Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи: Пересказ сказки «У страха глаза велики»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хабибуллина Инна Викторовна

Привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_pereskazu_skazki_-_kopiya.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи: Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: Привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.

    Задачи:

Обучающие: Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Привлечь внимание детей к выразительным средствам; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать положительные качества личности -уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность. Развитие у детей чувства юмора.

Словарная работа - напёрсток (картинка) или предмедмет;

Словарная работа - колода (картинка) - это бревно с выдолбленной серединой, используется как корыто.

Оборудование и материалы: презентация сказки, иллюстрации к игре «Угадай сказку» на мультимедийном оборудовании, ширмы-передвижки с иллюстрациями сказок, магнитофон, схемы для пересказа сказок.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Чтение произведений животных. Заучивание стихов, рисование, проведение дидактических игр, лексических и грамматических упражнений.

Методы и приёмы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка - драматизация, музыкальное сопровождение, игра «Продолжи сказку», последовательный пересказ сказки. Чтение, повторное чтение, вопросы, художественное слово, лексические и грамматические вопросы, хоровые и индивидуальные приёмы, анализ детских рассказов.

Ход занятия:

Я - сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям.  Я к вам сегодня принесла книгу, не просто книгу, а с волшебными сказками.

  • Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
  • Вижу, все любят!
  • А почему вы любите сказки? (Ответы.)

Конечно же, интересно. Сказки - это такие произведения, которые слушают.

-  Ребята, какие бывают русские народные сказки? Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые (Быт - повседневная жизнь) и сказки о животных.

Я знаю, как вам нравятся игры, и предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку».

Я буду называть определённые слова, а вы - должны догадаться, о какой русской народной сказки идёт речь!».

-  Коза, козлята, волк, кузнец, съел - («Волк и семеро козлят»).

-  Дед, баба, яичко, курочка, мышка - («Курочка Ряба»).

Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух. («Лиса и заяц).

-  Молодцы! А сейчас встаньте в круг навострите ушки и слушайте внимательно!

Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка.

-  А сейчас вы сердитесь, изобразите это как?

-  А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко.

- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка.

- Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.

- Ребята, а что такое страх?......

 Правильно, страх - это когда кто-то чего-то боится.

- А чего можно испугаться? …….

 Правильно, темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.

- А я знаю "прогонялку", с помощью, которой можно прогнать страх.

"Страх, страшок, страшилка.

Брысь, брысь, брысь!

В смех, смешок, смешинку

Превратись!

-давайте повторим прогонялку.

- Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было?

Сегодня, ребятки, я почитаю вам сказку, и  называется она: «У страха глаза велики».

- С главными героями этой сказки случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо было.

-Присаживайтесь, ноги поставьте вместе, руки положите на колени.

Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Чтение Русской народной сказки «У страх глаза велики»

(Читаю сказку «У страха глаза велики»)

«Жили-были бабушка - старушка, внучка - хохотушка, курочка - клохтушка и мышка - норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё - ё - х, плё - ё - х! У внучки - трёх! Плёх! У курочки - трёх - трёх! Плёх - плёх! У мышки - трёх - трёх - трёх! Плёх - плёх - плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:

  • Ой! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

  •  Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

  •  Ко - ко - ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

- Котище - то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал,под кустик лег и думает:

«Вот страсти - то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».

Верно говорят«У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

-  Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)

Смешная, потому что все герои испугались. И грустная от того же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться - то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся. 

Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре - самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.

Беседа по содержанию произведения.

Педагог задает вопросы:

-  Вы догадались, какой это жанр произведения: сказка или рассказ? («Это произведение  -  сказка»).

     -  Как называется сказка?

     -  Почему произведение, которое я вам прочитала называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, курочка и мышка  могут воду носить в ведрах. Чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).

    -  Как вы понимаете название сказки - «У страха глаза велики»? Почему она так называется именно так? (ответы детей).

    -  О чем рассказывается в этой сказке? (как бабушка, внучка, курочка и мышка пошли за водой, а зайчик сидел под деревом. На зайчика упало яблоко, он с испугу побежал и сбил с ног бабушку, внучку, курочку и мышку).

Динамическая пауза

А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)

Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)

Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)

И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)

Вот так все и произошло.

   -   Вспомните, как зовут в сказке бабушку, внучку, курочку и мышку? («Бабушка - старушка (потому что старенька),

       -  внучка – хохотушка (потому что хохочет),

      - курочка - клохтушка( потому что клохочет) и мышка - норушка»).

Все ли слова вам были понятны из текста сказки? Все ли слова из сказки вы знаете? (ответы детей). Кто из вас может объяснить значение непонятных для вас слов: «водонос», «колода», «схорониться»  -  (спрятаться, затаиться, укрыться.)

  - Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (водоносы)

  - Как вы думаете, почему они так названы? (потому что они воду несли)

  - От каких двух слов образовалось это слово? (воду - носить)

  -  А какие у них были вёдра?»

 Воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке - большие (басом, у внучки - поменьше (обычным голосом, у курочки - ещё меньше (тонким голосом, у мышки - маленькое, малюсенькое (писк)

-  А откуда брали воду наши водоносы?

-  Правильно, бабушка из колодца; внучка из колоды (колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца.

 

-   С чем сравнивали: у курочки - с огурчиком; у мышки - с наперсточек.

-  Когда несли воду, она вёдра как плескалась?

- Правильно, у бабушке - тре - е - х, пле - е - х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех - трех, плех - плех; у мышки - трех – трех - трех, плех - плех - плех

 -  Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?

-  Правильно, бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга - медведище; - а когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (медведюшка, мишенька)

-  Внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище. А не очень большого, не сильного? (волчишка)

-  Курочке - лиса; - как называем лису ласково? (лисичка, лисонька, лисичка-сестричка)

- Мышке - кот, котище, - а как ласково сказать про кота? (котик, котенька)

- Зайцу - четыре охотника, и все с собаками.

- Что же на самом деле произошло?

- Все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле.

-  Какими словами заканчивается сказка?

-  Правильно, у страха глаза велики: чего нет, и то видят.

-  Как вы понимаете эти слова?

-  Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой?

- Конечно же,  они испугались, того, чего не надо было бояться.

-  В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать?

-  Какие они были? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).

- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые)

-  Что вам больше всего понравилось в сказке?

ФИЗМИНУТКА

«Звериная зарядка»

Раз - присядка,

Два - присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться  (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться  (потянуться)

Обязательно зевнуть  (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть  (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть  (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе  (переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте  (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала!  (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

  - я сейчас вам прочитаю еще раз сказку, затем вы ее будете пересказывать. (Читаю).

- Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. Куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась.

- Кто хочет пересказать. (2 человека)

- Чей пересказ вам больше всего понравился и почему.

- Кто сумел передать чувство страха?

- Чему же нас учит сказка? ( Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.)

- С какой сказкой мы познакомились?

- Что помогло вам запомнить сказку?

- Что понравилось на занятии?

- Кто считает, что он справился сегодня с пересказом сказки?

- Что было трудным?

- Мне очень понравилось, как вы работали. Вечером мы покажем сказку «У страха глаза велики» как в театре по ролям.

Рефлексия.

-  А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и можете взять  себе.

Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общий развивающие  задачи:Формировать представления о насекомых в среде обитания.Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.Учить интонационно-выразительному...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи: Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;словарь и грамматика: учить детей объясн...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Как хорошо мы знаем сказки!»

Углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев....