«Развитие образной речи дошкольников»
консультация по развитию речи
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней.
Чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! Как же ты красива!
Е. Щукина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_razvitie_obraznoy_rechi_doshkolnikov_.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения –
г. Семилуки Воронежской области
«Развитие образной речи дошкольников»
Выполнила воспитатель
Орехова Н.А.
2021г.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней.
Чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! Как же ты красива!
Е. Щукина.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной и выразительной стороны речи.
Под образностью речи понимается умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, передать мысль, это способность воздействовать на людей не только интонациями, общим настроением рассказа, отбором фактов, но и построением фразы, выбором слов.
Образность языка и речи определяется группой средств, таких как:
- тренировкой речевых навыков;
- ориентацией на осознание живых возможностей языка;
- развитием специальной речевой интенции (Речевая или коммуникативная интенция - это намерение говорящего выразить некий коммуникативно-значимый смысл с помощью речевых средств, т.е. осуществить речевой акт);
- накоплением опыта применения средств языка (эпитет, сравнение метафора);
- развитием познавательных аспектов семантики единиц языка (семантика - от греческого semantikos - обозначающий, т. е относящийся к значению или смыслу слова, содержательный.).
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:
- как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической);
- восприятие разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений;
- формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания;
- знакомство с произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, загадки, скороговорки).
Все эти направления являются важнейшими источниками развития выразительности образной детской речи.
Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других качеств связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Фонетическая сторона развития образности речи во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.
Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:
1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.
2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — посуда, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе, и т.д.).
3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом — очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?») т. е. подбор антонимов, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
7. Составление предложений по опорным словам.
В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в разных жанрах — сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.
И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении. Можно также говорить о воздействии на развитие образной речи и других видов искусства (музыки, театра), которые по-своему влияют на творческие способности детей в области слова. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и образную речь.
Прежде всего, развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Список использованной литературы:
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Бабина, Г. Образные языковые средства / Г. Бабина, Е. Белобородова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 60-65.
- Гавриш, Н.В. Развитие образности речи // Вопросы речевого развития дошкольников. - М.: Слово, 2008. – 272с.
- Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку / Н.В. Гавриш // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.23-25.
- Василишина, О. Умную речь приятно послушать: цикл упражнений для формирования образной речи / О. Василишина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» презентация
Презентация - консультация для педагогов групп компенсирующей направленности и массовых групп.Рассмотрены вопросы:Понятие образности речи. Психолого-педагогические исследования по теме. Практичес...
Развитие образной речи дошкольников.
Статья посвящена образной речи дошкольников....
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи...
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Образные средства речи.1. Эпитет — образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существительным, наречием, глаголом); типы эпитетов: общея...
Развитие образной речи дошкольников.
"Развитие образной речи дошкольников"...
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей...
Статья:Развитие образной речи дошкольников посредством слушания музыки
Статья посвящена теме развития образной речи у детей 5-7 лет на музыкальных занятиях при слушании музыкальных произведений....