Развитие речи старших дошкольников в процессе художественно продуктивных видов деятельности
статья по развитию речи (старшая группа)
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершения в развитие связной речи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologi_i_pedagogi.docx | 14.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологи и педагоги (Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, из разговорной речи окружающих. Современные родители в наше время из-за сложных социальных условий, в ситуации экономической нестабильности недостаточно уделяют внимание процессу развития речи ребенка. Богатая, грамотная, адекватно фонетически оформленная речь –основа всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время устная речь начинает терять свою эмоциональность и красочность, в словарном запасе все больше иностранных слов, уже в дошкольном возрасте дети начинают пользоваться «языком компьютера», который лишен эмоционально-образной выразительности. Не менее актуален вопрос о чистоте детской речи. Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи.
Согласно п. 2.6 ФГОС ДО, «важность речевого развития и его составляющие «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; как предпосылки обучения грамоте».
Разнообразные нарушения в произношении слов, недостаточный словарный запас, достаточно широко распространенные явления среди старших дошкольников. В связи с этим проблемы развития речи и ее нарушения изучаются и рассматриваются в теоретическом и практическом аспектах как зарубежными, так и отечественными авторами и исследователями. Существует значительное количество внутренних и внешних факторов, которые могут является причиной появления и развития данных нарушений, в результате чего требуется поиск решения данной проблемы.
Отмечено, что отсутствие своевременной помощи детям с нарушением и недоразвитием речи, способствует появлению нарушений чтения и письма в дальнейшем. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, поскольку определяет успешность подготовки детей к обучению в школе. Проблемой развития речи у детей занимались такие зарубежные и отечественные неврологи, психиатры, коррекционные педагоги и психологи, среди которых Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина и множество других авторов и исследователей.
Таким образом, Обучение правильной во всех отношениях речи - задача общественной значимости. Существуют различные средства для формирования грамотной эмоционально-выразительной речи и коррекции ее недостатков, одним из них является художественно-продуктивная деятельность.
Исследования педагогов и психологов Д.Б. Эльконина, В.А.Сухомлинского подтверждают, что речь и мелкая моторика рук взаимосвязаны. Чем более развита мелкая моторика пальцев рук, тем лучше человек говорит: «Речь на кончиках пальцев». С другой стороны, в процессе продуктивной деятельности, у ребенка развиваются коммуникативные умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Развитие креативности старших дошкольников в процессе художественного экспериментирования
ÒЭкспериментирование понимается как вид ориентировочно-исследовательской деятельности детей.ÒРазвиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности...
Особенности художественно-продуктивных видов деятельности старших дошкольников.
Психологический анализ творческой деятельности....
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"
По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развити...
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развитие речевого творчес...