Статья " Значение театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников"
статья (старшая группа)
Игра – это ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается и усваивается ребенком. В процессе игры дети намного больше усваивают знания. Использование театрализованных игр хорошо помогает восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Многие исследователи Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А.И.Сорокина подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития
Существуют различные виды игр, одни из них развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр и является театрализованная игра
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры.
Н.С. Карпинская и А.П. Николаичева под театрализованными играми понимают «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или «театральные представления по готовым сценариям»
По мнению, И.Г. Вечканова: «театрализованная игра» - деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами. И.Г. Вечканова также отмечает, что театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер .
О.А. Акуловой считает, что «театрализованная игра» - это эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина ).
В своей работе мы будем придерживаться определения, данного Л.С. Фурминой: «театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы».
Л.В. Артемова выделяет различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности.
2) Пальчиковый театр.
3) Театр петрушек (куклы би-ба-бо).
4) Театр марионеток.
5) Настольный театр игрушек
6) Настольный театр картинок.
К стендовым театрализованным играм Л.В. Артемова относит
1) Стенд - книжка.
2) Фланелеграф
3) Теневой театр.
В старшем дошкольном возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л.В. Ворошнина).
Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка.
Исследование, проведенное Г.А. Волковой показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание) [20.с.45].
В древности сложилось общее представление о жизни как игре, она служила одним из самых главных факторов развития и совершенствования народа. Платон, Аристотель, Квинтилиан указывают на значение игры в дошкольном детстве, подчеркивают ее универсальный характер, определяют условия, время и формы проведения в разные периоды детства, придавая огромное значение игре как средству умственного, эстетического, интеллектуального воспитания и развития ребенка, активно используют игровые приемы в обучении. С развитием общественных отношений и культурно-исторических условий изменялись представления об игровой деятельности. Так, большинство социалистов-утопистов XVI-XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Т. Кампанелла, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) считают, что главная функция игры заключается в украшении жизни, поэтому придают ей исключительно развлекательный характер, отводя весьма незначительную роль в обучении. Однако педагоги Просвещения восприняли идеи эпохи Возрождения об эффективности игрового метода в процессе воспитания (Мишель де Монтень, Ф. Рабле, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо), осознается эстетическая ценность феномена игры (И. Кант, Ф. Шиллер). Ценные мысли об игре высказывали Я.А. Коменский и М. Лютер, рекомендуя ее как средство обучения и развития личности.
В России игра издавна являлась важной частью образовательной практики и народной педагогики, обычаев, обрядов и ритуалов, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью труда, образования и искусства.
Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что театрализованные игры были предметом изучения педагогики длительное время. Изучалось их влияние на разнообразные аспекты обучения и воспитания дошкольников, в том числе на развитие их речи, но данные исследования лишь косвенно затрагивали проблемы развития связной речи детей. На основании всего вышеизложенного следует сделать вывод: создание научно обоснованной технологии использования системы театрализованных игр в процессе развития связной речи старших дошкольников является актуальной проблемой педагогической науки. Влияние театрализованных игр на процесс развития связной речи старших дошкольников может быть предметом экспериментального исследования.
Список используемой литературы
- Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. – С. 86.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
- Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4. – С. 24.
- Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
- Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006 - № 6.
- Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. С-Пб., 2006.
- Зимина И.С. Театр и театрализованные игры в детском саду/ И.С. Зимина //Дошкольное воспитание. - 2005. - N4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности
Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...
Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...
Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...
Консультация "Возможности театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников".
Возможности театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников.Театрализованная деятельность выступает одним из средств paзвития связной речи детей в дошкольном возрасте и стимулирует а...
Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"
В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...
Статья "Роль театрализованной игры в развитии связной речи дошкольников"
В статье рассказывается о роли театрализованной игры в развитии связной речи у детей...