Педагогический проект «Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

Цель проекта:

повысить педагогическую компетентность  педагогов  в методике работы по формированию словаря.

Задачи: оказать помощь воспитателям в активизации речи детей, через различные методы, формы и приемы работы;

повысить  педагогическое мастерство, закрепив знания о методике словарной работы в возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста»

Павлова Л.А.,

 учитель-логопед

Актуальность

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда – все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.
Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. 


Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина и другие. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • ухудшение состояния здоровья детей;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
    недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
  • дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

.
Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой. 


Цель проекта:

повысить педагогическую компетентность  педагогов  в методике работы по формированию словаря.

Задачи: оказать помощь воспитателям в активизации речи детей, через различные методы, формы и приемы работы;

повысить  педагогическое мастерство, закрепив знания о методике словарной работы в возрастных группах.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

По продолжительности : краткосрочный ( 3 месяца).

По составу: групповой, воспитатели ДОУ.

Ожидаемые результаты: 

  1. Воспитатели активно включены в образовательный  процесс по активизации словаря детей. 
  2. Воспитатели  приобретают навыки по самообразованию, выработки исследовательских умений, что  способствует развитию креативности и логического мышления, повышения компетентности и качества образования.

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Этапы

мероприятия

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

1. Изучение результатов анкетирования педагогов по методики развития речи, проведенного в конце предыдущего учебного года.

2. Ознакомление с методической литературой.

сентябрь

2.

Практический этап

1. Оформление индивидуальной  «Памятка воспитателю ДОУ по формированию и активизации словаря детей».

2. Картотека «Комплекс развивающих игр и упражнений по развитию словаря  у детей дошкольного возраста»

3. Мини-проект «Слова наоборот»

4. Описание игр и упражнений по ознакомлению  детей с антонимами»

5. Семинар «Развитие и обогащение словаря детей».

6. Практикум « Обучение педагогов приемами  расширения словарного запаса детей».

7. «Организация речевого центра в дошкольной группе ДОУ»

октябрь

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь

февраль

март

3.

Презентация проекта

Педагогический проект «Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста»

май

Литература

 
1
. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.

3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003

5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.

6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.,Просвещение, 1981

7. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9

8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР"

В проекте представлены этапы и приемы работы по развитию диалогической речи у детй дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также освещен теоретический материал на основе современной литерат...

Педагогический проект" Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе игры

Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстникам...

Педагогический проект « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он реком...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Проект на развитие творческих способностей   у детей средствами  нетрадиционной техники  рисования....

Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей  в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и...

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...

"Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки"

Материал может быть полезен педагогам ДОУ в работе по развитию и обогащению речи у дошкольников....