Методическая разработка "День славянской письменности"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Культура - святыня нации, которую народ собирает, бережно хранит и без которой невозможно представить существование народа и нации.

В настоящее время очень важно помнить и знать свою родную - русскую культуру, её истоки и историю, любить и ценить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavyanskaya_pismennost.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка НОД на тему:

«День славянской письменности»

для детей старшего дошкольного возраста

Авторы разработки – воспитатель Кравцова Надежда Александровна, воспитатель Миронова Наталья Алексеевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 городского округа-город Камышин

Продолжительность проведения НОД- 30 минут

Пояснительная записка 

Культура - святыня нации, которую народ собирает, бережно хранит и без которой невозможно представить существование народа и нации.

В настоящее время, когда идет пропаганда чужеродной культуры, очень важно помнить и знать свою родную - русскую культуру, её истоки и историю, любить и ценить её.

Где же истоки нашей культуры?

Братья Кирилл и Мефодий – первоучителя, которые принесли на славянскую землю письменность и приобщили многочисленные славянские народы к цивилизации и культуре. Заслуга братьев велика, их труды стали общим достоянием всех славянских народов, они положили основу нравственного и умственного развития, способствовали поднятию общий культуры.

Актуальность

Для формирования полноценной личности, уважительного отношения подрастающего поколения к истории, расширению общего кругозора - знание культуры неизбежно. Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости».

Мы много растеряли из нашей культуры, но сейчас люди стали мудрее и бережнее. Возвращаются многие русские традиции и обряды, растёт интерес к культуре и истории.

В понятие культуры входит всё, что создано умом, талантом, рукоделием народа, всё, что выражает его духовную сущность. Письменность является основой любой культуры. Трудно представить нашу культуру без русских народных сказок, песен, загадок и былин. Поэтому очень важно сохранить то, что имеем, не растерять, а наоборот восстановить первоначальную связь времён.

Цель

Прививать любовь к родному языку, родному слову, истории.

Задачи

1. Дать первоначальное представление

- о празднике славянской письменности,

- о происхождении славянской письменности,

- о создании славянской письменности братьями Кириллом и Мефодием,

- о культурном единстве России.

2. Формировать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к книге, уважения к культурным традициям.

4. Обогащать словарный запас детей.

Ожидаемые результаты 

Дети познакомятся с древнерусским алфавитом, с его создателями. У них повысится интерес к русской истории, появится желание узнать как можно больше о возникновении книги.

Словарная работа

Библия, библиотека, славяне, славянский язык Кирилл, Мефодий, монах, кириллица.

Предварительная работа

Чтение сказок, пословиц, игры, беседы о славянской письменности, заучивание стихотворений.

Материалы

Репродукция с изображением братьев Кирилла и Мефодия, азбука кириллицы, буквы кириллицы, раскраски с изображением старославянских букв, герой Медведь.

Ход образовательной деятельности

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель. Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами узнаем, кто создал письменность, кто помог нам и сделал так, чтобы мы могли читать сказки, интересные рассказы, и стихи. Ведь все они написаны! А ещё посетим удивительную страну книг и удивительных историй.

Готовы? Тогда слушайте внимательно. Давным-давно в далекой стране Византии жили - были два брата монаха Кирилл и Мефодий. Были они добрые, послушные, очень любили учиться (воспитатель обращает внимание на репродукцию с изображением братьев). Когда братья выросли, они перепробовали много профессий, но в итоге стали учителями. Учить они стали людей, да не просто разным наукам, а как жить на свете, делать добро. Знали они много разных языков, были христианами, ходили по свету и рассказывали людям о Боге, о его слове, знакомили с библией. Люди видели их старания и ценили это. И вот однажды они попросили братьев придумать способ как сохранить полученные знания.

Воспитатель. Как думаете, как можно сохранить полученные знания? (предположения детей)

А братья Кирилл и Мефодий придумали, что слова нужно записывать с помощью букв, а затем собирать все письменно в одно целое и называть это книгой. «Буквы Должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки словно пела», - сразу решили братья. Много ли мало ли прошло времени трудились братья и наконец, придумали славянскую азбуку. И с тех самых пор весь славянский народ стал читать книги. До сих пор люди благодарны братьям за их труд. «Вот так воссиял свет разума над государством русским».

Воспитатель. Ребята, а как же выглядит эта азбука? Давайте посмотрим (воспитатель показывает азбуку).

Зовется Славянская азбука – кириллица, в честь одного из братьев – Кирилла, создавшего её. Вот какая она красивая.

Воспитатель. А вам знакомы эти буквы? Здесь каждая буква имеет своё название, у каждой буквы есть своё значение (воспитатель показывает буквы кириллицы).

Воспитатель. Как вы думаете, что это за буква? Да, верно её мы называем как букву «А», а в кириллице она звучит «аз».

 А что это за буква? «Б», звучит «буки», это буква «В», звучит «веди».

Послушайте, я сейчас произнесу буквы по порядку, а вы скажите какое слово у меня получится? «Аз буки веди». Азбука.

По первым буквам славянского алфавита можно составить это слово – азбука.

Воспитатель. «Аз»- по-славянски это слово означает «я». Сейчас «я» - это последняя буква в алфавите, а раньше была первая, стояла в начале славянской азбуки. «Буки» означает «буква». «Веди» - это значит «знать», от слова «ведать». Если повторить название первых букв слов азбуки, то можно произнести «я знаю буквы». Буква «Г» - «глаголь,» от слова «глаголить» - говорить. Буква «Д», это буква звучит как «добро». Буква «Л» на славянском «люди», «С» - «слово».

Воспитатель. Ребята, вы заметили, что одной буквы славянской азбуки можно сказать целое слово, и вся славянская азбука – кириллица, это добрые буквы и слова, так как были они созданы с добро верой и светом - Кириллом и Мефодием.

Послушайте стихотворение о славянском языке:

  Он самый молитвенный в мире,

Он волею божьей возник,

Язык нашей дивной псалтыри

И святоотеческих книг.

Он царское украшенье

Церковного богослуженья,

Живой благодатный родник,

Господнее нам утешенье –

Церковославянский язык.

Воспитатель. Сегодня мы не говорим на этом языке, но его можно услышать в храмах, когда происходит священнодействие.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие у меня красивые цветы. Как они называются? Ромашки. А вы знаете, что эти цветы называют символом нашей страны – России. Эти цветы встречаются во всех уголках нашей огромной страны, их очень любят жители.

Воспитатель. Посмотрите на лепестках ромашек буквы. Давайте из них составим слова, но не простые, а очень добрые!

Ромашка, ромашка распустись.

К светлому к доброму потянись, потянись. (воспитатель снимает два лепестка с ромашки с буквами «М», «А»).

Какое слово мы можем составить из этих букв? Конечно же «мама». (Затем составляем другие слова «Родина», «добро», «папа», «друг», и так далее).

 Какие добрые замечательные слова вы составили.

Воспитатель. О чём мы с вами поговорим дальше, вы поймете, если отгадайте мою загадку:

Открыть свои тайны любому готова,

но ты от неё не услышишь и слова,

говорит она беззвучно,

а понятно и нескучно,

ты беседуй чаще с ней,

станешь вчетверо умней

(воспитатель обращает внимание на выставку книг).

Воспитатель. Конечно же, это книга, взгляните, сколько много разных интересных книг. Мы не устанем благодарить братьев Кирилла и Мефодия за то, что можем читать книги, ведь благодаря книгам мы получаем знания.

Воспитатель. А что делает нас с вами разумными и мудрыми? Воспитатель. Знания, благодаря им можно научиться писать, считать, читать.

Вот послушайте, что сказал один из великих поэтов:

«Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.»

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какая из книг была самая первая на Земле?  Библия - это самая первая книга, её Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык, чтобы мы могли её постоянно читать. В ней говорится об истории и правилах жизни людей, живущих и живших на земле. Если мы переведем слово «книга» на латинский язык, то получится слово «библио».

Воспитатель. Здесь напрашивается вопрос: а знаете ли вы похожие слова? Библиотека в переводе «библио - книга», «тeкa - течёт», текут книга, течёт много книг. Вы конечно же были в библиотеке, и видели какое там большое количество книг, а скоро вы пойдете в школу и будете частым гостем в библиотеке.

Воспитатель. Ребята, а чему нас учат книги? Доброте, послушанию, взаимопомощи, терпению. Мы с вами часто слышим слова «добрый человек», «доброта», «добрый поступок», а какого человека мы называем «добрым». «Добрый человек» - это, тот, который помогает другим, маме, бабушке, друзьям животным и так далее. Давайте с вами вспомним пословицы о добре.

Пословицы о добре

Добро творить себя веселить.

Добро и во сне хорошо.

Делать добро спеши.

Добро наживай, а худое и забывай.

Добро не лихо, бродит тихо.

Воспитатель. Ребята, мы много читали книг – стихов, рассказов, повестей, поэм, но с раннего детства мы все любим сказки.

Ребёнок читает стихотворение, выученное раннее о сказках.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

 Воспитатель. Ребята, а какие вы знаете сказки? Да, очень много вы знаете сказок! - Я вам предлагаю сыграть в игру - «запутанная сказка».

Игра «Запутанная сказка»

Хочу проверить, знаете ли вы содержание сказок также хорошо, как их название. Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу.

1. «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!»

Правильно? (Да).

2. «Бежит мимо лиса и спрашивает:

- Чей домок-теремок, кто в тереме живёт?

- Я, Муха-горюха.

-Я, Комар-пискун.

- Я, Мышка-погрызуха.

- Я, Лягушка-квакушка».

Правильно?

3. «Побежала Маша дальше. Видит, стоит груша, вся спелыми грушами усыпана, ветки до самой земли склонялись. Маша к ней:

- Груша, груша, куда гуси-лебеди полетели?»

4. «Я, колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешён,

Да на масле пряжён,

На окошке стужён.

Я от внучки ушёл

И от жучки ушёл.»

5. «Жили-были в избушке кот, петух, да Колобок. Кот с петухом на охоту ходили, а Колобок домовничал. Обед варил, стол накрывал».

Воспитатель. Молодцы, хорошо сказки знаете.

Игровая ситуация с героем сказок.

Раздаётся стук и рычанье.

Воспитатель. Кто это в домике живёт?

Из домика выходит медведь.

Миша. Слышу шум и детский смех,

Вмиг один поймаю всех.

Воспитатель. Ребята, это же мишка. Миша, ты не шуми, а лучше расскажи из какой ты сказки к нам пришёл.

Миша. А вы сами отгадайте сказку.

Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша и медведь»).

Миша. Угадали, молодцы. А какие вы ещё сказки знаете, где встречается медведь?

Воспитатель. Миша, а мы про тебя ещё и стихотворение знаем. Ребята давайте все вместе расскажем:

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Вот упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Миша. Да, больно мне тогда было. Но не будем вспоминать грустную историю. Давайте лучше все вместе поиграем в игру «У медведя во бору».

Подвижная игра «У медведя во бору»

Воспитатель. Пора Мише в лес возвращаться. Но не можем мы тебя так отпустить без гостинца. Вот тебе Миша, бочонок мёда вкусного и свежего. Ешь на здоровье и вспоминай нас с ребятами добрым словам.

Миша. Спасибо большое, до свиданья.

Воспитатель. Отлично ребята мы с Мишкой время провели, вспомнили много сказок. А что в любой сказке есть, чего больше нигде не встретишь? Волшебство, в каждой сказке есть оно, и еще всякие разные волшебные предметы, которые во многом помогают героям. Вспоминайте, ребята, какие волшебные предметы есть в сказках?

Беседа «Волшебные предметы»

Молодцы вспомнили. У меня есть волшебные яблочко на тарелочке.

Воспитатель. (достаёт тарелку и яблоко). Посмотрите, волшебное яблочко на тарелочке.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

Воспитатель. Что я здесь увидела! Сказку.

Отгадайте загадку, что за сказку я увидела на тарелочке.

1. Отворили дверь козлята

И исчезли все куда-то. (Волк и семеро козлят) .

Воспитатель.

Катись, катись яблочко,

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

2. Ах ты, Петя-петушок

Сплоховал немножко.

Не послушался кота

Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса) .

Воспитатель.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

3. Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) .

Много сказок вы знаете, молодцы, и эту отгадали.

Воспитатель.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

4. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки. (Три медведя).

Воспитатель.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка).

Воспитатель. Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких, ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.

Воспитатель. А сейчас, ребята давайте поиграем.

Игра «Ручеёк», но когда будем выбирать себе пару, будем говорить доброе слово или называть ласково по имени, вы скажите то, что подскажет вам сердце в эту минуту.

Игра «Ручеёк».

Воспитатель. Ребята, ну вот мы с вами и познакомились с братьями - монахами Кириллом и Мефодием, с азбукой - кириллицей, вспомнили пословицы, сказки, загадки, поиграли. А сейчас я предлагаю вам раскрасить буквы, с которыми вы уже хорошо знакомы, как сделали бы это художники тысячу лет назад, оформляя книги, написанные от руки. (Воспитатель предлагает буквы азбуки с имитацией под старославянскую азбуку).

Практическая работа детей: раскрась букву.

 Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы, какие красивые у вас получились буквы. Давайте вспомним, что вы сегодня узнали. Совсем немного времени осталось до той поры, когда вы пойдете в школу и будете глубоко знакомиться с азбукой, научитесь читать и писать. Думаю, что после моего сегодняшнего рассказа, вы с чувством глубокого уважения и гордости будете вспоминать братьев монахов Кирилла и Мефодия, которые подарили нам буквы азбуки. А изготовленные вами буквы можете унести с собой домой, и рассказывать о том, что сегодня узнали, своим родным и друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-беседа ко Дню славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Я подобрала материал для презентации-беседы с детьми дошкольного возраста для того, чтобы они знали историю возникновения праздника....

Мультимедийная презентация-беседа ко Дню славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Я подобрала материал для презентации-беседы с детьми дошкольного возраста для того, чтобы они знали историю возникновения праздника....

Коментарии к слайдам мультимедийной презентации:"День славянской письменности и культуры." Беседа.

Данный материал является приложением к мультимедийной презентации: "День славянской письменности и культуры". Я предлагаю комментарии к слайдам презентации, в которых рассказана история появления "Дня...

Праздник славянской письменности и культуры.

Сценарий, посвящённый празднованию Дня славянской письменности и культуры....

Методическая разработка "День славянской письменности"

Методическая разработка НОД на тему:«День славянской письменности»для детей старшего дошкольного возрастаАвторы разработки – воспитатель Кравцова Надежда Александровна, воспитат...

Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)

На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэ...