Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»
консультация (младшая группа) на тему

 Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovka.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»

На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребенка и взрослого. Ребенок реагирует на улыбку, голос, произносит что – то. Постепенно слово для ребенка становится обозначением предмета, определенного действия с этим предметом. В педагогической литературе общение в данном возрасте называют объективно направленным или предметным. Именно в условиях предметного общения происходит первоначальное усвоение слов и на этой основе развивается речевое общение – обычно на втором году жизни. Появляются первые предложения. Нужно использовать это умение и учить детей обращаться к взрослому, задавать вопросы, высказывать свои мысли, желания, просьбы. Слова ребенка приобретают соответствующую грамматическую форму: «Собачка бежит», «Машина едет». Необходимо знакомить детей с животными, птицами, с движущимся транспортом в естественных условиях. Показывая ребенку игрушку (предмет, взрослый сначала называет ее, выполняет действия, а затем побуждает малыша сделать тоже самое. Можно дать ребенку две картинки (на одной зайчик, на другой мишка, и попросить: «Дай мишку (зайчика) » Количество картинок постепенно увеличивается. Широко используются для развития речи произведения устного народного творчества: потешки, попевки, сказки, песенки, прибаутки. При этом ребенок учится одновременно со словами выполнять движение. Взрослые побуждают детей к выполнению разнообразных действий (дай, принеси, найди, покажи, однако надо тут же спрашивать ребенка: «Что делаешь? » (Ищу, иду.) Надо чаще задавать ребенку самые разнообразные вопросы, которые активизируют его мыслительную деятельность. (Где кошка? Что она делает?. ) Особое внимание следует уделить развитию речи в совместной игре взрослого и ребенка. В ходе игры он выполняет определенные действия (кормит куклу, укладывает спать.) Взрослый может спросить у ребенка: что он строит из кубиков? Если это дом, надо узнать, кто будет жить в этом доме и т. д. Здесь важно, чтобы малыш отвечал на вопросы и называл действия, которые он (или взрослый) производит с предметами (игрушками.) К трем годам словарь ребенка насчитывает более 1000 слов, в которых есть все части речи, в том числе и служебные (предлоги, союзы, частицы, междометья. Нередко мы отмечаем, что ребенком усвоены и все звуки родного языка, включая шипящие и свистящие (ш, ч, щ, ц) и сонорные (р, л). Именно этот возраст занимает в развитии речи особое место: это важнейший период как в расширении активного словаря и формирования грамматического строя речи, так и в развитии речевого общения, потому что оно становится средством общения ребенка со взрослыми и со сверстниками, с другими детьми. При отсутствии специальной работы дети начинают употреблять простые слова (там, тут, туда, ушел). И взрослый не должен допускать упрощенных слов (не бибика, а машина; не ляля, а кукла). Необходимо шире организовать наблюдения за окружающим (различать транспортные средства, называть детали, использовать и наглядные средства (игрушки, картинки). В ходе наблюдения объектов и рассматривания предметов необходимо задавать вопросы: Как чирикает воробей? Что делает собачка? Что ест кошка? Картинки, которые взрослый рассматривает вместе с ребенком, могут быть предметными и сюжетными. На первых изображен предмет, или действие с ним, на вторых развертывается сюжет, по которому можно составить рассказ. Но сначала задаются вопросы (они могут сопровождать рассказ взрослого). «Смотри, это девочка Оля. Что она делает? Какие птички к ней прилетели?. Если взрослый читает ребенку книгу, надо остановить его внимание на иллюстрациях. Малыш может, глядя на них, рассказать, о чем говорится в книге. Взрослый, повторяя рассказ ребенка, обязательно добавляет упущенное. Не надо забывать и такой вид занятий для развития речи, как использование нескольких игрушек. С ними можно развивать сюжет (к кукле в гости приходят друзья: зайчик и кошечка, она их угощает чаем, они играют.) При этом надо привлекать ребенка к называнию действий и активному участию в развитии сюжета. Взрослый помогает ребенку правильно называть предметы домашнего обихода (посуду, одежду, игрушки, действия с ними: вымыть (чашку, руки, застегнуть (пуговицу, снять (пальто) ; и признаки предметов (кошка мягкая, пушистая; сок вкусный, сладкий). Понимание ребенком речи взрослого достигает такого уровня, что малыш уже может слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых ново для него. Причем, это такие рассказы, которые ребенок только слушает (не смотрит на иллюстрации и др.) Это очень важно – понимать речь саму по себе. Рассказы, которые взрослый адресует детям должны быть короткими, не обязательно должны претендовать на художественную выразительность, и составляются они только для того, чтобы научить ребенка понимать речь без наглядного сопровождения. При рассказывании без опоры на наглядность важно учитывать жизненный опыт ребенка, его знания и представления. Составляя для этого короткие рассказы, нужно описывать знакомых малышу людей, животных, говорить о знакомых предметах, действиях, качествах. Речевая активность детей третьего года жизни значительна. Они по разным поводам обращаются к взрослому с вопросами «когда? Куда? Где? » Но и взрослый должен задавать ребенку вопросы., вызывая его на разговор, диалог. Когда ребенок видит игрушку или изображение зайца на картинке, то на вопрос «Где зайка? » он, как правило, отвечает жестом, зачастую даже без указательной частицы «вот». А на вопрос «Где живет зайчик? » уже нельзя ответить жестом (особенно, если вопрос задается не по картинке). Ребенок двух – трех лет достаточно хорошо понимает речь взрослого и, конечно, может выполнять различные задания, и поручения. Более простые из них – повторить слово или произнести какой – нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные - когда ребенка просят, например: Пойди к бабушке и скажи ей; «Бабушка, дай мне пожалуйста мою шапочку» Подобные задания воспитывают культуру «речевого общения». Речевые задания могут даваться и для того, чтобы малыш обратился к другому ребенку, к нескольким детям, тем самым активизируется речевое общение между сверстниками. Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы «Где? Какой? и т. д., употребляя сложные предложения. Например, ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка) : «Спроси у папы, куда он положил новую книжку». Чтобы точно передать ответ, ребенок должен сказать: «Папа положи новую книжку в шкаф (на стол, на полку и т. д.) » - Ребенок употребляет предлоги (в, на., которые в речи детей третьего года жизни (в первой половине) часто опускаются. Звуковая сторона речи ребенка третьего года жизни в о многом несовершенна. Это объясняется тем, что недостаточно точна артикуляция, движение органов– языка, губ. (Общая смягченность речи). Он произносит, например, «лезецька», а не ложечка. Многие звуки, трудные для не сформированного еще речевого аппарата, пропускаются, заменяются другими. Прежде всего это свистящие (с, з. ц, шипящие (ш, ж, ч, ш) и звук «р». Эти несовершенства речи в последствии, какправило исчезают сами собой, по мере того, как ребенок, постоянно слыша речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названии которых есть тот звук, неправильно произнесенный ребенком. Так можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж, шум деревьев (ш-ш-ш) и т. п. Чтение детям народных песенок, потешек, разучивание их детьми способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из них, наверное и создавались для того, чтобы дать малышу «поиграть» звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как развивать речь у малышей"

ВАжными элементами в развите ребенка младшего возраста являются речь и моторика. Они очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гмнастикой, так как,...

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша"

Данная консультация может быть полезна родителям и воспитателям, которые воспитывают детей от 1 года до 2 лет....

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша с 2 лет»

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает современное психологическое развитие ребенка третьего года жизни....

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша?»

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша?»Задача взрослых – поощрять речь ребенка, радоваться ей. Если вам не удается пробудить у малыша интерес к речи, то затормоз...

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша?»

Задача взрослых – поощрять речь ребенка, радоваться ей. Если вам не удается пробудить у малыша интерес к речи, то затормозится его речевое, а также умственное развитие. Каждое новое слово должно быть...

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша"

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша"...