Мастер - класс для воспитателей «Пословицы и поговорки в развитии речи детей»
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
по теме
«Пословицы и поговорки в развитии речи детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 151.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по теме
«Пословицы и поговорки в развитии речи детей»
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребёнка к смысловой стороне слова: отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, ёмкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фолклорной форме А.П.Илькова.
Первый этап обучения предусматривает расширение представлений о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников развивается познавательный интерес к различным формам фольклора с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесённостью с миром скороговорки и с
иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки).
Для этого использую сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми сказками», «Год кончается, год начинается», «Посиделки».
Цель: обратить внимание детей на форму и содержание метких образных изречений, тонизирующих различные явления жизни.
Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семанитических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.Критерии отбора пословиц и поговорок:
1.Сематическая доступность выражений – возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятия, которые они обозначают.
2.Художественная ёмкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста.3.Частотность употребления выражений - относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.
Пословицы и поговорки систематизированы в виде следующих групп:
- тематической
- художественной
- логико-тематической
Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговый. Здесь основным приёмом работы выступает толкование пословиц, поговорок, как фразеологических единиц.
С помощью приёмов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется противопоставление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний.
Четвёртый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу:
-«Как аукнется…(так и откликнется)»;
-назвать пословицу по рифмующимся словам: рука-скука (Умелые руки не знают скуки);
-подобрать поговорку к заданному слову: белка (Крутится, как белка в колесе)
-составить рассказ по тексту пословицы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Консультация для воспитателей
по теме
«Пословицы и поговорки в развитии речи детей»
Подготовила воспитатель:
ЛанциноваН.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста
Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста
Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...
Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»
Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...
Мастер-класс для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей компенсирующей направленности"
quot;Путешествие по городу Здоровья"...
Мастер - класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей с речевыми нарушениями
Отклонения в речевом развитии детей спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (в том числе от родителей ребёнка) специально организованной работы по их коррекции, где одн...
Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционны...