Педагогический проект «Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель проекта:
повысить педагогическую компетентность педагогов в методике работы по формированию словаря.
Задачи: оказать помощь воспитателям в активизации речи детей, через различные методы, формы и приемы работы;
повысить педагогическое мастерство, закрепив знания о методике словарной работы в возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста»
Павлова Л.А.,
учитель-логопед
Актуальность
Детский сад – первое звено в системе народного образования. Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда – все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.
Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина и другие. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка; - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
.
Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой.
Цель проекта:
повысить педагогическую компетентность педагогов в методике работы по формированию словаря.
Задачи: оказать помощь воспитателям в активизации речи детей, через различные методы, формы и приемы работы;
повысить педагогическое мастерство, закрепив знания о методике словарной работы в возрастных группах.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
По продолжительности : краткосрочный ( 3 месяца).
По составу: групповой, воспитатели ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Воспитатели активно включены в образовательный процесс по активизации словаря детей.
- Воспитатели приобретают навыки по самообразованию, выработки исследовательских умений, что способствует развитию креативности и логического мышления, повышения компетентности и качества образования.
Этапы реализации проекта:
№ п/п | Этапы | мероприятия | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | 1. Изучение результатов анкетирования педагогов по методики развития речи, проведенного в конце предыдущего учебного года. 2. Ознакомление с методической литературой. | сентябрь |
2. | Практический этап | 1. Оформление индивидуальной «Памятка воспитателю ДОУ по формированию и активизации словаря детей». 2. Картотека «Комплекс развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста» 3. Мини-проект «Слова наоборот» 4. Описание игр и упражнений по ознакомлению детей с антонимами» 5. Семинар «Развитие и обогащение словаря детей». 6. Практикум « Обучение педагогов приемами расширения словарного запаса детей». 7. «Организация речевого центра в дошкольной группе ДОУ» | октябрь декабрь декабрь декабрь декабрь февраль март |
3. | Презентация проекта | Педагогический проект «Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста» | май |
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003
5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.,Просвещение, 1981
7. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9
8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР"
В проекте представлены этапы и приемы работы по развитию диалогической речи у детй дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также освещен теоретический материал на основе современной литерат...
Педагогический проект" Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе игры
Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстникам...
Педагогический проект « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он реком...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Проект на развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционной техники рисования....
Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и...
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...
"Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки"
Материал может быть полезен педагогам ДОУ в работе по развитию и обогащению речи у дошкольников....