Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по развитию речи

Щукина Надежда Сергеевна

Гимнастика для развития артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Окошко

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

                                        Тянем губы прямо к ушкам.

                                  Потяну, перестану

                                        И нисколько не устану.

          Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

        Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

                                                               И на место возвращаю.

                                   Лягушка хоботок

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.                                  

А теперь слоненок я,                                                                                                                                                                                                                                                                        Хоботок есть у меня.

           Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

             Трубочка

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

                                 Язык сложим в трубочку —

                                  На дудочку похоже.

                                 Подудеть на дудочку

                                Без дудочки мы можем.

                Толстячок

1.        Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание правой и левой щек
попеременно (перегонка воздуха из од
ной щеки в другую).

             Худышка

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

Накажем непослушный язычок

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

                                             Причешем язычок

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

                                            Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

                                               Смотрит влево, смотрит вправо

Качели 

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

                                 Вверх-вниз, вверх-вниз.

                                   Я все выше поднимаюсь,

                                А потом — вниз

                                                  Упрямый ослик

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

       Чистим нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

                                 Чисти зубы, чисти зубы

                                   И снаружи,

                                   И внутри,

                                                     Не болели чтоб они

Посчитай нижние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

                                Он толкает зубы!

                                Будто хочет их за что-то

                                             Вытолкнуть за губы.

 

                                                 Бублик

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.

                  Фокус

Положить на кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

     

     Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

 

                Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

               Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

                Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

                 Гармошка

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

 

                       Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет:

— Ты — индюк!                       Б. Заходер

 

Пароход

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы^Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел —

Прямо по морю пошел!

            Барабан

 Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

                       В барабан мы сильно бьем

                        И все вместе мы поем:

                          «Д — д — д — д!»

                                           Комарик

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук 3 (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда ни возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

                                                                        К. Чуковский

                                              Мотор

Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас — мотор!

Заводи его, шофер!

                                               

                                                                                                                  Киска

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Лопатка-иголочка

.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

                                Язык лопаткой положи

                                И спокойно подержи.

                               Язык иголочкой потом

                                 Потянем тонким острием

                                                    Катушка

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.

         

                Чашечка

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

         Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...