Дидактические и речевые игры
картотека по развитию речи

картотека дидактических и речевых игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»

1. «Что сделано из муки?»

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное

внимание.

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав

которых входит мука.

2. «Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки,

хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные

функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с

хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой?

Мука какая?)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-

признаки к заданным словам.

4. «Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей,

занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на

комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)

5. «Что сначала, что потом»

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания

хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную

речь.

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы

выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности,

составляют по ним рассказ.

6. «Разложи блинчики»

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении

визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать

глазомер, зрительное восприятие. Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.

7. «Разрезные картинки»

Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета,

формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей,

логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.

Ход игры: дети складывают картинки из частей.

8. «Что нужно для работы хлебороба»

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях

труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной

техники, орудий труда хлебороба.

9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный

запас.

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные

изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.

Речевые игры

Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»

Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в

роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.

Ход игры

Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй

отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». Если ребенок ошибся,

например, сказал: «ржаная –это хлеб», то надо его спросить, выделяя

интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы

говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ –это что? Лепешка».

Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их

окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.

Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:

Ржаное — это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные — это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?__

Грамматическая речевая игра «Придумай слово».

Развиваем словотворчество.

Варианты заданий для детей дошкольного возраста:

Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница , а для

хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по

аналогии – хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как

называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии –

«хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут

быть разные варианты ответа ребенка, пусть малыш придумает свои –

«хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)

После этого подскажите малышу: «Завод, где выпускают продукты из рыбы,

называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб?

Попробуй догадаться».

Если ребенок не догадался, то скажите: «Да, такие слова, которые ты

придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал

замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-

другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на… ?

(хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на…? (хлебозаводе)».

Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в

пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня

маленькая. В ней работает несколько пекарей.

Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют

«хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб?

Правильный ответ: хлебопек.

Задание 5. Отгадай профессию.

На тракторе работает – кто? (тракторист),

На комбайне работает – кто? (комбайнер)

Землю пашет – кто? (землепашец).

Разводит овощи – кто? (овощевод).

Разводит свеклу – кто? (свекловод).

За семенами следит – кто? (семеновод).

На поле работает – кто? (полевод).

Выращивает лён кто? (льновод).

Сады выращивает – кто? (садовод).

Игра 3. Подбери слова

Задача игры. Это лексическая игра, в которой мы обогащаем и активизируем

словарный запас ребенка. И выполняем одновременно еще одну задачу –

учим малышей вслушиваться в речь, обращать внимание на выразительные

слова.

Ход игры

Я обычно такие игры с детьми до 6 лет провожу в форме игры — паззла.

Игровая форма упражнения заинтересовывает и увлекает малышей, ведь у

многих современных детей интерес к речи сильно снижен, а речевые

упражнения даются им с большим трудом.

Если Вы занимаетесь с детьми увлеченно, творчески, играя, то к 6 годам дети

настолько влюблены в игры в слова, что никакая игровая «внешная» опора

становится не нужна. С этого возраста дети готовы делать речевые

упражнения и без игры, просто в словесной форме. Они начинают играть в

речевые игры не ради игрового результата, а ради того, чтобы узнать,

научиться. Тогда наша «внешняя опора» — паззл – становится просто не

нужна.

Но на первых этапах без игры не обойтись. Ребенку – дошкольнику очень

нужно видеть, что он подбирает слова не просто так (по принципу «мне

сказали, и я делаю»). Малышу нужно видеть, что у его действий есть

результат, которые можно пощупать и увидеть. Как же этого добиться? Нам

поможет придуманный мной прием «наглядной игровой оценки речи детей».

Поэтому предлагаю провести это упражнение как игру. Начинаем играть :).

Присоединяйтесь!

Шаг 1. Готовим материал для игры.

А) Распечатайте картинку хлеба (ниже в статье Вы найдете ссылку на

скачивание картинок для занятий и игр) и разрежьте ее на несколько

квадратиков. Количество квадратиков зависит от возраста ребенка. Для

маленьких детей 3-4 лет достаточно 5-10 частей, для детей 5 лет и старше –

10 и более частей.

Б) Приготовьте дополнительные маленькие картиночки или другие

сюрпризики – это «бонус», вдруг Ваш малыш подберет больше слов, чем мы

ожидали!

Мне встречались дети, которые могли подобрать до 25 — 30 (!!!) слов в этой

игре. В дальнейшем они очень легко усваивали языки в школе. Для игры с

такими детишками нужно разрезать картинку на большее количество

кусочков в соответствии с их высоким уровнем развития речи

Шаг 2. Задача игры – «испечь хлеб», т.е. собрать все кусочки картинки.

Каждое слово дает возможность получить одну часть картинки. Нужно

подобрать как можно больше слов и получить в игре все кусочки картинки.

Можно не говорить малышу. что получится в результате игры. Пусть это

будет для него сюрпризом — загадкой!

Задания для речевой игры: подбери слова

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый,

пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный,

белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый,

добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой,

великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и

другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные,

пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие,

большие, мягкие, слоеные, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет.

В данном документе представлены следующие дидатические развивающие игры речевые игры:*Что будет, если ...?*Что сначала,что потом?*Что можно делать с ... ?*Кто что делает?*Что где? Кто где?*Больше, чем...

Дидактические развивающие речевые игры

В данном документе представлены следующие дидатические развивающие  речевые игры:*Что будет, если ...?*Что сначала,что потом?*Что можно делать с ... ?*Кто что делает?*Что где? Кто где?*Больше, че...

Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.

Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....

Презентация "Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет"

Развивающие игры для детей младшего возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Презентация "Дидактические и речевые игры о родном поселке пгт Серышево"

Презентация для детей старшегодошкольного возраста...

ЭОР "Дидактические, развивающие, речевые игры"

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР "Кристаллик" - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСидорова Светлана Николаевна...