меня яблоком не просто вкусным, а …(каким?) вкуснейшим. Бабушка сварила варенье из слив не просто сладких, а …(из каких?) сладчайших. Миша купил лимон не просто кислый, а …(какой?) кислейший.
- Составь сочетание.
Цель: учить образовывать имена прилагательные от существительных.
- Составь словосочетание из двух предложенных слов.
Лексический материал: Сад и яблоко – яблоневый сад. Сад и груша – грушевый сад. Груша и варенье – грушевое варенье. Персик и сок – персиковый сок. Гранат и сок – гранатовый сок; яблоко и пирог – яблочный пирог; яблоко и пюре – яблочное пюре; ананас и желе – ананасное желе; слива и компот – сливовый компот.
- Найди быстро ошибку.
Цель: учить образовывать от имён существительных прилагательные.
- Я буду произносить фразу, а ты найди в ней ошибку. Правильный ответ тебе поможет найти мой вопрос. На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве? Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали? Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама? Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию речи детей подготовительной группы.
Материал предназначен как для воспитателей,так и для родителей детей 6-7лет....
Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе
Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе...
картотека конспектов по развитию речи в подготовительной группе
картотека конспектов по развитию речи в подготовительной группе...
Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе
Игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги....
Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе.
Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе.Дидактическая игра «Звуковые шапочки».Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игр...
Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»
Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе» Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место зву...
Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»
Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе» Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звук...
- Мне нравится (1)