Конспект занятия "Николин день"
план-конспект занятия по развитию речи

Щукина Надежда Сергеевна

Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikolin_den.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию

«Зимний вечер на Николу»

Интегрированное занятие – знакомство

с святым Николаем – Чудотворцем.

Автор  разработки:

Щукина Надежда Сергеевна

Г.Чкаловск  Чкаловский район  Нижегородская область

                МКДОУ детский сад №16 «Светлячок»

                                     2019г

                   2.Пояснительная записка

Цель:

Познакомить детей с духовно –нравственными традициями на примере дня святого Николая.

Способствовать развитию у ребенка уважения к своей нации , душевной чуткости восприимчивости к окружающим.

Способствовать развитию у детей потребности совершать добрые дела и поступки.

Состав 13мальчиков ,13 девочек

Актуальность

 В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

                    3.Схема конспекта НОД

Интегрированное занятие –знакомство со святым Николаем –Чудотворцем.

               4.Дидактическое обеспечение

Материалы и пособия:

Украшение зала в стиле русской избе, детские музыкальные инструменты. Свеча, икона Николая Чудотворца, пряники, обруч с лентами.

                  5.Мотивационно-ориентировочная часть

Познавательная

(Дети входят в зал цепочкой . напевая песню «О зиме», садятся на места).

Ведущий

Ребята , представьте  себе , что мы очутились в далеком прошлом, где   можно отдохнуть на посиделках с песнями , шутками , прибаутками.

               6.Организация детской деятельности

 (Появляется хозяйка избы- Василиса).

Василиса

-Здравствуйте, люди добрые!

Василисою ,друзья,  называйте вы меня.

Все премудрости я знаю и затейница большая !

Приглашаю вас к себе на посиделки, а что вы умеете , мне покажите.

1 ребенок : Красному гостю – красное место!

2ребенок: Гость на гость – хозяину радость!

Василиса

-Степашки , Дашки, Ульки,- все ко мне!

(Дети садятся на лавку).

Василиса

-Как у нас семья большая да веселая какая: два у лавки стоят, два учиться хотят, два Степана у сметаны объедаются, две Дашки у кашки питаются, одна Маша не наша  и то хороша!  

(Дети исполняют русскую народную песню на ложках).

Василиса

-Молодцы! На ложках играть умеете. А я вам принесла свое рукоделие, в старину на посиделки приходили с работой, чтобы успеть подготовиться к празднику ; связать теплые носочки, напрясть изо льна пряжи.

(Василиса  достает из сундука нарядно украшенный валенок и вышитую подушку).

- Как вы думаете , что общего между подушкой и валенком?

(Дети высказывают свои предположения).

-Сейчас узнаем правы ли вы. Идите  сюда к свечке и я расскажу одну историю.

(Зажигается свеча перед иконой на столе).

-Очень давно жил был мальчик, звали его Николка. Он рос добрым , приветливым , ни в чем не нуждался. Однажды он решил поделиться   своим богатством с бедными. Темной ночью , разносил он подарки бедным детям. Не для того, чтобы его похвалили , а от чистого сердца.  Когда он вырос стал священником. Все любили Николая и считали его  святым. Прошло много времени, но и сегодня , дети просят, чтобы помог им вырасти добрыми и послушными , любить людей. Послушным детям он клал подарки в валенок или под подушку .А непослушным – прутик , чтобы подумали о своем поведении.

А теперь давайте посмотрим , как изображен святой Николай на иконе.(Василиса показывает икону).

-Это Николай Чудотворец, правой рукой он благословляет, а в левой -  держит святую книгу. Он добрый и одновременно торжественный и строгий. Николай спускается с небес , на заснеженную русскую землю    и смотрит , не нужна ли кому помощь? Как вы думаете , кто ему помогает? Один он творит чудеса?(Ответы детей)

-Правильно, ему помогают ангелы.

- похож Николай на Деда Мороза. С такой же седой бородой и мешком подарков. Ночью 19 декабря , если прислушаться можно услышать серебряные колокольчики, которые оповещают прибытие Святого Николая.

-Возьмите колокольчики и вставайте на игру с ними.

Ребенок : сел на сани Николай

В теплой шубе в рукавицах

Ангелочек , поганяй ,

Чтоб на землю не свалиться

Быстро лошади летят

Снег искрит подковами

Колокольчики бренчат

Звонкие веселые

(Дети слушают звон большого колокола).

Дети исполняют песню «В добрый час Николай».

-Какие вы знаете пословицы , поговорки об этом празднике?

(Дети рассказывают пословицы).

- в старину любили играть. Давайте и мы с вами  поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Василиса

-Молодцы, детушки ,порадовали меня. Я хочу вас угостить.

Испекла я из муки нового урожая прянички- «Николайчики».

Над селом дымок плывет

Пряники в домах пекут

Всех гостей вы угощайте

И на танец приглашайте!

Танец «Как на тоненький ледок».

              7.Рефлекторно-оценочная часть.

Василиса

-Вот и закончились наши посиделки !

-что нового вы узнали? Что большего всего вам понравилось на занятии? Что бы вы еще хотели узнать?

(Дети покидают русскую избу, угощаются пряниками).

          8.Список использованной литературы.

Сайт WWW.Maam.Ru

 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:5-6 лет.М.6 мозаика- синтез, 2016.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М.А. Васильевой .Москва. Мозаика-синтез,2015.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: День рожденье куклы Кати

Тема: День рожденье куклы КатиЗадачи: в совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, обогащать содержание ...

Конспект праздника "День города"

В  сентябре 2011 наш город отмечал 55-летие. Воспитанники детского сада принимали участие в праздновании юбилея ....

Конспект занятия "День России"

Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие "Родина"....

Конспект «Этот День Победы» (в рамках краткосрочного проекта «День Победы»)

Цель:Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.Отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синони...

Конспект занятия "День знаний - День Мира!"

Занятие в непринуждённой форме поможет узнать детям о празднике "День знаний" и сформировать первые понятия о мире и согласие....

Конспект развлечения "День Семьи, Любви и Верности" (день памяти св. Петра и Февроньи)

Конспект развлечения "День Семьи, Любви и Верности" (день памяти св. Петра и Февроньи)...

Конспект НОД «День Святого Николая, день добра»

19 декабря - день памяти Николая Угодника. Ему посвещвется отдельное занятие.  Предлагаю конспект для проведения....