Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии
В данном материале собраны артикуляционные упражнения для постановки групп звуков и комплекс артикуляционной гимнастики для малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnyy_kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc | 886 КБ |
Предварительный просмотр:
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики
№ | Название Упражнения | Описание выполнения упражнения |
1. | «Заборчик» | Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удержать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. |
2. | «Трубочка» | Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. |
3. | «Заборчик – трубочка» | На счет «раз-два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка». |
4. | «Окошко» | На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
5. | «Блинчик» | Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до пяти. |
6. | «Иголочка» | Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
7. | «Блинчик»- «Иголочка» | На счет «раз-два» чередовать упражнение «Блинчик» и упражнение «Иголочка». |
8. | «Часики» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. |
9. | «Качели» | 1 вариант. Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 2 вариант. Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 3 вариант. Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались. 4 вариант. Рот открыт, широкий край языка просунуть между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. 5 вариант. Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, а затем за нижними. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 6 вариант. Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого неба. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
9. | «Накажем непослушный язычок» | Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя». |
10. | «Дудочка» | Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
11. | «Толстячок» |
|
12. | «Худышка» | Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах. |
13. | « Причешем язычок» | Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискиваем наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. |
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики
№ | Название Упражнения | Описание выполнения упражнения |
1. | «Заборчик» | Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удержать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. |
2. | «Трубочка» | Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. |
3. | «Заборчик – трубочка» | На счет «раз-два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка». |
4. | «Окошко» | На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
5. | «Блинчик» | Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до пяти. |
6. | «Иголочка» | Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
7. | «Блинчик»- «Иголочка» | На счет «раз-два» чередовать упражнение «Блинчик» и упражнение «Иголочка». |
8. | «Часики» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. |
9. | «Качели» | Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались. |
9. | «Накажем непослушный язычок» | Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя». |
10. | «Дудочка» | Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
11. | «Толстячок» |
|
12. | «Худышка» | Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах. |
13. | « Причешем язычок» | Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискиваем наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. |
«+» артикуляционные упражнения для постановки звуков С, С′, З, З′, Ц
№ | Название Упражнения | Описание выполнения упражнения |
1. | «Киска сердится» | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. |
2. | «Упрямый ослик» | Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить сочетание «ИЕ». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. |
4. | «Веничек» | Губы в улыбке, рот открыт. Кончиком языка производим движения снизу вверх по нижним зубам, как будто «выметаем мусор веником». |
3. | «Чистим нижние зубы» | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языка вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. |
4. | «Посчитай нижние зубки» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. |
«+» артикуляционные упражнения для постановки звуков Ш – Ж
№ | Название Упражнения | Описание выполнения упражнения |
1. | «Чашечка» | Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. |
2. | «Бублик» | Выполнить упражнение «Трубочка». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении на счёт до пяти. |
3. | «Фокус» | Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки примыкает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа. |
4. | «Маляр» | Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить верхнее нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. |
5. | «Вкусное варенье» | Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. |
6. | «Лошадка» | Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом должен быть открыт, язык широкий. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался во внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. |
6. | «Грибок» | Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. |
7. | «Гармошка» | Положения языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот. |
«+» артикуляционные упражнения для постановки звуков Л - Л’
№ | Название Упражнения | Описание выполнения упражнения |
1. | «Лошадка» | Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом должен быть открыт, язык широкий. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался во внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. |
2. | «Чистим верхние зубы» | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языка вправо – влево. |
3. | «Посчитай верхние зубки» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. |
4. | «Маляр» | Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить верхнее нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. |
5. | «Вкусное варенье» | Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. |
6. | «Поймаем звук Л» | Улыбнуться. Во время произнесения звука «А»широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя движения, вы услышите звук «Л». |
7. | «Пароход» | Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. |
8. | «Язык-силач» | Широкий язык поднимать вверх, к носу. Между языком и верхней губой удерживать счетную палочку под счёт. |
9. | «Барабанчик» | Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. |
«+» артикуляционные упражнения для постановки звуков Р - Р’
№ | Название Упражнения | Описание выполнения упражнения |
1. | «Индюк» | Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы получилось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. |
2. | «Чистим верхние зубы» | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языка вправо – влево. |
3. | «Посчитай верхние зубки» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. |
4. | «Маляр» | Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить верхнее нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. |
5. | «Грибок» | Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. |
6. | «Гармошка» | Положения языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот. |
7. | «Комарик» | Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «З». |
8. | «Моторчик» | Во время длительного произнесения звука «Д» или «З» быстрыми движениями плоской ручкой чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым прямым указательным пальцем самого ребёнка производить под языком частые колебательные движения из стороны в сторону. |
9. | «Язык-силач» | Широкий язык поднимать вверх, к носу. Между языком и верхней губой удерживать счетную палочку под счёт. |
10. | «Барабанчик» | Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. |
Комплекс артикуляционной гимнастики для малышей
№ | Название Упражнения | Описание выполнения упражнения | |
1. | «Лягушка» | Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удержать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. | Вот понравится лягушкам,* Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану. |
2. | «Слоник» | Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. | Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю. И на место возвращаю. |
3. | «Окошко» | На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). | |
4. | «Лопаточка» | Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до пяти. | Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! |
5. | «Иголочка» | Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. | Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. |
6. | «Часики» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. | Наш весёлый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо… |
7. | «Качели» | Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались. | На качелях я качаюсь Вверх – вниз, вверх – вниз. Я всё выше поднимаюсь, А потом – вниз. |
8. | «Лошадка» | Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом должен быть открыт, язык широкий. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался во внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. | Едем, едем по дорожке По дорожке гладкой, В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. |
* Стихи из книги Т.В. Буденной «Логопедическая гимнастика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...