Развиваем речь малышей от 3х до 4х лет
статья по развитию речи

Сидорович Людмила Геннадьевна

Развиваем речь малышей от 3х до 4х лет

(рекомендации из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_malyshey_ot_3h_do_4h_let.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь малышей от 3х до 4х лет

(рекомендации из опыта работы)

Важнейшей педагогической задачей на этом этапе остается обогащение и совершенствование речи. Прежде всего продумываем и создаем речевую среду.

Ее составляющие:

  • специально подобранные игрушки и предметы, побуждающие детей к общению;
  • заводные игрушки, машинки, игры-забавы;
  • мягкие игрушки;
  • дидактические игры;
  • столики с предметами-вкладышами;
  • разнообразные тексты произведений художественной литературы, звукозаписи песен, стихов, сказок.

Очень важна собственная речь воспитателя. Она должна быть грамотной, четкой, спокойной. Специально организуем рассказы о детях, о жизни группы, о себе и сверстнике, об интересных ситуациях, событиях прошедшего дня или будущие.

Очень важно создавать сюжеты, которые будем использовать в рассказах, которые впоследствии сыграют главную роль в развитии речи малышей.

Что включают рассказы о жизни группы.

  1. Обсуждаем с детьми события какого-то прожитого детьми отрезка времени:

Например: … мы сегодня научились …, … кто-то пришел после болезни, …у Иры появился дома щенок, Аня принесла интересную книгу… и др.

Такие рассказы стимулируют переживание детьми происшедших событий, помогают им устанавливать связи между предметами и явлениями, описывать знакомые вещи и чувства, что является значительным скачком в развитии речи малышей.

В процессе этих рассказов малыши знакомятся с новыми словами и новыми оборотами речи.

  1. Рассказы о ожидаемых событиях в группе:

Например: у ребят скоро праздник Новый год; у Иры скоро День рождения; в понедельник к нам в гости приедет Карамелька и др.

Все события нацелены на создание у детей предвкушения радости, праздника: просмотра кукольного театра, приглашения в гости кого-либо (клоуна, Карамельки и др.)

  1. Что включают рассказы о детях?

Мы можем поговорить о каждом ребенке, о его особенностях, достоинствах, успехах, «маленьких подвигах» и др.

Услышав рассказ о себе, содержащий похвалу и восхищение им, ребенок почувствует себя значимым, уверенным в себе, захочет больше рассказать о том, что произошло в его жизни (дома, у  бабушки, в гостях и т. д.)

  1. Рассказы о «трудных» ситуациях

Такие рассказы полезны тем, что они помогают ребенку осознать, что некоторые нежелательные действия, совершаемые им, доставляют огорчения окружающим и ему самому.

Это могут быть истории:

  • Об оторванных страницах в книжке;
  • О печальных мокрых рукавах рубашки4
  • О рассердившейся тарелке;
  • О «плачущем» брошенном хлебе;
  • Об оторванной лапе у медвежонка и т.д.
  1. Поручения:

Немаловажным «шагом» в развитии речи малышей являются различного рода поручения, которые дает воспитатель:

Например: …спроси у Славы…, ...предложи Саше то-то…, … поблагодари Машу за что-то…, … найди пожалуйста что-либо… и др.

Работа по речевому развитию детей осуществляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Много внимания уделяем обогащению и уточнению словаря.

Это значительно повышает уровень речевого развития ребенка и совершенствует культуру общения.

В возрасте от 3х до 4х лет используем следующие приемы:

  1. Показываем предметы и называем их «наши игрушки», «мебель для кукол» и др.

Д/И: «Волшебный мешочек».

  1. Сочетаем показ предмета с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на слух, на вкус). Например: «Волшебный мешочек» дети на ощупь определяют предмет и рассказывают, из чего он сделан: матрешка из дерева, кукла из ткани.
  2. В бытовых условиях помогаем детям посредством речи взаимодействовать друг с другом. Например: …предложи Саше сделать пошире гараж.

Предоставляйте детям для самостоятельного рассматривания картины, книги, наборы предметов (камешки, фантики, лоскутки ткани и др.) в целях развития инициативной речи.

В возрасте 3х-4х лет приучаем детей рассматривать сложные картинки и играть с фигурками настольного театра, проговаривая отрывки из знакомых сказок. Такие игры подготавливают детей к пересказу и драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь малыша

В отличие от взрослого человека у новорожденного оба полушария головного мозга правые. Не в буквальном, конечно, смысле слова. Просто левое по функциям напоминает правое полушарие мозга взрослого чело...

Как развивать речь малыша

Рекомендации для родителей, заинтересованных в создании  благоприятных условий для развития речи малышей.  Как формировать  речевые  навыки малыша, чем можно активизировать  п...

Развиваем речь малышей через рассказческую деятельность

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6708316","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"361","width":"480"}}]]Театральная деятельность, направленная на развитие речи,в основ...

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»...

Как развивать речь малыша

Как развивать речь малыша: 18 идей для мам. Игры для развития речи....

"Развиваем речь малыша играя"

Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в творческих словесных играх....

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....