Проект «Развитие речевой активности детей младшего возраста посредством сказок»
проект по развитию речи (младшая группа)
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу и тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_rechevoy_aktivnosti_detey_mladshego_vozrasta_posredstvom_skazok.docx | 738.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №30 «Дельфин»
г. Коркино Челябинская область
ПРОЕКТ
«Развитие речевой активности детей младшего возраста посредством сказок»
Подготовила: Рыбина Анна Александровна
Воспитатель первой квалификационной
категории
г. Коркино
2021г.
Актуальность
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом.
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речи посредством сказок. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: назанятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа надсмысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность.
Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов). В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношениямежду предметами и явлениями, строить простые предложения.
Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать и писать (умение пользоваться грамотой и письмом).
Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию: наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни. В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?).
Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих. При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А. Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать емумножество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное. да место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы.
Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя. Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить вгармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
План работы по подготовке проекта
1.На основе проблемы поставить цели и задачи проекта.
2.Сбор, поиск информации и необходимого материала для реализации проекта.
3.Разработка плана движения к цели (воспитатель, воспитанники, родители).
4.Составление плана.
5.Вовлечение детей и родителей в процесс решения задач.
6.Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
7.Презентация проекта, открытое занятие, представление продукта деятельности.
Цель проекта: Развитие речевой активности детей младшего возраста посредством сказок.
Задачи проекта:
1.Развивать речевую активность у детей.
2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.
3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
Продолжительность проекта: 1 год.
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, педагоги и родители.
Этапы работы
Подготовительный этап.
1.Выбор темы проекта.
2.Создание группы для реализации проекта.
3.Определение цели и задачи.
4.Составление плана работы.
5.Подбор литературы, изготовление атрибутов.
Практический этап.
Для детей.
1. Познакомить детей со сказками.
2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
3.Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).
4.Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Репка».
5.Чтение и рассказывание сказок.
6.Сюжетно – ролевые игры: « В гости к сказкам», « Поможем сказке» и т.д.
7.Подбор загадок по сказкам.
8. Открытый просмотр « Рассказываем сказку « Репка».
Для родителей.
1.Помощь родителей в подборе сказок.
2.Чтение сказок с родителями дома.
3. Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.
4. Выставка подделок « Наши любимые сказки».
Заключительный этап.
1.Обобщение результатов работы.
2.Сбор подделок родителей.
3. Оформление выставки «Наши любимые сказки».
Ожидаемые результаты.
1.Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Создание выставки « Наши любимые сказки».
Реализация проекта будет способствовать:
- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;
- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;
- социально – эмоциональному развитию детей;
- включению родителей в педагогический процесс.
План работы на будущее.
1.Продолжать работать по теме «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сказок».
2.Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи.
3.Разработать план работы с этими родителями.
4.Подобрать соответствующую литературу.
Тема открытого просмотра.
Рассказываем сказку «Репка»
Цели занятия:
Воспитательные – формировать у ребенка умение внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
Обучающие – расширять активный словарь ребенка за счет звукоподрожаний (ав-ав, мяу), употреблять в речи имена существительные (кошка, собака), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
Развивающие – развивать зрительное внимание, умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховоевнимание, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать мышление — отгадывать загадки; развивать зрительную память.
Оснащение:
- фигурки героев сказки из настольного театра;
- сюжетная картинка;
- предметные картинки- дед, бабка, внучка, собака , кошка, мышка.
Ход открытого просмотра.
1. Организационный момент.
Ребята , вы любите слушать сказки? Сегодня я вам расскажу сказку « Репка». Но сначала я вам ее покажу. Дети рассматривают репу( листья зеленые, круглая, вкусная, сочная, в ней много витаминов, полезная, цвет). А теперь , ребята, кто ее знает пусть мне поможет. Мы будем рассказывать сказку все вместе.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказываем (читаем) сказку по тексту, одновременно выставляя фигурки соответствующих персонажей из настольного кукольного театра на сюжетную картинку, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова ( « дед», « бабка» ,» ав-ав», « мяу» , «пи-пи», « о!» - удивление, «о-ох!» - тяжело тащить репку).
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку посмотреть на картинки и рассказать, кто идет впереди всех.
Кто идет за дедом?
Кто идет за бабкой?
Кто идет за внучкой?
Кто идет за Жучкой?
Кто идет за кошкой?
Кто идет последним?
Предложить детям поиграть в игру «Да-нет». Показать картинку с изображенной мышкой и спросить : «Это мышка?» ( Да). Показать картинку с собакой и спросить «Это мышка?». (Нет) «Это кошка?) ( Нет). Аналогично можно обыграть других героев сказки.
4. Развитие зрительного внимания. Предложите детям внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей сказки. Попросите их закрыть глазки, а самим в этот момент убрать одну фигурку. Попросите ребят внимательно посмотреть на фигурки. Спросить: «Кто спрятался?» Поиграйте так 3-4 раза.
5. Физминутка: «Посадили репку».
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (ходьба)
Перед нами огород (руки вперед)
Дед на помощь нас зовет (машем руками)
Вот мы репку посадили (наклон)
И водой ее полили (имитировать движение)
Вырастала репка хороша и крепка (руки вверх)
А теперь ее потянем (имитировать движения)
И из репки кашу сварим (имитировать движения).
6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребятам поиграть в игру « Кто сначала, кто потом». Предложить рассмотреть сюжетную картинку « Репка» и ответить на вопросы.
Кто стоит впереди всех?
Кто стоит перед бабкой?
Кто стоит перед мышкой? и.т.д.
Кто стоит последним?
7. Развитие мышления. Предложите ребятам отгадать загадки, глядя на фигурки персонажей сказки.
1.Маленькая, серенькая живет в норке, Любит корки. (Мышка).
2.Громко лает, В дом не пускает. ( Собака).
3. Маленькая, пушистенькая. Очень любит молоко (кошка).
8. Развитие грамматики. Показать детям предметные картинки. Предложить показать где что лежит (помидор, огурец, репка, Где лежат репки? Где лежит капуста? Где лежат помидоры? Где лежат огурцы?
9. Подведение итогов открытого просмотра. Похвалить детей.
Беседа по сказке «Курочка Ряба» в первой младшей группе
Программное содержание:
1.Понять содержание сказки, воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к семье. Учить детей сопереживать героям сказки. Воспитывать внимание и усидчивость, использовать в речи вежливые слова (здравствуйте, пожалуйста, до свидания).
2.Вызвать желание детей помочь бабушке и дедушке - нарисовать дляних простые (белые) яйца.
3.Закреплять умение правильно держать кисть, обмакивать её в краску, снимать лишнюю краску о край баночки и рисовать округлые формы. Закреплять знание белого цвета.
Пособия: Бибабо-театр бабушка и дедушка, курочка, 0,5 листа жёлтого цвета, гуашь белая и жёлтая, кисти на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Рассказывание сказки вне занятий, беседа с детьми о вежливых словах, индивидуальная работа по рисованию, рассматривание яиц: жёлтого (золотых) и белого (простых) цвета.
Методические приёмы: Беседа по сказке, проговаривание отдельных фраз, радоваться за оказанную помощь героям сказки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и садятся на стульчики. В центре стоит ширма с
приготовленными игрушками.
Воспитатель:
- Здравствуйте дети!
Дети (хоровой и индивидуальный ответы)
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Сегодня я вас приглашаю в театр посмотреть сказку "Курочка Ряба". А вы знаете как надо вести себя в театре?
Дети (хоровой и индивидуальный ответы):
- Да! Тихо сидеть, слушать, хлопать.
Воспитатель:
- Правильно, ребятки! А тетерь похлопайте в ладоши и сказка начнётся. Дети хлопают в ладоши. Воспитатель садится за ширму и надевает на руки куклы бибабо.
Воспитатель:
- Жила-была семья: бабушка, дедушка и курочка Ряба. Семья жила дружно, друг друга любили и заботились. Дедушка с бабушкой заботились о курочке, кормили её, гладили. А курочка Ряба несла им яйца. Но однажды снесла яйцо не простое, а....
Дети (хоровой и индивидуальный ответы):
- Золотое!
Воспитатель:
- Да, вот , беда! Пробегала мышка ...
Дети ( хор. и индивид. ответы):
- Хвостиком махнула.
Воспитатель:
- Да и разбила его. Плачут дедушка с бабушкой, плачет курочка Ряба- жалко ей яйца своего. И не знают что делать. Что же делать, ребятки? Как утешить их?
Дети (хор. и индивид. ответы):
- Пожалеть, погладить.
Воспитатель:
- Давайте мы скажем им: « Не плачьте, пожалуйста, мы вам поможем».
Дети произносят хором или индивидуально. Воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежат листы бумаги, кисти, краски и предлагает детям нарисовать на жёлтом листе яйцо простое(белое), выбирая краску.
После рисования показать свои рисунки и подарить их героям сказки.
Куклы ( дедушка, бабушка, курочка):
- Спасибо, дорогие ребятки! Вы помогли нашей семье. Нам снова весело. До свидания.
Дети (хор. и индивид. ответы):
-До свидания!
Итог: Побеседовать с детьми об их семьях. Детский сад - это тоже большая семья, мы живём дружно. И всем желаем жить дружно и беречь свои семьи.
Беседа "В гостях у сказок"
Программное содержание.
1. Учить детей ориентироваться во времени. Знакомить с понятиями "сейчас", "сначала", "потом", "после".
2. Развивать зрительное внимание, память.
3. Развивать мелкую моторику.
Материал.
Фланелеграф с театром "Колобок", карточки к сказкам "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба", пластилин, музыкальное сопровождение для физкультминуток "Цыплята", "Колобок катится по дорожке".
Ход
1. Рассказывание детям сказки "Колобок" с показом на фланелеграфе.
2. Беседа по сказке с элементами пересказа. Педагог (задает вопросы, помогает с ответами). С чего начинается сказка? Что бабушка сделала после того, как испекла Колобок? Покатился Колобок в лес, и кого он встретил сначала? Что сказал зайчик Колобку? Что ответил ему Колобок? Давайте вместе споем песенку Колобка. Кого он встретил потом, после зайки? (Так же про всех героев.) Кого он встретил последним?
3.. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок». Педагог. Посмотрите, какая сказка нарисована на карточках. Разложите карточки по порядку, что было сначала, а что потом. Какую карточку мы положим сначала? Что случилось потом? Кого Колобок встретил раньше — зайца или волка? (Дети выкладывают карточки.) Какую карточку ты положил первой? Что было потом?
4. Дидактическая игра. Выложи сказку « Курочка Ряба». Педагог. А на этих карточках какая сказка нарисована? Какую картинку мы положим первой? Кто на ней нарисован? Кто жил у бабушки и дедушки? Какую картинку надо положить теперь? Что сделала курочка? Найдите нужную картинку? Что было потом? Кто раньше пробовал разбить яичко — дедушка или бабушка? Что случилось потом? Какую картинку мы положим последней? Как курочка утешала бабушку и дедушку? (Дети выкладывают карточки, отвечая на вопросы педагога.) Снесла курочка много яичек не золотых, а простых. И из них вылупились цыплята. Давайте вы будете цыплятами.
5. Дидактическая игра "Выложи сказку „Репка". Педагог. Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (Задание повторяется.)
7. Лепка "Репка".
Педагог. Давайте с вами слепим красивую желтую репку.
Сюжетно - ролевая игра
« В гости к сказкам».
Задачи: развивать интерес к сказкам, налаживать контакт в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли. Ролевые действия.
Шофер. Ведет машину, рулит, подает сигнал, делает остановки.
Пассажиры. Покупает билет, сидит, соблюдает правила.
Герои из сказок. Приветствуют гостей, ведут диалог.
Воспитатель. Дает указания, контролирует действия детей.
Сюжетно – ролевая игра
« Поможем сказке»
Задачи: беречь книги, помогать налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли. Ролевые действия.
Книги – сказки. Жалуются, что дети вырывают из них листочки, кидают.
Дети. Оказывают помощь, « лечат» книги.
Воспитатель. Дает указания, контролирует действия детей.
Список используемой литературы
1. О.Н. Земцова (Эксмо )"Развиваем память и речь" 2013г.
2. В.Н.Шилова, Е.В. Губарькова, Н.Н.Гладышева "Запоминаем картинки. Развиваем память.2013г.
3. Е.В.Колесникова Развитие звуковой культуры речи 2015г.
4. С.В. Исханова Учимся говорить вместе с Машей и Мишей. Пособие для педагогов и родителей 2015г.
5. Мозайка- Синтез Рассказы по картинкам "Курочка ряба", "Репка", "Колобок". 2015 г.
6. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. 2014 г.
7. Анжела Берлова .Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна
Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора.
Перспективное планирование развития речевой активности детей группы раннего возраста...
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития ...
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность ...
Самообразование 2021-2022 г. «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»
Данная тема моего самообразования очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры....
План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...