«Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей с ДЦП».
консультация по развитию речи (средняя группа)
Особенности выполнения пассивной и активной артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей с ДЦП». | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – логопеда МБДОУ №6 «Светлячок» Степоненковой Светланы Александровны на тему:
«Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей с ДЦП».
С этой целью проводятся дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые взрослым, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика постепенно усложняется, добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий, на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества, как точность, ритмичность, переключаемость и другие.
Артикуляционная гимнастика
Пассивная артикуляционная гимнастика
Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Взрослый выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало, конец и фиксация не зависят от ребенка. Взрослый/педагог оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.
Пассивная гимнастика языка
- выведение языка из ротовой полости вперед;
- втягивание языка назад;
- опускание языка вниз (к нижней губе);
- поднимание языка вверх (к верхней губе);
- боковые отведения языка (влево и вправо);
- придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
- приподнимание кончика языка к твердому небу;
- легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.
Пассивная гимнастика губ
- собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы рта, проводят движение к средней линии);
- собирание нижней губы (тем же приемом);
- собирание губ в трубочку – «хоботок» (движение производится к средней линии);
- растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
- поднимание верхней губы;
- опускание нижней губы;
- смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
- создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).
Активная артикуляционная гимнастика
При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
Упражнения для развития мимических мышц лица
- закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
- нахмуривание бровей;
- поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
- надувание щек;
- проглатывание слюны;
- открывание и закрывание рта;
- жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры
- вытягивание губ вперед трубочкой;
- растягивание губ в улыбку;
- чередование движений «хоботок» - «оскал»;
- смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
- размыкание губ при закрытом и открытом рте;
- мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
- вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
- целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
- поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:
- выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);
- перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);
- удерживание губами различных предметов (пробка, марля).
Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.
Упражнения для язычной мускулатуры
- прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
- выдвигание языка вперед;
- втягивание языка внутрь рта;
- опускание языка вниз;
- приподнимание языка вверх;
- боковые отведения (вправо и влево);
- приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
- суживание языка и заострение его;
- переключение различных позиций.
Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.
Упражнения для губ
- «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны.
- «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
- «Улыбка» - «Трубочка» - попеременное выполнение.
- Втягивание нижней губы в ротовую полость.
Упражнения для языка
Выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
- «Болтушка» - движения языка вперед-назад.
- «Часики» - движения языком влево-вправо.
- «Качели» - движения языком вверх-вниз.
- Круговые движения языком: по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами.
- «Лошадка» - щелканье языком.
- «Лопатка» - широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек.
- «Иголочка» - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек.
- «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
- «Чашечка» - широкий язык поднят кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
- «Парус» - рот широко открыть, узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.
- «Грибок» - широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка гриба (подъязычная связка) натянулась.
- «Маляр» - сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности твердого неба вперед-назад.
- «Вкусное варенье» - рот приоткрыть, высунуть широкий язык, облизать им верхнюю губу и убрать в глубь рта.
- «Громкий барабан» - рот широко открыть, широкий язык поднять вверх, произносить громко, не опуская кончика языка: д-д-д-д-д.
Желаю удачи!
Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией, предварительно позвонив по телефону: 3-70-42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития и совершенствования моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный язычок»
Выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения ...
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
Методическая разработка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста "Весёлый язычок"
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционног...
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...
Мастер - класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».
Мастер - класс для педагогов по теме: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».Цель: Познакомить пе...
Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»
Обратите внимание, какие звуки произносит ваш малыш. Если он радостно лепечет: «ав-ав», подхватите эту «фразу» и повторяйте за ним. Вы увидите, как это понравится самому ребёнку. Лучше такие мини-игры...
Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Упражнения для нормализации моторики артикуляционного аппарата.Работа по развитию подвижности губ. Работа по развитию подвижности языка. Приведены 20 артикуляционных упражнений...