Статья " Значение театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Нилинова Дарья Владимировна

Игра – это ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается и усваивается ребенком. В процессе игры дети намного больше усваивают знания. Использование театрализованных игр хорошо помогает восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Многие исследователи Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А.И.Сорокина подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития 

Существуют различные виды игр, одни из них развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр и является театрализованная игра 

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры.

Н.С. Карпинская и А.П. Николаичева под театрализованными играми понимают «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или «театральные представления по готовым сценариям» 

По мнению, И.Г. Вечканова: «театрализованная игра» - деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами. И.Г. Вечканова также отмечает, что театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер .

О.А. Акуловой считает, что «театрализованная игра» - это эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина ).

В своей работе мы будем придерживаться определения, данного Л.С. Фурминой: «театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы». 

Л.В. Артемова выделяет различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности. 

2) Пальчиковый театр.

3) Театр петрушек (куклы би-ба-бо).

4) Театр марионеток.

5) Настольный театр игрушек

6) Настольный театр картинок.

К стендовым театрализованным играм Л.В. Артемова относит

1) Стенд - книжка.

2) Фланелеграф

3) Теневой театр.

В старшем дошкольном возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л.В. Ворошнина).

Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка.

Исследование, проведенное Г.А. Волковой показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание) [20.с.45].

В древности сложилось общее представление о жизни как игре, она служила одним из самых главных факторов развития и совершенствования народа. Платон, Аристотель, Квинтилиан указывают на значение игры в дошкольном детстве, подчеркивают ее универсальный характер, определяют условия, время и формы проведения в разные периоды детства, придавая огромное значение игре как средству умственного, эстетического, интеллектуального воспитания и развития ребенка, активно используют игровые приемы в обучении. С развитием общественных отношений и культурно-исторических условий изменялись представления об игровой деятельности. Так, большинство социалистов-утопистов XVI-XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Т. Кампанелла, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) считают, что главная функция игры заключается в украшении жизни, поэтому придают ей исключительно развлекательный характер, отводя весьма незначительную роль в обучении. Однако педагоги Просвещения восприняли идеи эпохи Возрождения об эффективности игрового метода в процессе воспитания (Мишель де Монтень, Ф. Рабле, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо), осознается эстетическая ценность феномена игры (И. Кант, Ф. Шиллер). Ценные мысли об игре высказывали Я.А. Коменский и М. Лютер, рекомендуя ее как средство обучения и развития личности.

В России игра издавна являлась важной частью образовательной практики и народной педагогики, обычаев, обрядов и ритуалов, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью труда, образования и искусства.

Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что театрализованные игры были предметом изучения педагогики длительное время. Изучалось их влияние на разнообразные аспекты обучения и воспитания дошкольников, в том числе на развитие их речи, но данные исследования лишь косвенно затрагивали проблемы развития связной речи детей. На основании всего вышеизложенного следует сделать вывод: создание научно обоснованной технологии использования системы театрализованных игр в процессе развития связной речи старших дошкольников является актуальной проблемой педагогической науки. Влияние театрализованных игр на процесс развития связной речи старших дошкольников может быть предметом экспериментального исследования.

Список используемой литературы

  1.  Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. – С. 86.
  2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
  3. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4. – С. 24.
  4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
  5. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006 - № 6. 
  6. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. С-Пб., 2006. 
  7. Зимина И.С. Театр и театрализованные игры в детском саду/ И.С. Зимина //Дошкольное воспитание. - 2005. - N4. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности

Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...

Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование  мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...

Консультация "Возможности театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников".

Возможности театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников.Театрализованная деятельность выступает одним из средств paзвития связной речи детей в дошкольном возрасте и стимулирует а...

Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"

В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...

Статья "Роль театрализованной игры в развитии связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о роли театрализованной игры в развитии связной речи у детей...