Конспект НОД по развититю речи с элементами театральной и продуктивной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по развитию речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной и продуктивной деятельности
Основная часть:
Тема: Пересказ сказки «Колобок» по ролям
Цель: закрепление навыка пересказа сказки по ролям с элементами театрализованной и продуктивной деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить навыки связного высказывания, развивать интонационную выразительность речи. Закрепить приём аппликации из пряжи «насыпь» на клейкую основу, используя схему с изображением последовательности выполнения работы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать воображение и творческие способности, речевое дыхание, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к художественной литературе, к театрализованной деятельности, к выполнению нетрадиционных форм аппликации.
Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, закреплять навыки поведения в игре, беседе, умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки героев сказки.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Развивать цветовое восприятие, логическое мышление.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать двигательную активность детей: развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись мелодии "В гостях у сказки", фланелеграф, изображение избы, деда, бабы и Колобка, силуэты зайца, волка, медведя, лисы и ёлочек, вырезанные из бархатной бумаги, на гладкую сторону которых наклеен двухсторонний скотч, нарезанные нитки тёмно-серого, светло-серого, оранжевого, коричневого и зелёного цвета и по пучку этих ниток для нарезания, шкатулка с силуэтами других персонажей русских народных сказок, схема с изображением последовательности выполнения аппликации, ножницы.
Предварительная работа:
- Чтение и пересказ русской народной сказки «Колобок» для закрепления содержания сказки, умения последовательно и выразительно излагать, пересказывать текст.
- Рассматривание иллюстраций для анализа внешнего облика героев.
- Прослушивание сказки на CD-диске для развития интонационной выразительности речи с опорой на профессиональное исполнение.
- Изготовление декоративного панно из пряжи приёмом «насыпь» для закрепления новой техники аппликации.
- Загадывание загадок о животных для развития слухоречевого восприятия, смекалки, логического мышления.
Дидактические игры и упражнения: «Угадай, кто пришёл», «Кто спрятался за кустом?» и др. для озвучивания и угадывания по тембру голоса, интонациям героев сказки.
Ход НОД
- Организационный момент (70 сек.)
Дидактическая задача. Активизация слухоречевого внимания, восприятия
Звучит музыка «В гостях у сказки». Входит сказочница Полина (воспитатель), в руках у неё сундучок.
Сказочница Полина: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Зовут меня сказочница Полина. Хожу я по свету, да сказки рассказываю. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Сказочница Полина: А как называются ваши любимые сказки?
Дети: «Теремок», «Красная шапочка», «Три поросёнка» и др.
Сказочница Арина: Угадайте, какую сказку мы будем с вами рассказывать?
Прямо с полки, за порог...
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?..
Дети: Колобок.
- Сообщение темы и цели НОД (80 сек.)
Дидактическая задача: заинтересовать детей, мотивировать их для последующей деятельности.
Сказочница Полина: Правильно. Приглашаю вас в театр. Давайте, я начну рассказывать сказку, а вы продолжите.
Дети садятся перед фланелеграфом. Сказочница Полина достаёт из сундучка и выставляет на фланелеграф изображения избы, бабушки, дедушки, а затем Колобка».
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Испеки-ка ты мне, старуха, Колобок.
Старуха замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
- Пока Колобок не остынет, я не могу сказку дальше продолжать. Может, подскажите мне, что можно сделать, чтобы колобок быстрее остыл?
Дети: положить в холодильник, вынести на балкон, покатать между ладошками, подуть.
3. Упражнение «Подуй на Колобка» (30 сек.)
Дидактическая задача. Развитие плавного длительного речевого выдоха.
Сказочница Полина: Сделайте вдох носом, губы вытяните «трубочкой» и подуйте на Колобка. Только не резко, а плавно (повторить 3 раза).
4. Постановка проблемы (2 мин.)
Дидактическая задача: развивать быстроту мышления.
Ну, вот и остыл наш Колобок. Сказка продолжается!
(Сказочница заглядывает в сундучок).
Что такое? Сундучок пуст! Как же мы расскажем с вами сказку, ведь у нас не хватает героев? Что делать?
Дети: Мы можем их позвать, поискать, смастерить.
Сказочница Полина: А как мы можем их смастерить?
Дети: Нарисовать, слепить, сделать аппликацию.
Сказочница Полина: А чтобы звери получились как настоящие, пушистые, из какого материала мы можем сделать аппликацию?
Дети: Из ваты, мятых салфеток, ниток.
А каких героев не хватает, вы узнаете, отгадав загадки.
5. Дидактическая игра «Кто спрятался?» (2 мин.)
Дидактическая задача.Развивать логическое мышление.
Он большущий и ревучий,
Дом его в лесу дремучем.
Косолап и лежебок.
Кто же это?
(Медведь)
Этот маленький трусишка
Не обидит даже мышку.
Лучше травки съест пучок
Добрый серенький…
(Зайчик)
Серый и всегда голодный
Съесть готов кого угодно.
Он чуть-чуть похож на пса,
А зовут его …
(Волк)
В сказке этот зверь плохой
Притворился, что глухой.
Ну, а сам зубами щёлк..
Ну конечно это…..
(Лиса)
6.Создание проблемной ситуации (2 мин.)
Дидактическая задача: развивать смекалку.
Сказочница Полина: Мастерить персонажей сказки мы будем в театральной мастерской. Садитесь на рабочие места. Посмотрите на материал, из которого вы будете мастерить, и угадайте, какого героя сказки вы будете делать. Почему вы так думаете?
Дети объясняют:
- Я буду делать Зайчика, потому что передо мной лежат светло-серые нитки.
- Я буду делать Волка, потому что передо мной лежат тёмно-серые нитки.
- Я буду делать медведя, потому что передо мной лежат коричневые нитки.
- Я буду делать Лисичку, потому что лежат оранжевые нитки.
Сказочница Полина: У остальных детей нитки зелёные, как вы думаете, что можно из них сделать?
Дети: Лягушку, крокодила, кактус.
Сказочница Полина: Вспомните, где Колобок встретил зверей?
Дети: В лесу.
Сказочница Полина: Какие деревья растут в лесу?
Дети: Берёзы, осины, ели, сосны.
Сказочница Полина: Посмотрите на силуэты, догадайтесь, какие деревья растут в нашем сказочном лесу. (Ели).
7. Объяснение способа действия и практическая деятельность детей.(6 мин.)
Дидактическая задача: Закрепить приём аппликации «насыпь» на клейкую основу, используя схему с изображением последовательности выполнения работы.
Сказочница Полина: Как вы думаете, почему нитки сложены «снопиками» по нескольку штук сразу.
Дети: Так быстрее можно нарезать нитки.
Сказочница Полина: Правильно. Мы экономим время.
- Давайте вспомним, в какой последовательности мы будем выполнять аппликацию?
Проговаривание алгоритма выполнения аппликации с опорой на схему:
- Взять «снопик» и нарезать нитки мелкой соломкой.
- Освободить клейкую поверхность силуэта от плёнки.
- Насыпать нитки на клейкую поверхность.
- Прижать ладонью.
Сказочница вывешивает схему алгоритма.
- Приступайте к изготовлению героев нашей сказки.
Во время работы воспитатель следит за правильной осанкой, этапами выполнения работы, обращает внимание на аккуратность наклеивания ниток.
8.Анализ работ (1 мин.)
Дидактическая задача: развивать наблюдательность, умение анализировать свои работы.
Какие звери у вас получились?
Дети: красивые, пушистые, как настоящие.
- А какие ёлочки получились?
Дети: колючие, пушистые, мохнатые.
- Почему они такие получились?
Дети: потому, что мелко нарезали нитки, всю поверхность силуэта покрыли нитками.
Герои готовы и мы можем из мастерской отправить в театр.
А по дороге проведем физминутку.
9.Физминутка "Колобок" (2 мин.)
Дидактическая задача: формировать точные координированные движения в сочетании с речью, снять мышечное напряжение.
Колобок, колобок, идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Колобок - румяный бок.
По дорожке покатился, бегут на носочках, держа руки на поясе.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку встав лицом в круг, изображают медведя, волка и зайца.
Всем играл на балалайке, изображают игру на балалайке.
У лисы спел на носу, пляшут вприсядку.
Больше нет его в лесу. Разводят руками.
10.Театрализация сказки «Колобок» (6 мин.)
Дидактическая задача: закрепить умение пересказывать сказку по ролям,развивать интонационную выразительность речи
Сказочница Полина: Теперь у нас есть всё, чтобы рассказать и показать сказку: и герои, и деревья.
Дети прикрепляют ёлочки на фланелеграфе.
Сказочница Полина: Каждый будет озвучивать своего персонажа, а те дети, которые делали ёлочки будут исполнять роль бабушки, дедушки и Колобка. Вспомните, как разговаривают пожилые люди?
Дети: неторопливо, медленно, негромко.
Сказочница Полина: А как будет разговаривать Колобок?
Дети: громко, весело, звонко.
Сказочница Полина: Почему?
Дети: потому что он непослушный, озорной, хвастливый.
Сказочница Полина: А теперь расскажите, каким голосом будут говорить ваши животные?
Дети:
- Медведь будет говорить низким голосом, медленно, потому, что он большой, неуклюжий.
- Заяц торопливо, звонко, потому что он маленький, быстрый.
- Волк низким голосом, торопливо. Он всегда голодный.
- Лиса ласково, напевно, потому что она хитрая.
Дети выставляют на фланелеграф своих персонажей и пересказывают сказку по ролям.
11. Итог НОД (1 мин.)
Сказочница Полина: Вот и закончилась наша сказка. Вы убедились, что для того чтобы побывать в театре, не обязательно покупать билет. Я хочу подарить вам свой волшебный сундучок. В нём силуэты героев русских народных сказок, смастерив из них персонажей, вы сможете разыгрывать представления у себя в детском саду и приглашать друзей и родителей. До свидания, ребята.
Список литературы
1. Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №24 "Космос", утвержденная приказом заведующего от 17.08.2015 № 250.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
4. Мартынова М.В. « Интегрированное обучение» 2003 г., Томск
5. Павленко И.Н. «Интегрированный подход в обучении дошкольников» Управление ДОУ. 2005 г. № 5.
6. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ; Интегрированные занятия» 2005 г., Москва
7. Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».
quot;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... ”Б. М. Теплов...
Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности «Мы артисты» для старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи....
Конспект од по развитию речи с элементами театральной деятельности "Сказочный театр"
Расширять представления детей о театре. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок. Упражнять в передаче эмоций....
Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».
Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»....
Конспект НОД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мы – артисты».
Конспект НОД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мы – артисты»....
Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...
Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...