Методическая разработка НОД по теме: «Одежда»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Иванова Анна Вячеслававна

Методическая разработка НОД по теме: «Одежда» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберагающие, личностно – ориентированные, технологии критического мышления) составлена для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка НОД

по теме: «Одежда»

с использованием современных образовательных технологий

(игровые, здоровьесберагающие, личностно – ориентированные, технологии критического мышления)

Автор - составитель:

Иванова Анна Вячеславовна

воспитатель

высшей квалификационной категории

     Санкт-Петербург

2020


Пояснительная записка:

Новые незнакомые слова, которыми оперируют фешн-специалисты на показах и в модных бутиках, очень легко усваиваются детьми дошкольного возраста. Мы, взрослые нередко попадаем в неловкие ситуации, когда мы в магазине просим показать нам свитер, а продавец поправляет нас и говорит, что это свитшот. Составление данного конспекта мотивировала одна казусная ситуация с ребенком. Во время одевания на прогулку, я попросила девочку подать ее сапожки, на что она изумленно сказала: «Это не сапоги, это кроксы!». И именно в тот момент, я поняла, что наши современные дошкольники ловко оперируют современными словами, терминами и именно они им понятнее.

Поэтому я пришла к выводу, что можно и нужно в занятии учитывать не только детскую субкультуру, но и современные тенденции в одежде, обуви, игрушках и т.д.

Цель: закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях и материалах, из которых она сшита с использованием современных названий одежды.

Задачи:

1. Образовательные

-расширить и активизировать словарный запас с помощью слов (парка, свитшот, туника, легинсы, бадлон, боди, худи, футболка – поло, юбка – пачка, пуховик, джинсовка);

-совершенствовать грамматический строй речи: закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными;

-развитие зрительного восприятия, внимания, диалогической речи.

-совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять простые предложения и распространять их однородными членами).

2. Развивающие

-развивать связную речь, навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

-развивать психические процессы (внимание, мышление, память);

-развивать тонкую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением.

3. Воспитательные

- ценностное отношение к здоровому образу жизни, внимательно и бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать у детей умения слушать педагога и сверстников.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Методы и приемы:

1.Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания.

2. Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности детей: загадывание загадок, проблемных вопросов.

3.Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности).

4. Метод практической деятельности: изготовление шаблона с комплектом одежды.

Технологии:

- игровые

- здоровьесберагающие

- личностно – ориентированные

-  технология критического мышления

Рекомендуемая предварительная работа: дидактическая игра  «Модный магазин», пальчиковая гимнастика «Подарок Мишке», «Стирка»,  дидактическая игра с использованием «Лого-планшета» - «Опиши какой, какая», чтение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», «Обведи по контуру» раскрашивание образцов одежды.

Оборудование:

Разрезные картинки с изображением современной одежды, шаблоны кукол мальчика и девочки, цветные карандаши, мольберт с магнитной доской, методическое пособие «Каталог одежды», шаблоны кукол мальчика и дочки с комплектом одежды, коробочка с образцами тканей, картинки с изображением одежды, схема «Ёлочка».


Ход НОД:

Дети находятся в музыкальном зале или кабинете учителя-логопеда. Учитель-логопед приглашает присесть на ковер полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у меня в руках необычная книга. Она называется «Каталог». Слышали ли вы когда-нибудь такое слово?

Предполагаемые ответы детей: Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда исходя из своего опыта.

Воспитатель: Да, это все каталоги разных товаров! Это журнал, в котором могут быть фотографии и информация о товарах, там может быть представлена косметика, продукты, одежда и многое другое. Вот у меня сейчас в руках каталог одежды. Хотите его посмотреть?

Предполагаемые ответы детей: детям предлагается рассмотреть первую страницу каталога.

1 страница каталога.

Воспитатель: Ой, а что же такое? Как ты думаешь? (Полина)

Предполагаемые ответы детей: Это детали одежды.

Воспитатель: А сейчас давайте попробуем собрать детали одежды и узнать, что же нам предлагает каталог?

Предполагаемые ответы детей: Дети собирают разрезные картинки

Воспитатель:  Что же представлено в нашем каталоге?

Предполагаемые ответы детей: дети рассматривают собранные картинки.

Воспитатель:  Ребята, а вы встречали такую одежду в магазинах?

Воспитатель:  Предлагаю вам, вспомнить название этой одежды!

Предполагаемые ответы детей: Парка, свитшот, туника, легинсы, бадлон, боди, худи, футболка – поло, юбка – пачка, пуховик, джинсовка.

Воспитатель:  Как выдумаете, что такое джинсовка?

Предполагаемые ответы детей: Это джинсовая куртка.

Воспитатель:  Как ты считаешь? (Милана)

Предполагаемые ответы детей: Это тёплая куртка.

Воспитатель:  Да, правильно! Это тёплая куртка, в составе которой имеется пух.

Воспитатель:  Кому эта одежда может принадлежать? Кто бы ее мог найти?

Воспитатель: дети отвечают на вопрос учителя-логопеда исходя из своего опыта.

Воспитатель:  А сейчас, я предлагаю вам обратиться ко второй странице каталога. Что же нам предлагают.

2 страница.

Дети выполняют задание на совершенствование грамматического строя речи.

Цель: формирование правильного согласования прилагательных с существительными.

Описания задания:

Воспитатель: Ребята, задание, которое представлено на  2 странице «каталога» предлагает вам подобрать себе одежду, которую вы бы надели, чтобы отправиться на прогулку!

Воспитатель: Какую одежду ты выбрал для себя? (Никита)

Предполагаемые ответы детей: Я взял чёрные непромокаемые перчатки!

Воспитатель: А что ты подобрала? (Маргарита)

Предполагаемые ответы детей: А я взяла зелёную, длинную, меховую парку.

Воспитатель: Что ты для себя подобрала? ( Олеся)

Предполагаемые ответы детей: Я выбрала для себя розовый, мягкий и удобный свитшот. А ёще клетчатые легинсы!

Воспитатель: Что же возьмёт с собой на прогулку (Кирилл)?

Предполагаемые ответы детей: Я взял тёплую, вязаную шапку – шлем.

Воспитатель: А я ребята, решила для себя выбрать синюю, длинную джинсовую куртку!

Воспитатель: Ну, что же ребята, мы отлично с вами подготовились к прогулке!

Воспитатель: Предлагаю вам, обратиться к каталогу и посмотреть ещё одно задание, представленное на этой странице.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, диалогической речи, грамматического строя речи.

Описания задания:

Воспитатель: Ребята, а сейчас попрошу вас подойти ко мне поближе и устроиться на стульчиках вокруг  мольберта с магнитной доской.

(на доске представлены бумажные куклы мальчика и девочки с комплектами одежды)

Воспитатель: Пожалуйста, внимательно рассмотрите, во что одеты наши куклы. Вы хорошо запомнили, как они одеты? Тогда закрывайте глаза.

Действия детей: дети закрывают глаза, а учитель – логопед меняет один из предметов одежды на куклах.

Воспитатель: Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите, что – то изменилось?

Воспитатель: Как ты считаешь? (Оля)

Предполагаемые ответы детей: Вместо пышной юбки у куклы красный сарафан в клеточку.

Воспитатель: Посмотри, пожалуйста, (Артём) что изменилось?

Предполагаемые ответы детей: Вместо голубой футболки – поло появился красный свитер.

Воспитатель: Хорошо! Предлагаю вам, закрыть глаза ещё раз!  

Воспитатель: А теперь посмотрите, что изменилось?

Предполагаемые ответы детей: Вместо полосатой тёплой шапки появился, голубой берет, (Ульяна).

Предполагаемые ответы детей: Вместо джинсовой куртки появился синий пуховик с капюшоном (Даня).

(учитель – логопед повторяет задание ещё два раза)

Воспитатель: Вы отлично справились с этим заданием и прежде, чем перевернуть страницу нашего каталога, я предлагаю вам, отдохнуть.

(дети встают со стульчиков на выполнение физкультурной минутки)

Физминутка «Одежда»

Цель: создание  условий для снятия утомляемости и мышечного напряжения.

Вот заходит Мойдодыр,               (ходьба на месте)
У меня с ним только мир.            (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит                 (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита (сгибают правую руку в локте, имитируя шитьё) Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)                                                                                                          
Что пальто на месте не висит.   (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат               (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят.       (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет —      (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет!              (голову поднимают вверх, повороты

                                                                              головы в стороны)

Воспитатель: Ребята, мы хорошо  с вами отдохнули! Я предлагаю вам, обратиться к нашему каталогу и перевернуть ещё одну страницу.  

  3 страница

 Воспитатель: А на этой странице нам предлагают потренировать наш язычок!

Дети выполняют задание на произнесение чистоговорок.

Цель: отработка звукопроизносительной стороны речи, развитие силы голоса, темпа речи и чувства ритма.

Описание задания: 

Воспитатель:  Предлагаю вам ребята, вместе со мной произнести эту забавную чистоговорку про одежду! Сначала я произнесу чистоговорку, а затем мы вместе с вами попробуем её повторить чётко и выразительно.

Предполагаемые ответы детей: дети вместе с учителем – логопедом повторяют чистоговорку:

      Ма-ма-ма – платье шью сама

      Ом-ом-ом – бантик есть на нём

      Ми-ми-ми – поясок возьми

      Тё-тё-тё – отложили мы шитьё

 Ать-ать-ать – мы идём гулять

 То-то-то – я иду в пальто!

Воспитатель:  Молодцы, ребята, у вас хорошо получается произносить чистоговорки! Но на этой страничке «каталога» нам предлагают выполнить ещё одно задание.

(Учитель – логопед предлагает детям встать около своих стульчиков)

Дыхательное упражнение «Летний ветер»

Цель: воспитание направленной воздушной струи.

Описание задания:

Воспитатель:  Вспомните, пожалуйста, из чего делают ткани?

Предполагаемые ответы детей: Из хлопка, из льна (Олеся)

Предполагаемые ответы детей: Из шерсти, из шёлка (Никита)

Воспитатель:  Я приготовила для вас коробочку, где собраны разные виды тканей (шифон, шёлк, хлопок, шерсть, лён)

Воспитатель:  Давайте положим по кусочку шифона на ладошку и подуем на него так, как дует ветер.

Действия детей: дети держат ладонь на уровне рта на расстоянии 15см, не поднимая плеч и не надувая щеки, дуют на кусочки ткани. Упражнение выполняется 3-5 раз.

Воспитатель: А теперь предлагаю обратиться к нашему каталогу и посмотреть, что же здесь предлагают.

4 страница.

Воспитатель: На этой странице вам ребята, необходимо угадать, что за предмет одежды здесь спрятан.

Дети выполняют задание по отгадыванию загадок с использованием технологии «Синквейн».

Цель: обогащение словарного запаса, оформление грамматически правильной речи, речевой самоконтроль.

Описание задания:

Воспитатель: Ребята, хочу вам напомнить, что это задание мы будем выполнять по уже знакомой вам схеме «Ёлочка».

1 строчка – 1 слово-название предмета (его в загадке опускаем) – ЧТО?

2 строчка – 2 слова, обозначающие признаки данного предмета – КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

3 строчка – 3 слова, обозначающие действия этого предмета.

4 строчка - предложение из 4 слов об этом предмете.

5 строчка - слово-ассоциация. Это слово-предмет, о котором вспоминаешь, называя загаданное слово.

Предполагаемые ответы детей: 

(Куртка)

Тёплая, синяя

Греет, не промокает, не продувает

В магазине купили новую, тёплую ...

Я всегда её надеваю, отправляясь на прогулку

Действия детей: далее предлагается каждому ребёнку отгадать загадку по предложенной схеме.

Воспитатель: У вас очень хорошо получилось! А сейчас мы с вами обратимся к последней странице каталога.

5 страница

«Юный модельер»

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и творчества.

Описание задания:

Детям предлагаются бумажные шаблоны мальчика и девочки, на которых они сами придумывают  и рисуют свой комплект одежды.

Воспитатель: Вам ребята, предлагают попробовать себя в качестве модельера одежды или дизайнера! Вы сами придумаете свой комплект одежды и нарисуете его. А потом можете в группе провести показ своих моделей!

Рефлексия.

Воспитатель: Предлагаю вам, вспомнить,  о чём мы сегодня говорили?

С чем мы с вами знакомились на протяжении всего занятия?

Предполагаемые ответы детей: С каталогом одежды!

Воспитатель: А какую современную одежду мы сегодня увидели?

Предполагаемые ответы детей: Джинсовая куртка, парка, юбка – пачка, боди, бадлон, футболка – поло, легинсы.

Воспитатель: В качестве кого вы себя сегодня попробовали?

Предполагаемые ответы детей: Мы были «юными модельерами»!

Воспитатель: Спасибо, вам ребята! Вы сегодня были все молодцы! Я видела, что каждый из вас старался выполнить задания и правильно произносить звуки.

Предполагаемые ответы детей: дети произносят «Я молодец, потому что…» и обосновывают свой ответ

Я желаю вам, придумать не один наряд для своих близких и друзей!


Список литературы

1 . Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018.

2. Душка Н. Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» - журнал  « Логопед», № 5, 2005г.

3. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»». Журнал «Первое сентября», №4 (2006)

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта на тему "Моя семья"

Данная материал поможет воспитателю детского сада сформировать у детей ценностное отношение к семье,а так же помочь созданию доброжелательных отношений между родителями воспитанников....

Методическая разработка - презентация по теме "Одежда" ранний возраст.

Методическая разработка - презентация по теме "Одежда" ранний возраст....

Методическая разработка по лексической теме "Одежда"

Красочная презентация предназначена для закрепления материала по лексической теме "Одежда" с воспитанниками старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка.Консультация для родителей: "Одежда детей в группе и на улице"

Правильно одеть ребенка,это значит в большей степени обезопасить его от простудных заболеваний,дать возможность свободно двигаться и комфортно себя чувствовать....

Методическая разработка "Долгосрочный проект «Наша одежда»

Систематизирование и закрепление знаний детей старшей группы по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»...

Методическая разработка Дидактической игры «Подбери одежду»

Дидактическая игра "Подбери одежду" знакомит ребят с временами года, учит классифицировать предметы одежды, ребята знакомятся с одеждой необходимой под каждый сезон, закрепляя названия....