Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи: Пересказ сказки «У страха глаза велики»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_pereskazu_skazki_-_kopiya.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи: Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Цель: Привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Обучающие: Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Привлечь внимание детей к выразительным средствам; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать положительные качества личности -уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность. Развитие у детей чувства юмора.
Словарная работа - напёрсток (картинка) или предмедмет;
Словарная работа - колода (картинка) - это бревно с выдолбленной серединой, используется как корыто.
Оборудование и материалы: презентация сказки, иллюстрации к игре «Угадай сказку» на мультимедийном оборудовании, ширмы-передвижки с иллюстрациями сказок, магнитофон, схемы для пересказа сказок.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Чтение произведений животных. Заучивание стихов, рисование, проведение дидактических игр, лексических и грамматических упражнений.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка - драматизация, музыкальное сопровождение, игра «Продолжи сказку», последовательный пересказ сказки. Чтение, повторное чтение, вопросы, художественное слово, лексические и грамматические вопросы, хоровые и индивидуальные приёмы, анализ детских рассказов.
Ход занятия:
Я - сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям. Я к вам сегодня принесла книгу, не просто книгу, а с волшебными сказками.
- Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
- Вижу, все любят!
- А почему вы любите сказки? (Ответы.)
Конечно же, интересно. Сказки - это такие произведения, которые слушают.
- Ребята, какие бывают русские народные сказки? Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые (Быт - повседневная жизнь) и сказки о животных.
Я знаю, как вам нравятся игры, и предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку».
Я буду называть определённые слова, а вы - должны догадаться, о какой русской народной сказки идёт речь!».
- Коза, козлята, волк, кузнец, съел - («Волк и семеро козлят»).
- Дед, баба, яичко, курочка, мышка - («Курочка Ряба»).
Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух. («Лиса и заяц).
- Молодцы! А сейчас встаньте в круг навострите ушки и слушайте внимательно!
Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка.
- А сейчас вы сердитесь, изобразите это как?
- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко.
- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка.
- Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
- Ребята, а что такое страх?......
Правильно, страх - это когда кто-то чего-то боится.
- А чего можно испугаться? …….
Правильно, темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.
- А я знаю "прогонялку", с помощью, которой можно прогнать страх.
"Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
Превратись!
-давайте повторим прогонялку.
- Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было?
Сегодня, ребятки, я почитаю вам сказку, и называется она: «У страха глаза велики».
- С главными героями этой сказки случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо было.
-Присаживайтесь, ноги поставьте вместе, руки положите на колени.
Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
Чтение Русской народной сказки «У страх глаза велики»
(Читаю сказку «У страха глаза велики»)
«Жили-были бабушка - старушка, внучка - хохотушка, курочка - клохтушка и мышка - норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё - ё - х, плё - ё - х! У внучки - трёх! Плёх! У курочки - трёх - трёх! Плёх - плёх! У мышки - трёх - трёх - трёх! Плёх - плёх - плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
- Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
- Ко - ко - ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
- Котище - то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал,под кустик лег и думает:
«Вот страсти - то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
- Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)
Смешная, потому что все герои испугались. И грустная от того же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться - то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре - самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.
Беседа по содержанию произведения.
Педагог задает вопросы:
- Вы догадались, какой это жанр произведения: сказка или рассказ? («Это произведение - сказка»).
- Как называется сказка?
- Почему произведение, которое я вам прочитала называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, курочка и мышка могут воду носить в ведрах. Чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
- Как вы понимаете название сказки - «У страха глаза велики»? Почему она так называется именно так? (ответы детей).
- О чем рассказывается в этой сказке? (как бабушка, внучка, курочка и мышка пошли за водой, а зайчик сидел под деревом. На зайчика упало яблоко, он с испугу побежал и сбил с ног бабушку, внучку, курочку и мышку).
Динамическая пауза
А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)
Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
- Вспомните, как зовут в сказке бабушку, внучку, курочку и мышку? («Бабушка - старушка (потому что старенька),
- внучка – хохотушка (потому что хохочет),
- курочка - клохтушка( потому что клохочет) и мышка - норушка»).
Все ли слова вам были понятны из текста сказки? Все ли слова из сказки вы знаете? (ответы детей). Кто из вас может объяснить значение непонятных для вас слов: «водонос», «колода», «схорониться» - (спрятаться, затаиться, укрыться.)
- Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (водоносы)
- Как вы думаете, почему они так названы? (потому что они воду несли)
- От каких двух слов образовалось это слово? (воду - носить)
- А какие у них были вёдра?»
Воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке - большие (басом, у внучки - поменьше (обычным голосом, у курочки - ещё меньше (тонким голосом, у мышки - маленькое, малюсенькое (писк)
- А откуда брали воду наши водоносы?
- Правильно, бабушка из колодца; внучка из колоды (колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца.
- С чем сравнивали: у курочки - с огурчиком; у мышки - с наперсточек.
- Когда несли воду, она вёдра как плескалась?
- Правильно, у бабушке - тре - е - х, пле - е - х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех - трех, плех - плех; у мышки - трех – трех - трех, плех - плех - плех
- Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
- Правильно, бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга - медведище; - а когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (медведюшка, мишенька)
- Внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище. А не очень большого, не сильного? (волчишка)
- Курочке - лиса; - как называем лису ласково? (лисичка, лисонька, лисичка-сестричка)
- Мышке - кот, котище, - а как ласково сказать про кота? (котик, котенька)
- Зайцу - четыре охотника, и все с собаками.
- Что же на самом деле произошло?
- Все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле.
- Какими словами заканчивается сказка?
- Правильно, у страха глаза велики: чего нет, и то видят.
- Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой?
- Конечно же, они испугались, того, чего не надо было бояться.
- В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать?
- Какие они были? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые)
- Что вам больше всего понравилось в сказке?
ФИЗМИНУТКА
«Звериная зарядка»
Раз - присядка,
Два - присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
- я сейчас вам прочитаю еще раз сказку, затем вы ее будете пересказывать. (Читаю).
- Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. Куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась.
- Кто хочет пересказать. (2 человека)
- Чей пересказ вам больше всего понравился и почему.
- Кто сумел передать чувство страха?
- Чему же нас учит сказка? ( Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.)
- С какой сказкой мы познакомились?
- Что помогло вам запомнить сказку?
- Что понравилось на занятии?
- Кто считает, что он справился сегодня с пересказом сказки?
- Что было трудным?
- Мне очень понравилось, как вы работали. Вечером мы покажем сказку «У страха глаза велики» как в театре по ролям.
Рефлексия.
- А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и можете взять себе.
Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»
Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...
Конспект занятия для подготовительной группы по развитию речи, тема занятия: «Игрушка»
Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Общий развивающие задачи:Формировать представления о насекомых в среде обитания.Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.Учить интонационно-выразительному...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Задачи: Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;словарь и грамматика: учить детей объясн...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Как хорошо мы знаем сказки!»
Углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев....
Конспект занятия в младшей группе по развитию речи "Любимые сказки"
материал для воспитателей...