Образовательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Такие разные книги».
проект по развитию речи (младшая группа)
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития интереса к чтению художественной литературы. С самого раннего возраста надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать ее в руках, прелистывать листочки, знать ее место на книжной полке, зхапоминать название, автора.
Поэтому и началась работа над этим проектом. Наши маленькие дети не умеют читать сами, но они учатся слушать и слышать, смотреть и видеть, учатся запоминать и учить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_takie_raznye_knigi_2-3_goda.docx | 43.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение № 14 «Сказка»
город Дубна Московской области
Образовательный проект
для детей младшего
дошкольного возраста
«Такие разные книги».
Воспитатель:
Агафонцева С.Н., I кв. категория
2020 – 2021 гг.
Проблема: развитие интереса детей младшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы, любовь к книгам.
Актуальность.
В последние годы заметно снижается интерес к книге как у взрослых, так и у детей. Из опыта работы с детьми разного возраста (от раннего младшего возраста и до старшей и подготовительной к школе группы) мы часто видим, что некоторым детям совсем не интересно, когда читают книги. Во время чтения такие дети заняты какими-то своими делами, они не внимательны, не могут ответить на вопрос по содержанию, рассказать, что понравилось, а что нет в произведении. Очень часто дети не могу назвать детских писателей, а персонажей литературных произведений знают только по мультфильмам или художественным фильмам, где само литературное произведение изменено.
В современном мире изменились жизненные ценности и позиции взрослых по отношению к совместному чтению с детьми. Многие родители считают не обязательным читать ребенку книги, рассматривать в них иллюстрации, рассказывать перед сном сказку, когда можно просто включить компьютер, телевизор, планшет и ребенок сам все посмотрит.
Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня стоит очень остро. В 70-80 гг., когда красиво иллюстрированные и популярные детские книги было трудно купить, во многих семьях были домашние библиотеки, многие и взрослые, и дети ходили в городские библиотеки, обменивались книгами, делились впечатлениями о прочитанном.
Сейчас же, когда в магазинах изобилие разных книг: и красиво иллюстрированных, и любых авторов и направлений, а читать стали меньше, а детям – еще меньше.
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития интереса к чтению художественной литературы. С самого раннего возраста надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать ее в руках, перелистывать странички, знать ее место на книжной полке, запоминать название, автора.
Поэтому в этом учебном году и началась работа над этим проектом. Наши маленькие дети не умеют читать сами, но они учатся слушать и слышать, учатся смотреть и видеть., учатся запоминать и учить.
Цель Проекта - формирование интереса у детей к художественной литературе в тесном взаимодействии с семьей.
Задачи Проекта
Для детей:
- сформировать у детей устойчивый интерес к книжной культуре; прививать любовь детей к художественной литературе;
- сформировать у детей бережное отношение к книге;
- научить слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи);
- развивать умение детей эмоционально откликаться на литературное произведение: сопереживать героям, радоваться или огорчаться и т.д.;
- сформировать у детей умение слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения;
- развивать речевую активность детей, предоставляя возможность повторять вслед за взрослым слова и фразы из знакомых сказок, стихотворений;
- развивать коммуникативные навыки;
- развить память детей посредством заучивания стихотворений;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.
Для педагогов:
- создать условия для приобщения воспитанников к художественной литературе посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды;
- совершенствовать систему планирования воспитательно-образовательного процесса по вопросам ознакомления воспитанников с художественной литературой;
- подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы с воспитанниками по ознакомлению с художественной литературой;
- определить наиболее эффективные формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по формированию интереса к художественной культуре;
- расширить представления родителей (законных представителей) о важности чтения книг;
- способствовать поддержанию семейного чтения;
- привлечь родителей к совместным мероприятиям с ДОУ по приобщению детей к художественной литературе.
Для родителей (законных представителей): повысить компетентность по вопросам приобщения детей к художественной литературе.
Ожидаемый результат Проекта:
У детей:
- сформирован интерес к книжной культуре;
- сформировано бережное отношение к книге;
- наблюдается проявление интереса к художественной литературе;
- сформировано умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи);
- наблюдается умение эмоционально откликаются на литературное произведение: сопереживать героям, радоваться, огорчаться и т.д.;
- сформировано умение слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения;
- сформировано умение повторять вслед за взрослым слова и фразы из знакомых сказок, стихотворений;
- сформировано умение выражать свою просьбу словами, задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
- совершенствовано умение заучивать короткие стихотворения;
- совершенствовано умение проявлять самостоятельность, активность в игре с персонажами – игрушками.
Для педагогов:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы, созданы условия для приобщения воспитанников к художественной литературе;
- совершенствована система планирования воспитательно-образовательного процесса по вопросам ознакомления воспитанников с художественной литературой;
- определены наиболее эффективные методы и приемы работы с воспитанниками по ознакомлению с художественной литературой;
- определены наиболее эффективные формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по формированию интереса к художественной культуре.
Для родителей (законных представителей): повысилась компетентность по вопросам приобщения детей к художественной литературе.
Участники Проекта.
Дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители (законные представители).
Продолжительность Проекта – долгосрочный (01.11.2020 – 31.05.2021г.)
Этапы реализации Проекта.
1. Подготовительный. Определение актуальности темы Проекта, постановка цели и задач, определение условий, необходимых для реализации Проекта (01.11 – 22.11)
2. Основной. Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей и участия родителей (законных представителей) воспитанников. (22.11 – 21.05)
3. Заключительный. Оценка результативности реализации Проекта – определение соотношения прогнозируемых результатов с полученными. (21.05 – 31.05)
Список литературы
1. Веракса Н.Е. Книга в жизни ребенка / Н.Е. Веракса. – Текст: непосредственный // Современное дошкольное образование. – 2009. - № 4.
2. Шеховцова Л. Д. Роль книги в развитии ребенка / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Р. И. Маркова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 3-6.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 2–4 года / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.
Подготовительный этап.
- Анализ методической литературы по теме «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе».
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, соответствующей целям и задачам Проекта.
- Проведение анкетирования родителей по теме «Книга в вашем доме».
- Разработка плана основных мероприятий Проекта.
- Подготовка материалов и оборудования для реализации Проекта.
- Чтение художественной литературы, соответствующей блокам Проекта.
Практический этап.
Блок 1 «Русский фольклор: потешки, считалки, игры»
Сроки | № п/п | Содержание | Цели |
1 | Чтение потешек, считалок, закличек | Знакомить детей с устным народным творчеством, с русским фольклором | |
2 | Дидактическая игра «Расскажи потешку» | Учить детей рассказывать знакомые потешки с использованием иллюстраций. | |
3 | Обогащение РППС | Иллюстрации к потешкам, фигурки животных | |
4 | Работа с родителями. | Консультация для родителей «Игры для развития речи детей младшего возраста». | |
5 | Развлечение «Наши любимые потешки» | Учить детей рассказывать потешки, прививать любовь к народному творчеству |
Блок 2 «Русские народные сказки для малышей»
Сроки | № п/п | Содержание | Цели |
1 | Чтение рус.нар.сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и Медведь» и др. | Знакомить детей с рус. нар. сказками, с персонажами этих сказок. Учить давать характеристику героям. | |
2 | Просмотр мультфильма «Колобок». | Профилактика нервного напряжения. Доставить детям радость. | |
3 | Обогащение РППС | Фигурки-оригами героев сказки. | |
4 | Работа с родителями. | Папка-передвижка для родителей «Мы показываем сказку». | |
5 | Викторина по рус. нар. сказкам. | Учить детей |
Блок 3 «Авторские сказки для самых маленьких» (В. Сутеев, К. Чуковский, Б. Заходер и др.)
Сроки | № п/п | Содержание | Цели |
1 | Чтение сказок: В. Сутеев. «Кто сказал «мяу?», К. Чуковский. «Федотка», «Путаница», С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». | Знакомить детей со сказками, которые написали авторы, с персонажами этих сказок. | |
2 | Дидактическая игра «Из какой сказки?» по произведениям К. Чуковского. | Повторить с детьми сказки К. Чуковского. | |
3 | Обогащение РППС | Маски героев сказки. | |
4 | Работа с родителями. | Консультация «Нужно ли читать детям сказки?» | |
5 | Игра-драматизация по сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу?» | Знакомить детей с авторской сказкой. |
Блок 4 «Произведения о животных» (Е. Чарушин, К Ушинский, С. Маршак и др.
Сроки | № п/п | Содержание | Цели |
1 | Чтение В. Бианки. «Лис и мышонок», С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...», «Три | Знакомить детей с художественными произведениями о животных. | |
2 | Рассматривание иллюстраций к произведениям В. Бианки, С. Маршака, Л. Толстого. | Учить детей сопоставлять описание животного автором с изображением в книге. | |
3 | Обогащение РППС. | Выставка книг В. Бианки. | |
4 | Работа с родителями. | Консультация «Почитайте детям о животных». | |
5 | Игра-развлечение «Угадай животное». | Учить детей узнавать животное, правильно называть произведение. |
Блок 5 «Про все на свете» (произведения Г. Остера, И. Токмаковой, Д. Хармса и др.)
Сроки | № п/п | Содержание | Цели |
1 | Чтение В. Берестов. «Больная кукла», Н. Саконская. «Где мой пальчик?», Н. Павлова. «Земляничка». | Знакомить детей с художественными произведениями разных авторов. | |
2,5 | Заучивание стихотворения Н.Саконской «Где мой пальчик?» | Учить детей запоминать стихотворение, развивать память. | |
3 | Обогащение РППС. | Иллюстрации к произведениям. | |
4 | Работа с родителями. | Папка-передвижка «Чтение для детей раннего возраста». |
Блок 6 «Произведения А. Барто»
Сроки | № п/п | Содержание | Цели |
1 | Чтение А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «игрушки»), «Кто как | Знакомить детей с произведениями А. Барто. | |
2 | Заучивание стихотворений из цикла «Игрушки». | Учить детей выразительно рассказывать стихотворения. | |
3 | Обогащение РППС | Картинки с изображением игрушек. | |
4 | Работа с родителями. | Видеоролик для родителей «Стихи А. Барто.» | |
5 | Рассказывание стихотворений перед другими детьми. | Учить детей громко рассказывать стихотворение, не стесняться. |
Заключительный этап.
- Итоговое мероприятие. Совместный с родителями досуг «Наши любимые книжки».
- Выставка совместных детско-родительских творческих работ «По страницам любимых книг».
- Подготовка презентации «Такие разные книги».
Приложение к Проекту.
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №14 «Сказка»
город Дубна Московской области
Викторина для детей
младшего возраста
по русским народным сказкам.
Воспитатель первой квалификационной категории:
Агафонцева С.Н.
2020 г.
Цель: закрепить знания детей о прочитанных русских народных сказках.
Задачи:
- Уточнять и обогащать знания детей о произведениях устного народного творчества, о героях русских народных сказок.
- Учить узнавать сказку по заданию.
- Учить детей отгадывать загадки.
- Развивать выразительность речи при произношении песенок, слов из сказки.
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
- Способствовать развитию памяти, мышления, внимания.
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Материал: Волшебная книга, картинки с иллюстрациями сказок, теремок и герои этой сказки на магнитной доске, разрезные картинки, картинки по правилам пользования книгой, книги с русскими народными сказками, игрушка Колобок.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Кот, петух и лиса».
Содержание викторины:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки. А у меня есть волшебная книга, где собраны многие сказки. Сейчас мы с вами выберем одну из них и почитаем. (Воспитатель листает книгу.) Только что-то я ничего не понимаю. Все страницы перепутаны. Кто-то брал мою книгу, перепутал все страницы и все сказки перемешались. Поможете мне навести порядок в книге? (Ответы детей.)
- Тогда первое задание. Я читаю вам загадку, а вы находите в группе страницу из этой сказки.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? («Семеро козлят»)
Я по коробу скребён,
По амбару метён,
На окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок,
Это сказка? («Колобок»)
Зайца выгнала лиса,
Плачет заяц: «Вот беда»
Стали звери помогать,
Лису из дома выгонять
Ни собаки, ни медведь лису не смогли одолеть,
Только смелый петушок, зайчику помог. («Заюшкина избушка»)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. («Маша и медведь»)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Все страницы собрали. А из каких сказок мы нашли страницы?
Дети:
- «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка».
Воспитатель:
- Страницы мы собрали, теперь я могу вам и сказку прочитать.
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошли дед с бабкой репку тянуть. Тянут-потянут, вытянуть не могут, позвали они волка и вытянули репку»
Все правильно в этой сказке?
(Дети находят что неправильно прочитал воспитатель).
Воспитатель:
- А кто же помог деду и бабке?
Дети:
- Дед и бабка позвали на помощь внучку, Жучку, кошку, мышку и тогда вытянули репку.
Воспитатель:
- Оказывается, ребята, страницы – то мы собрали, но они все в книге перепутались. Наведем порядок в книге? Я буду читать сказку, вы внимательно слушать, а потом скажете, что же было не так как в сказке.
«Побежала Машенька дальше.
Видит — стоит груша, вся румяными грушами увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:
— Груша, груша скажи, куда баба-яга моего братца понесла?
Вспитатель:
- Что в этой сказке неправильно?
Дети:
- Сестрица Аленушка искала братца, которого унесли гуси-лебеди, а не баба-Яга. И в лесу стояла яблоня, а не груша.
(Звучит волшебная музыка.)
Воспитатель:
-Какие вы молодцы. Все правильно ответили и встали все страницы на место в книге.
- А нам с вами пора немного отдохнуть. К нам прикатился Колобок. Он хочет с вами немного поиграть.
Физкультминутка «Колобок»
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (хлопаем в ладоши)
Прыг да скок, прыг да скок, пустился по дорожке (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю).
Воспитатель:
- А я еще одну загадку вспомнила.
Он не низок, не высок
Вырос в поле… (Теремок)
(Воспитатель вместе с детьми подходит к теремку.)
Воспитатель:
- Ребята, давайте расселим героев сказки в Теремок. Кто в теремке жил? Как правильно звали лягушку, зайку, лисичку… Что сказала лягушка, когда подошла к теремку?
Дети вспоминают сказку и расселяют зверей в теремке.
Воспитатель:
- Ребята, а я еще странички нашла, только вот их кто-то разорвал. Попробуем собрать?
Дети собирают картинки.
В: Ребята, скажите, страницы в книгах можно рвать? Как нужно обращаться с книгой?
В: Вот и собрали мы все сказки. Волшебная книга вас благодарит и дарит вам новые сказки. (Воспитатель показывает детям новую книгу.) мы их обязательно почитаем с вами вместе.
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №14 «Сказка»
г. Дубна Московской области
Развлечение для детей
младшего дошкольного возраста
«Наши любимые потешки»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Агафонцева С. Н.
2021 г.
Цель: развивать интерес детей к малым формам устного народного творчества.
Задачи:
Обучающие: учить рассказывать потешки.
Развивающие:
- развивать речь детей;
- развивать память детей;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Материалы: кукла – бабушка, погремушки, кошка – игрушка.
Ход развлечения:
Звучит песня «Во поле березка стояла». Под музыку дети садятся на стульчики, слушают песню.
Воспитатель:
-Ребята, послушайте, какая красивая музыка звучит: плавная, спокойная. Как будто бабушка песню поет. (Раздается стук в дверь.)
- Кто-то к нам идет. (Входит бабушка.)
Бабушка:
- Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Я – бабушка Арина, пришла вас повеселить.
Воспитатель:
- Давайте поздороваемся с бабушкой Ариной. (Дети здороваются.)
Бабушка:
- Я сейчас посмотрю как вы проснулись и умылись.
Потешка «Вот проснулись».
Вот проснулись,
Потянулись.
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки?
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем с погремушками.
Танец с погремушками.
Бабушка:
- Молодцы, ребятишки! А теперь покажем, как вы умывались.
Потешка «Водичка-водичка».
Водичка – водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Бабушка:
- Вот вы какие молодцы! Ребята, а я пришла не одна. (Бабушка берет кошку – игрушку.) Со мной пришел котик Барсик.
Бабушка рассказывает потешку «Выйдет котик в огород».
Выйдет котик в огород –
Всполошится весь народ:
И петух, и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут кот угощать.
Бабушка:
- Котик хочет угостить вас булочками.
Бабушка рассказывает потешку «Пошел котик на торжок» и угощает детей булочками.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
- Самому ли съесть,
Или Маше отнесть?
Воспитатель:
- Давайте все вместе, дружно скажем Барсику «Спасибо» за вкусные булочки. (Дети благодарят Барсика.)
- А мы тоже приготовили что-то вкусненькое для котика. Ребята, чем мы угостим Барсика? («Молочком».)
Бабушка подносит котика к своему уху, кивает головой.
- Барсик говорит вам «спасибо», молоко было очень вкусное.
- А теперь нам пора уходить. Вы все нам так понравились, что мы скоро придем к вам еще.
Воспитатель:
- Мы с ребятами будем вас ждать. До свидания, бабушка Арина и Барсик! (Дети прощаются.)
- А вам, ребята, понравились потешки, которые рассказывала бабушка Арина? (Ответы детей.) В следующий раз она расскажет нам новые, а мы приготовим для нее свои потешки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"
Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....
Конспект организованной образовательной деятельности детей на тему: «МАМЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАМЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ» Во второй младшей группе
упражнять в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер), развивать слуховое восприятие; ...
Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста "Такие разные книги в сказочном сундучке»
Конспект НОД «Такие разные книги в сказочном сундучке» старшая группаЦель: Способствовать обобщению представлений детей о книгах: видах, жанрах, назначении.·Развитие интереса детей к сказкам;·Расширен...
Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно - образовательной деятельности с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»
Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по сенсорике с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»В результате НОД восп...
Проектная деятельность. "О финансах просто". Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей по ознакомлению с социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста " Такие разные деньги".
Конспект по ознакомлению с социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста "Такие разные деньги"....
Игра для детей раннего возраста "Такие разные птицы"
Игра для детей с рассмариванием птиц, выделить их отличительные черты, игра "Угадай птичку"...
Презентация для детей среднего возраста "Такой удивительный север"
Цели: продолжать устанавливать причинно-следственные связи между особенностями климата Севера живой природой, жизнью людей. Развивать у познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе....