Конспект занятия «Звук [О] и буква О» для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия «Звук [О] и буква О» для старшей группы
Цели:
коррекцианно-образовательные:
_ познакомить детей с буквой О, её графическим изображением;
– закрепить понятие «гласные звуки»;
– закрепить навыки четкого различения и произношения [о] в слогах, словах, предложениях;
– закрепить умение выделять звук в начале, середине и конце слова;
– давать характеристику звука О;
– формировать умение преобразовывать мн. ч. имен существительных в ед. ч. ;
– закрепить знания по теме «Осень»;
– упражнять детей выкладывать схему предложения, определять количество слов в предложении;
коррекиионно-развиваюшие:
– автоматизировать звук О в слогах, словах, предложениях и тексте;
– развивать фонематический слух и восприятие, память, внимание;
– развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
– развивать дыхание, голос, мимику;
коррекиионно-воспитательная:
– воспитывать у детей нравственные качества.
Оборудование: символ звука О, светофоры красного цвета, картинки со звуком О (в начале, середине, конце слова, схемы – артикуляции звука и отличия звуков от букв, буква О, гусеница с тремя окошками, схемы П., листы бумаги с буквами, тетради, карандаши (красный, образец написания буквы О, мяч, су-джок.
Ход занятия.
I. Организационный этап. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.
Как хорошо, когда мы улыбаемся,
Как хорошо, когда мы удивляемся,
Но как же нам невесело,
Когда мы сердимся и огорчаемся.
Логопед: Ребята, какое время года сейчас? (Осень).
Повторение гласных звуков. Введение в тему.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: а-а-а!Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о!Березовый: у-у-у.
- Что произнесли нам листочки? (Гласные звуки). Назовите их.
Повторение детьми звуков — а-о-у-и.
- Какой звук исчез из ряда а-у-и? (О).Давайте его позовем: о-о-о… (Появляется красный человечек – символ звука О.).
II. Основной этап.
«Сказка про звук О» (с использованием наглядного символа).
Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, посмотрите, что напоминает форма его губ? форма губ напоминает огурчик (овал): «О, О, О».
ЗвукО был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице,зовущей своих цыплят:
- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
2. Характеристика звукаО по артикуляционным и акустическим признакам:
- О каком звуке я рассказала вам сказку? (О звуке О).
-Расскажите всё, что вы знаете о звуке О? (схема).
Вы на схему посмотрите,
Всё о звуке расскажите.
Дети: когда мы произносим звук о:
- губы округляются и немного выдвинуты вперед;
б) зубы закрыты округленными губами;
в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот, проходит свободно и не встречает преграды;
д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
- Итак, скажите, какой звук О? Охарактеризуйте его. (Гласный звук.) Почему? Каким цветом его обозначим? (Красным).
- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)
Звук О: Какие вы молодцы, вы все сказали правильно. Я хочу поиграть с вами в прятки. Попробуйте меня сегодня поискать. Когда меня вы обведете, вы меня найдете, а пока я спрячусь.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Светофор» (поднять красный семафор на звук О):
а-и-о-на-пу-от-бы-ак-мак-сок-лист-ухо-стена-гном…
4. Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.
1) Произношение и выделение звука О в словах.
Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных) мяч
Окна — окно, стекла —, седла —. , крылья —. , перья —. , колеса —.
кольца -, зёрна -, звенья - ….
Логопед: Назовите одинаковый последний звук во всех образованных словах. (О).
Физминутка.Дети выполняют движения под текст:
Не под окном, а около
Каталось "О" и охало.
"О" охало, "О" охало
Не под окном, а около.
Игра «Искатели» (по предметным картинкам на доске): выбрать только те картинки, в названии которых есть звук о, определить место звука о в словах и поместить в соответствующее окошко.
2) Работа над предложением.
Логопед: Дети, я совсем забыла вам рассказать, утром, на почту д\с пришло электронное письмо. Это письмо нам прислала девочка Оля. Она предлагает поиграть в «шифровальщиков» и на каждое предложение из ее письма выложить схему. Напомните мне, а что такое П.? Из чего оно состоит?
Послушайте П. Давайте определим количество слов в предложении. (Дети выполняют задание за столом, один ребёнок выкладывает схему предложения у доски).
Становится холодно.
Наступила долгожданная осень.
Осенью часто идет дождь.
5. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой О.
- А ещё Оля хочет познакомить вас с её любимой буквой. Показ буквы.
Это буква О. Буква О обозначает звук О.
- Напомните мне, а чем же звук отличается от буквы? Схема.
6. Подбор зрительного образа к букве.
Л.: Посмотрите на неё. На что похожа буква О? (На обруч, на колесо, на баранку, на спасательный круг, на луну).
7. Стихотворное описание графического образа буквы.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
8. Анализ буквы О.
- Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (большой овал).
- Сколько элементов у буквы о (один).
- Нарисуйте пальчиком в воздухе букву О.
9. Л.: Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «О» и обвести её в кружок!
10. Написание буквы О.
Л.: Откройте тетради, возьмите карандаши красного цвета и аккуратно напечатайте букву О в тетрадях по клеточкам.
Пальчиковая гимнастика.
(Дети катают в руках массажные шарики).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы сейчас подружим маленькие пальчики. (Дети кладут шарики на стол.
Соединяют пальцы обеих рук попарно).
1,2,3,4,5 .Мы закончили играть. (Кулачки – лучики).
III. Итог занятия.
-С какой новой буквой сегодня нас познакомила Оля? Запомнили букву?
-Что вам понравилось, запомнилось на занятии? Оценка работы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_oooo.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Звук [О] и буква О» для старшей группы
Цели:
коррекцианно-образовательные:
_ познакомить детей с буквой О, её графическим изображением;
– закрепить понятие «гласные звуки»;
– закрепить навыки четкого различения и произношения [о] в слогах, словах, предложениях;
– закрепить умение выделять звук в начале, середине и конце слова;
– давать характеристику звука О;
– формировать умение преобразовывать мн. ч. имен существительных в ед. ч. ;
– закрепить знания по теме «Осень»;
– упражнять детей выкладывать схему предложения, определять количество слов в предложении;
коррекиионно-развиваюшие:
– автоматизировать звук О в слогах, словах, предложениях и тексте;
– развивать фонематический слух и восприятие, память, внимание;
– развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
– развивать дыхание, голос, мимику;
коррекиионно-воспитательная:
– воспитывать у детей нравственные качества.
Оборудование: символ звука О, светофоры красного цвета, картинки со звуком О (в начале, середине, конце слова, схемы – артикуляции звука и отличия звуков от букв, буква О, гусеница с тремя окошками, схемы П., листы бумаги с буквами, тетради, карандаши (красный, образец написания буквы О, мяч, су-джок.
Ход занятия.
I. Организационный этап. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.
Как хорошо, когда мы улыбаемся,
Как хорошо, когда мы удивляемся,
Но как же нам невесело,
Когда мы сердимся и огорчаемся.
Логопед: Ребята, какое время года сейчас? (Осень).
Повторение гласных звуков. Введение в тему.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: а-а-а!Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о!Березовый: у-у-у.
- Что произнесли нам листочки? (Гласные звуки). Назовите их.
Повторение детьми звуков — а-о-у-и.
- Какой звук исчез из ряда а-у-и? (О).Давайте его позовем: о-о-о… (Появляется красный человечек – символ звука О.).
II. Основной этап.
«Сказка про звук О» (с использованием наглядного символа).
Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, посмотрите, что напоминает форма его губ? форма губ напоминает огурчик (овал): «О, О, О».
ЗвукО был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице,зовущей своих цыплят:
- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
2. Характеристика звукаО по артикуляционным и акустическим признакам:
- О каком звуке я рассказала вам сказку? (О звуке О).
-Расскажите всё, что вы знаете о звуке О? (схема).
Вы на схему посмотрите,
Всё о звуке расскажите.
Дети: когда мы произносим звук о:
- губы округляются и немного выдвинуты вперед;
б) зубы закрыты округленными губами;
в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот, проходит свободно и не встречает преграды;
д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
- Итак, скажите, какой звук О? Охарактеризуйте его. (Гласный звук.) Почему? Каким цветом его обозначим? (Красным).
- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)
Звук О: Какие вы молодцы, вы все сказали правильно. Я хочу поиграть с вами в прятки. Попробуйте меня сегодня поискать. Когда меня вы обведете, вы меня найдете, а пока я спрячусь.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Светофор» (поднять красный семафор на звук О):
а-и-о-на-пу-от-бы-ак-мак-сок-лист-ухо-стена-гном…
4. Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.
1) Произношение и выделение звука О в словах.
Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных) мяч
Окна — окно, стекла —, седла —. , крылья —. , перья —. , колеса —.
кольца -, зёрна -, звенья - ….
Логопед: Назовите одинаковый последний звук во всех образованных словах. (О).
Физминутка.Дети выполняют движения под текст:
Не под окном, а около
Каталось "О" и охало.
"О" охало, "О" охало
Не под окном, а около.
Игра «Искатели» (по предметным картинкам на доске): выбрать только те картинки, в названии которых есть звук о, определить место звука о в словах и поместить в соответствующее окошко.
2) Работа над предложением.
Логопед: Дети, я совсем забыла вам рассказать, утром, на почту д\с пришло электронное письмо. Это письмо нам прислала девочка Оля. Она предлагает поиграть в «шифровальщиков» и на каждое предложение из ее письма выложить схему. Напомните мне, а что такое П.? Из чего оно состоит?
Послушайте П. Давайте определим количество слов в предложении. (Дети выполняют задание за столом, один ребёнок выкладывает схему предложения у доски).
Становится холодно.
Наступила долгожданная осень.
Осенью часто идет дождь.
5. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой О.
- А ещё Оля хочет познакомить вас с её любимой буквой. Показ буквы.
Это буква О. Буква О обозначает звук О.
- Напомните мне, а чем же звук отличается от буквы? Схема.
6. Подбор зрительного образа к букве.
Л.: Посмотрите на неё. На что похожа буква О? (На обруч, на колесо, на баранку, на спасательный круг, на луну).
7. Стихотворное описание графического образа буквы.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
8. Анализ буквы О.
- Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (большой овал).
- Сколько элементов у буквы о (один).
- Нарисуйте пальчиком в воздухе букву О.
9. Л.: Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «О» и обвести её в кружок!
10. Написание буквы О.
Л.: Откройте тетради, возьмите карандаши красного цвета и аккуратно напечатайте букву О в тетрадях по клеточкам.
Пальчиковая гимнастика.
(Дети катают в руках массажные шарики).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы сейчас подружим маленькие пальчики. (Дети кладут шарики на стол.
Соединяют пальцы обеих рук попарно).
1,2,3,4,5 .Мы закончили играть. (Кулачки – лучики).
III. Итог занятия.
-С какой новой буквой сегодня нас познакомила Оля? Запомнили букву?
-Что вам понравилось, запомнилось на занятии? Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У". Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У" с использованием мультимедийной презентации. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект занятия кружка На тему: «Звуки [ы]-[и]; буквы ы-и.» Старшая группа
Конспект занятия кружкаНа тему:«Звуки [ы]-[и]; буквы ы-и.»Старшая группа...
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития "Знакомство с миром звуков и букв"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...
Конспект занятия «Звук [к] и буква К» (старшая логопедическая группа)
Цели:Коррекционно-образовательные:• познакомить со звуком К;• научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам• совершенствование навыка звукобуквенного анал...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Путешествие к звуку [ы] и буква ы
описание занятия по знакомству со звуком "Ы"...