Дидактические и речевые игры
картотека по развитию речи
картотека дидактических и речевых игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_i_rechevye_igry_na_temu_hleb-nashe_bogatstvo.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»
1. «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное
внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав
которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки,
хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные
функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с
хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой?
Мука какая?)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-
признаки к заданным словам.
4. «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей,
занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на
комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)
5. «Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания
хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную
речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы
выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности,
составляют по ним рассказ.
6. «Разложи блинчики»
Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении
визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать
глазомер, зрительное восприятие. Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
7. «Разрезные картинки»
Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета,
формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей,
логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры: дети складывают картинки из частей.
8. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях
труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной
техники, орудий труда хлебороба.
9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный
запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные
изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
Речевые игры
Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»
Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в
роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.
Ход игры
Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй
отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». Если ребенок ошибся,
например, сказал: «ржаная –это хлеб», то надо его спросить, выделяя
интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы
говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ –это что? Лепешка».
Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их
окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.
Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:
Ржаное — это поле или хлеб?
Пшеничный – это колосок или поле?
Пшеничная – это мука или пирожок?
Пшеничное – это мука или тесто?
Ржаные – это колоски или колосок?
Пшеничные — это пироги или мука?
Хлебные – это крошки или посуда?
Хлебный – это квас или крошки?__
Грамматическая речевая игра «Придумай слово».
Развиваем словотворчество.
Варианты заданий для детей дошкольного возраста:
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница , а для
хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по
аналогии – хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как
называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии –
«хлеборезка»).
Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут
быть разные варианты ответа ребенка, пусть малыш придумает свои –
«хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)
После этого подскажите малышу: «Завод, где выпускают продукты из рыбы,
называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб?
Попробуй догадаться».
Если ребенок не догадался, то скажите: «Да, такие слова, которые ты
придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал
замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-
другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на… ?
(хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на…? (хлебозаводе)».
Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в
пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня
маленькая. В ней работает несколько пекарей.
Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют
«хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб?
Правильный ответ: хлебопек.
Задание 5. Отгадай профессию.
На тракторе работает – кто? (тракторист),
На комбайне работает – кто? (комбайнер)
Землю пашет – кто? (землепашец).
Разводит овощи – кто? (овощевод).
Разводит свеклу – кто? (свекловод).
За семенами следит – кто? (семеновод).
На поле работает – кто? (полевод).
Выращивает лён кто? (льновод).
Сады выращивает – кто? (садовод).
Игра 3. Подбери слова
Задача игры. Это лексическая игра, в которой мы обогащаем и активизируем
словарный запас ребенка. И выполняем одновременно еще одну задачу –
учим малышей вслушиваться в речь, обращать внимание на выразительные
слова.
Ход игры
Я обычно такие игры с детьми до 6 лет провожу в форме игры — паззла.
Игровая форма упражнения заинтересовывает и увлекает малышей, ведь у
многих современных детей интерес к речи сильно снижен, а речевые
упражнения даются им с большим трудом.
Если Вы занимаетесь с детьми увлеченно, творчески, играя, то к 6 годам дети
настолько влюблены в игры в слова, что никакая игровая «внешная» опора
становится не нужна. С этого возраста дети готовы делать речевые
упражнения и без игры, просто в словесной форме. Они начинают играть в
речевые игры не ради игрового результата, а ради того, чтобы узнать,
научиться. Тогда наша «внешняя опора» — паззл – становится просто не
нужна.
Но на первых этапах без игры не обойтись. Ребенку – дошкольнику очень
нужно видеть, что он подбирает слова не просто так (по принципу «мне
сказали, и я делаю»). Малышу нужно видеть, что у его действий есть
результат, которые можно пощупать и увидеть. Как же этого добиться? Нам
поможет придуманный мной прием «наглядной игровой оценки речи детей».
Поэтому предлагаю провести это упражнение как игру. Начинаем играть :).
Присоединяйтесь!
Шаг 1. Готовим материал для игры.
А) Распечатайте картинку хлеба (ниже в статье Вы найдете ссылку на
скачивание картинок для занятий и игр) и разрежьте ее на несколько
квадратиков. Количество квадратиков зависит от возраста ребенка. Для
маленьких детей 3-4 лет достаточно 5-10 частей, для детей 5 лет и старше –
10 и более частей.
Б) Приготовьте дополнительные маленькие картиночки или другие
сюрпризики – это «бонус», вдруг Ваш малыш подберет больше слов, чем мы
ожидали!
Мне встречались дети, которые могли подобрать до 25 — 30 (!!!) слов в этой
игре. В дальнейшем они очень легко усваивали языки в школе. Для игры с
такими детишками нужно разрезать картинку на большее количество
кусочков в соответствии с их высоким уровнем развития речи
Шаг 2. Задача игры – «испечь хлеб», т.е. собрать все кусочки картинки.
Каждое слово дает возможность получить одну часть картинки. Нужно
подобрать как можно больше слов и получить в игре все кусочки картинки.
Можно не говорить малышу. что получится в результате игры. Пусть это
будет для него сюрпризом — загадкой!
Задания для речевой игры: подбери слова
Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый,
пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный,
белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый,
добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой,
великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и
другие названия).
Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные,
пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие,
большие, мягкие, слоеные, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет.
В данном документе представлены следующие дидатические развивающие игры речевые игры:*Что будет, если ...?*Что сначала,что потом?*Что можно делать с ... ?*Кто что делает?*Что где? Кто где?*Больше, чем...
Дидактические развивающие речевые игры
В данном документе представлены следующие дидатические развивающие речевые игры:*Что будет, если ...?*Что сначала,что потом?*Что можно делать с ... ?*Кто что делает?*Что где? Кто где?*Больше, че...
Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.
Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....
Презентация "Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет"
Развивающие игры для детей младшего возраста...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Презентация "Дидактические и речевые игры о родном поселке пгт Серышево"
Презентация для детей старшегодошкольного возраста...
ЭОР "Дидактические, развивающие, речевые игры"
Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР "Кристаллик" - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСидорова Светлана Николаевна...