Конспект проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Витальевна Ногтикова

Конспект состоит из различных игровых упражнений по данной теме, что дает детям легко закрепить пройденное и узнать новое о птицах. В конспекте есть беседа с опорой на наглядный материал по теме "Перелетные птицы", физминутка, пальчиковые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy_vesnoy.docx81.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 комбинированного вида

Конспект проведения

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

«Перелётные птицы весной» 

(группа компенсирующей направленности)

Подготовила провела:

учитель-логопед Ногтикова Е.В.

р.п. Большие Вязёмы

март 2020

Задачи: расширять и активизировать словарный запас по теме «Перелётные птицы»; закрепление  представлений  детей о жилищах перелетных птиц, составление простого предложения с предлогом в; развитие зрительного, слухового внимания, мышления, мелкой моторики руки, закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, навык согласования числительных с существительными, употребления предлогов, воспитывать познавательный интерес, гуманное отношение к птицам.

Оборудование: запись  щебета птиц, предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).

Ход:

Игра «Эхо»

Назови своё имя и прохлопает его в ладоши, вот так: «Ва- ся, Ва-ся», а затем  имя своих родителей, бабушки и т.д.

Игра «Спаси птенца»

Представьте, что у вас в руке маленький птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их  к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам.

Беседа по теме занятия с опорой на предметные картинки

Перед ребенком выставляются картинки с изображением перелетных птиц.

-Какие птицы изображены на картинках? Почему эти птицы называются перелетными?(Скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка.)

Обращается внимание детей на изображение грача и соловья.

- Грачи и соловьи вьют гнезда весной из веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца, из которых потом вылупляются птенцы.

Показывается изображение ласточки.

- Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.

Показывается изображение скворца.

Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца?( Скворечник)

Одновременно с рассказом о показываем картинки с изображением жилищ перелетных птиц. Показывается изображение кукушки.

-  Кукушка не вьет, не лепит гнездо. Она откладывает яйца в чужие гнезда. Ее птенцов растят другие птицы.

Кукушка

О птенцах не вспоминаю,

Все летаю и летаю,

Посижу я на суку,

Покричу — ку-ку, ку-ку.

Я в чужие гнезда яйца

Оставляю без стыда,

Потому что я — кукушка,

Никогда не вью гнезда.

О. Г. Зыкова

- Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

 -Какие птицы  вьют гнезда весной из веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца? (Грачи и соловьи)

- Какая птица лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов? (Ласточка)

- Какая птица гнезда не вьет, не лепит? (Скворец)

- Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

Пальчиковая игра «Сорока- ворона»

Сорока ворона кашу варила,

Сорока- ворона деток кормила.

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала.

И самому маленькому

Из большой миски

Да большой ложкой

Всех накормила!

Упражнение «Назови птенцов»

у ласточки - ласточонок;

у грача - грачонок;

у скворца - скворчонок;

у журавля - журавлёнок.

- Птенцы любят своих родителей, и ласково их называют.

- Вспомните, как ласково можно назвать следующих птиц: соловья, лебедя, скворца, журавля.

Упражнение «Назови ласково»

соловей - соловушка;

лебедь - лебёдушка;

скворец - скворушка

журавль - журавлик, журавушка.

Физкультминутка 

Ра-ра-ра-ра!
Дружно встала детвора.
Ру-ру-ру-ру!
Руки к небу подниму.
Потянусь я, потянусь я,
И немного подрасту.
Ря-ря-ря-ря!
Наклонюсь сейчас, друзья.
А потом ещё разок
И назад, и вперёд!
Ро-ро-ро-ро!
Можем прыгать мы легко.
И направо, и налево,
И на месте высоко.
Ры-ры-ры-ры!
Вот пришёл конец игры.
Вдох и выдох, руки вниз.
И за парту ты садись.

 

Отгадывание загадок с опорой на предметные картинки

Детям загадываются загадки. Из предложенных картинок они должны выбрать ответ-отгадку.

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

Детям предлагается  выучить эти загадки и загадать их бабушкам и дедушкам.

Дидактическая игра «Какая ты птица»

Показать картинки с изображением жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).

Детям дают фигурки перелетных птиц. Ребенок помещает фигурку около соответствующей картинки с изображением жилища. Поместив птицу, ребенок должен составить предложение, например: «Я -скворец, перелётная птица,я не вью гнезда, живу в скворечнике».

Дидактическая игра « Угадай, какая птица поёт?»

Оценивается работа  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения организованной образовательной деятельности в старшей группе.

Конспект проведения организованной образовательной деятельностив старшей группе....

Конспект проведения организованной образовательной деятельности ОО Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему: «Иней покрыл деревья»

Цель: продолжать формировать умение изображать зимний пейзажЗадачи:Образовательные: закреплять навыки рисования деревьев, передавая особенностиих строения, изображать деревья в перспективе....

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области «Формирование целостной картины мира.» на тему «Вредные и полезные продукты.» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект проведения организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Формирование целостной картины мира»  на тему «Вредные и полезные продукты.»...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Играем, правила дорожного движения изучаем» для детей средней группы

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" "Играем,правила дорожного движения изучаем" для детей средней г...

Организация и проведение организованной образовательной деятельности по речевому развитию

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширя...