Методическая разработка НОД по теме: «Одежда»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка НОД по теме: «Одежда» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберагающие, личностно – ориентированные, технологии критического мышления) составлена для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка НОД
по теме: «Одежда»
с использованием современных образовательных технологий
(игровые, здоровьесберагающие, личностно – ориентированные, технологии критического мышления)
Автор - составитель:
Иванова Анна Вячеславовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка:
Новые незнакомые слова, которыми оперируют фешн-специалисты на показах и в модных бутиках, очень легко усваиваются детьми дошкольного возраста. Мы, взрослые нередко попадаем в неловкие ситуации, когда мы в магазине просим показать нам свитер, а продавец поправляет нас и говорит, что это свитшот. Составление данного конспекта мотивировала одна казусная ситуация с ребенком. Во время одевания на прогулку, я попросила девочку подать ее сапожки, на что она изумленно сказала: «Это не сапоги, это кроксы!». И именно в тот момент, я поняла, что наши современные дошкольники ловко оперируют современными словами, терминами и именно они им понятнее.
Поэтому я пришла к выводу, что можно и нужно в занятии учитывать не только детскую субкультуру, но и современные тенденции в одежде, обуви, игрушках и т.д.
Цель: закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях и материалах, из которых она сшита с использованием современных названий одежды.
Задачи:
1. Образовательные
-расширить и активизировать словарный запас с помощью слов (парка, свитшот, туника, легинсы, бадлон, боди, худи, футболка – поло, юбка – пачка, пуховик, джинсовка);
-совершенствовать грамматический строй речи: закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными;
-развитие зрительного восприятия, внимания, диалогической речи.
-совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять простые предложения и распространять их однородными членами).
2. Развивающие
-развивать связную речь, навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
-развивать психические процессы (внимание, мышление, память);
-развивать тонкую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением.
3. Воспитательные
- ценностное отношение к здоровому образу жизни, внимательно и бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать у детей умения слушать педагога и сверстников.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое.
Адресат: дети старшего дошкольного возраста
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Методы и приемы:
1.Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания.
2. Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности детей: загадывание загадок, проблемных вопросов.
3.Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности).
4. Метод практической деятельности: изготовление шаблона с комплектом одежды.
Технологии:
- игровые
- здоровьесберагающие
- личностно – ориентированные
- технология критического мышления
Рекомендуемая предварительная работа: дидактическая игра «Модный магазин», пальчиковая гимнастика «Подарок Мишке», «Стирка», дидактическая игра с использованием «Лого-планшета» - «Опиши какой, какая», чтение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», «Обведи по контуру» раскрашивание образцов одежды.
Оборудование:
Разрезные картинки с изображением современной одежды, шаблоны кукол мальчика и девочки, цветные карандаши, мольберт с магнитной доской, методическое пособие «Каталог одежды», шаблоны кукол мальчика и дочки с комплектом одежды, коробочка с образцами тканей, картинки с изображением одежды, схема «Ёлочка».
Ход НОД:
Дети находятся в музыкальном зале или кабинете учителя-логопеда. Учитель-логопед приглашает присесть на ковер полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у меня в руках необычная книга. Она называется «Каталог». Слышали ли вы когда-нибудь такое слово?
Предполагаемые ответы детей: Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда исходя из своего опыта.
Воспитатель: Да, это все каталоги разных товаров! Это журнал, в котором могут быть фотографии и информация о товарах, там может быть представлена косметика, продукты, одежда и многое другое. Вот у меня сейчас в руках каталог одежды. Хотите его посмотреть?
Предполагаемые ответы детей: детям предлагается рассмотреть первую страницу каталога.
1 страница каталога.
Воспитатель: Ой, а что же такое? Как ты думаешь? (Полина)
Предполагаемые ответы детей: Это детали одежды.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем собрать детали одежды и узнать, что же нам предлагает каталог?
Предполагаемые ответы детей: Дети собирают разрезные картинки
Воспитатель: Что же представлено в нашем каталоге?
Предполагаемые ответы детей: дети рассматривают собранные картинки.
Воспитатель: Ребята, а вы встречали такую одежду в магазинах?
Воспитатель: Предлагаю вам, вспомнить название этой одежды!
Предполагаемые ответы детей: Парка, свитшот, туника, легинсы, бадлон, боди, худи, футболка – поло, юбка – пачка, пуховик, джинсовка.
Воспитатель: Как выдумаете, что такое джинсовка?
Предполагаемые ответы детей: Это джинсовая куртка.
Воспитатель: Как ты считаешь? (Милана)
Предполагаемые ответы детей: Это тёплая куртка.
Воспитатель: Да, правильно! Это тёплая куртка, в составе которой имеется пух.
Воспитатель: Кому эта одежда может принадлежать? Кто бы ее мог найти?
Воспитатель: дети отвечают на вопрос учителя-логопеда исходя из своего опыта.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам обратиться ко второй странице каталога. Что же нам предлагают.
2 страница.
Дети выполняют задание на совершенствование грамматического строя речи.
Цель: формирование правильного согласования прилагательных с существительными.
Описания задания:
Воспитатель: Ребята, задание, которое представлено на 2 странице «каталога» предлагает вам подобрать себе одежду, которую вы бы надели, чтобы отправиться на прогулку!
Воспитатель: Какую одежду ты выбрал для себя? (Никита)
Предполагаемые ответы детей: Я взял чёрные непромокаемые перчатки!
Воспитатель: А что ты подобрала? (Маргарита)
Предполагаемые ответы детей: А я взяла зелёную, длинную, меховую парку.
Воспитатель: Что ты для себя подобрала? ( Олеся)
Предполагаемые ответы детей: Я выбрала для себя розовый, мягкий и удобный свитшот. А ёще клетчатые легинсы!
Воспитатель: Что же возьмёт с собой на прогулку (Кирилл)?
Предполагаемые ответы детей: Я взял тёплую, вязаную шапку – шлем.
Воспитатель: А я ребята, решила для себя выбрать синюю, длинную джинсовую куртку!
Воспитатель: Ну, что же ребята, мы отлично с вами подготовились к прогулке!
Воспитатель: Предлагаю вам, обратиться к каталогу и посмотреть ещё одно задание, представленное на этой странице.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, диалогической речи, грамматического строя речи.
Описания задания:
Воспитатель: Ребята, а сейчас попрошу вас подойти ко мне поближе и устроиться на стульчиках вокруг мольберта с магнитной доской.
(на доске представлены бумажные куклы мальчика и девочки с комплектами одежды)
Воспитатель: Пожалуйста, внимательно рассмотрите, во что одеты наши куклы. Вы хорошо запомнили, как они одеты? Тогда закрывайте глаза.
Действия детей: дети закрывают глаза, а учитель – логопед меняет один из предметов одежды на куклах.
Воспитатель: Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите, что – то изменилось?
Воспитатель: Как ты считаешь? (Оля)
Предполагаемые ответы детей: Вместо пышной юбки у куклы красный сарафан в клеточку.
Воспитатель: Посмотри, пожалуйста, (Артём) что изменилось?
Предполагаемые ответы детей: Вместо голубой футболки – поло появился красный свитер.
Воспитатель: Хорошо! Предлагаю вам, закрыть глаза ещё раз!
Воспитатель: А теперь посмотрите, что изменилось?
Предполагаемые ответы детей: Вместо полосатой тёплой шапки появился, голубой берет, (Ульяна).
Предполагаемые ответы детей: Вместо джинсовой куртки появился синий пуховик с капюшоном (Даня).
(учитель – логопед повторяет задание ещё два раза)
Воспитатель: Вы отлично справились с этим заданием и прежде, чем перевернуть страницу нашего каталога, я предлагаю вам, отдохнуть.
(дети встают со стульчиков на выполнение физкультурной минутки)
Физминутка «Одежда»
Цель: создание условий для снятия утомляемости и мышечного напряжения.
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита (сгибают правую руку в локте, имитируя шитьё) Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет! (голову поднимают вверх, повороты
головы в стороны)
Воспитатель: Ребята, мы хорошо с вами отдохнули! Я предлагаю вам, обратиться к нашему каталогу и перевернуть ещё одну страницу.
3 страница
Воспитатель: А на этой странице нам предлагают потренировать наш язычок!
Дети выполняют задание на произнесение чистоговорок.
Цель: отработка звукопроизносительной стороны речи, развитие силы голоса, темпа речи и чувства ритма.
Описание задания:
Воспитатель: Предлагаю вам ребята, вместе со мной произнести эту забавную чистоговорку про одежду! Сначала я произнесу чистоговорку, а затем мы вместе с вами попробуем её повторить чётко и выразительно.
Предполагаемые ответы детей: дети вместе с учителем – логопедом повторяют чистоговорку:
Ма-ма-ма – платье шью сама
Ом-ом-ом – бантик есть на нём
Ми-ми-ми – поясок возьми
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё
Ать-ать-ать – мы идём гулять
То-то-то – я иду в пальто!
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас хорошо получается произносить чистоговорки! Но на этой страничке «каталога» нам предлагают выполнить ещё одно задание.
(Учитель – логопед предлагает детям встать около своих стульчиков)
Дыхательное упражнение «Летний ветер»
Цель: воспитание направленной воздушной струи.
Описание задания:
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, из чего делают ткани?
Предполагаемые ответы детей: Из хлопка, из льна (Олеся)
Предполагаемые ответы детей: Из шерсти, из шёлка (Никита)
Воспитатель: Я приготовила для вас коробочку, где собраны разные виды тканей (шифон, шёлк, хлопок, шерсть, лён)
Воспитатель: Давайте положим по кусочку шифона на ладошку и подуем на него так, как дует ветер.
Действия детей: дети держат ладонь на уровне рта на расстоянии 15см, не поднимая плеч и не надувая щеки, дуют на кусочки ткани. Упражнение выполняется 3-5 раз.
Воспитатель: А теперь предлагаю обратиться к нашему каталогу и посмотреть, что же здесь предлагают.
4 страница.
Воспитатель: На этой странице вам ребята, необходимо угадать, что за предмет одежды здесь спрятан.
Дети выполняют задание по отгадыванию загадок с использованием технологии «Синквейн».
Цель: обогащение словарного запаса, оформление грамматически правильной речи, речевой самоконтроль.
Описание задания:
Воспитатель: Ребята, хочу вам напомнить, что это задание мы будем выполнять по уже знакомой вам схеме «Ёлочка».
1 строчка – 1 слово-название предмета (его в загадке опускаем) – ЧТО?
2 строчка – 2 слова, обозначающие признаки данного предмета – КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
3 строчка – 3 слова, обозначающие действия этого предмета.
4 строчка - предложение из 4 слов об этом предмете.
5 строчка - слово-ассоциация. Это слово-предмет, о котором вспоминаешь, называя загаданное слово.
Предполагаемые ответы детей:
(Куртка)
Тёплая, синяя
Греет, не промокает, не продувает
В магазине купили новую, тёплую ...
Я всегда её надеваю, отправляясь на прогулку
Действия детей: далее предлагается каждому ребёнку отгадать загадку по предложенной схеме.
Воспитатель: У вас очень хорошо получилось! А сейчас мы с вами обратимся к последней странице каталога.
5 страница
«Юный модельер»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и творчества.
Описание задания:
Детям предлагаются бумажные шаблоны мальчика и девочки, на которых они сами придумывают и рисуют свой комплект одежды.
Воспитатель: Вам ребята, предлагают попробовать себя в качестве модельера одежды или дизайнера! Вы сами придумаете свой комплект одежды и нарисуете его. А потом можете в группе провести показ своих моделей!
Рефлексия.
Воспитатель: Предлагаю вам, вспомнить, о чём мы сегодня говорили?
С чем мы с вами знакомились на протяжении всего занятия?
Предполагаемые ответы детей: С каталогом одежды!
Воспитатель: А какую современную одежду мы сегодня увидели?
Предполагаемые ответы детей: Джинсовая куртка, парка, юбка – пачка, боди, бадлон, футболка – поло, легинсы.
Воспитатель: В качестве кого вы себя сегодня попробовали?
Предполагаемые ответы детей: Мы были «юными модельерами»!
Воспитатель: Спасибо, вам ребята! Вы сегодня были все молодцы! Я видела, что каждый из вас старался выполнить задания и правильно произносить звуки.
Предполагаемые ответы детей: дети произносят «Я молодец, потому что…» и обосновывают свой ответ
Я желаю вам, придумать не один наряд для своих близких и друзей!
Список литературы
1 . Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018.
2. Душка Н. Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» - журнал « Логопед», № 5, 2005г.
3. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»». Журнал «Первое сентября», №4 (2006)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта на тему "Моя семья"
Данная материал поможет воспитателю детского сада сформировать у детей ценностное отношение к семье,а так же помочь созданию доброжелательных отношений между родителями воспитанников....
Методическая разработка занятия по теме Лягушка и экскаватор для детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Данная методическая разработка предназначена для учителей - логопедов....
Методическая разработка - презентация по теме "Одежда" ранний возраст.
Методическая разработка - презентация по теме "Одежда" ранний возраст....
Методическая разработка по лексической теме "Одежда"
Красочная презентация предназначена для закрепления материала по лексической теме "Одежда" с воспитанниками старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка.Консультация для родителей: "Одежда детей в группе и на улице"
Правильно одеть ребенка,это значит в большей степени обезопасить его от простудных заболеваний,дать возможность свободно двигаться и комфортно себя чувствовать....
Методическая разработка "Долгосрочный проект «Наша одежда»
Систематизирование и закрепление знаний детей старшей группы по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»...
Методическая разработка Дидактической игры «Подбери одежду»
Дидактическая игра "Подбери одежду" знакомит ребят с временами года, учит классифицировать предметы одежды, ребята знакомятся с одеждой необходимой под каждый сезон, закрепляя названия....