Конспект ООД по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павлова Ольга Алексеевна

Уточнять  и активизировать словарь  детей по теме «Насекомые».  Закреплять и расширять знания о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.  Совершенствовать грамматический строй речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Буратино»

г. Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Конспект ООД

по развитию речи

в старшей логопедической группе

по лексической теме:  «Насекомые»

C:\Users\999\Desktop\20161027_005421.jpg

        

Подготовила

воспитатель

МАДОУ №26

«Буратино»

 г. Белебея

О.А. Павлова

Коррекционно-образовательные задачи.

Уточнять  и активизировать словарь  по теме «Насекомые».

Закреплять и расширять представления о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.  

Учить сравнивать,  обобщать, выделять существенные признаки.  

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных Р.п. единственного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными два и пять).

      Обогащать речь детей глаголами.

     Учить детей, отвечая на вопросы, строить  полные, грамматически правильные предложения.

Активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-развивающие задачи. 

Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление, общеречевые навыки, фонематический слух, общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Развивать навыки  правильного речевого дыхания.

      Коррекционно-воспитательные задачи. 

     Формировать  доверие к окружающему миру, желание помогать «братьям меньшим», быть  добрыми и отзывчивыми.

      Воспитывать любовь и уважение  к живой природе.  

      Воспитывать усидчивость, выдержку, уважение к взрослым и сверстникам.

Предварительная работа:

- лексико-грамматическая  деятельность по теме «Насекомые», рассматривание картинок по теме, чтение и разучивание стихов,   просмотр мультипликационного фильма  «Лунтик»;

- наблюдение за насекомыми  во время прогулки, беседы с детьми;

- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Тараканище», В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечики», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;

 - разучивание стихов: «Оса в комнате» Ж. Давитьянц, Е. Фейерабенд «Шмель», скороговорки «Оса»;

- разучивание физкультминутки «Гусеница», пальчиковой гимнастики «Пчела».

Оборудование: ноутбук, телевизор, видеоролик с обращением Лунтика о помощи, презентация, цветочки с божьими коровками на ниточках по количеству детей, аудиозапись с «голосами»  насекомых.

ИНТЕГРАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ОБЛАСТЕЙ

Образовательная область « Познанавательное развитие »

1. Закреплять знания детей  о насекомых родного края, особенностях их внешнего строения, способах передвижения, питания, пользе и вреде.  

Образовательная область « Речевое развитие »

  1. Способствовать  практическому  овладению  воспитанниками  нормами речи.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Обогащать речь детей глаголами.
  4. Развивать фонематический слух.

Образовательная область  «Художественно – эстетическое развитие»

1. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Образовательная область «Физическое  развитие»

1. Развивать координацию речи с движением, умение действовать в соответствии со словами текста.

2. Способствовать формированию правильной осанки, развитию общей, мелкой моторики рук,  правильного дыхания.

Образовательная область  «Социально – коммуникативное развитие»

1. Способствовать раскрепощению воспитанников  на занятии, проявлению индивидуальности  и творческой фантазии.

Ход занятия.

(Дети под музыку входят в зал- песня «В гостях у сказки».)

Воспитатель.  Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь со всеми. Улыбнитесь всем гостям и друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение и на душе у всех стало тепло и радостно.

Воспитатель. Ребятки, сегодня утром я получила по электронной почте видеописьмо. Давайте посмотрим ёго.

(Дети смотрят видеоролик, в котором Лунтик обращается к детям с просьбой  о помощи.)  

Лунтик. Здравствуйте ребята, мне очень нужна ваша помощь. Злой волшебник превратил всех моих друзей в разные цветочки и расколдует их, если я выполню все его задания и правильно отвечу на сложные вопросы. Но одному мне не справиться. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель. Вы готовы помочь Лунтику?

Дети. Готовы.  

Воспитатель.  А что мы для этого должны сделать?

Дети. Выполнить все задания злого волшебника и ответить на вопросы.

Воспитатель. Я знаю, что все вы старательные, умные, сообразительные и дружные ребятки и справитесь со всеми заданиями злого волшебника, и поможете Лунтику расколдовать его друзей. А чтобы попасть в сказочную страну произнесём все вместе волшебные слова.

 (Дети  громко, а затем шепотом  произносят волшебные слова).

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть.

То в страну волшебных сказок

Можно сразу же попасть.

Воспитатель. Закройте глаза, топните правой ногой, подпрыгните и  откройте глаза. Вот мы и в волшебной стране. (Слайд 1)

Посмотрите, какие красивые цветы на этой поляне.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель.  А вот и цветок с заданиями от злого волшебника.

- Прочитаем  первое. Отгадайте загадки и вы узнаете, кого я заколдовал.

Имя взял у кузнеца, но а цвет у огурца.
Сидеть он просто не привык, по травинкам прыг да прыг!
(Кузнечик Кузя) 
Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.
(Божья коровка Мила) 
Рано утром он встает,
Собирает для нас мед.
       (Пчеленок) 
Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.


Муравейник – теплый дом,
Миллионы комнат в нем.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка - … (муравей).

Хоть имеют много ножек, 
Все равно бежать не могут. 
Вдоль по листику ползут, 
Бедный листик весь сгрызут.
                             
(Гусеницы-Вупсень и Пупсень)

Воспитатель. Теперь мы знаем кто заколдован. Как их можно назвать одним словом? (Насекомые)

- А каких насекомых вы видели в наших краях?

- Назовите общие признаки всех насекомых.

     Дети. У всех  насекомых шесть лапок, есть усики, глазки. У насекомых на брюшке есть насечки, вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Большинство насекомых может летать.

 - Почему говорят, что гусеницы вредные насекомые?

- Какие ещё насекомые приносят вред людям?

(мухи, тараканы - разносчики микробов,

 клещи, комары - пьют  кровь у животных и людей, разносчики разных болезней,

тля, гусеницы, саранча, колорадские жуки - поедают листья растений,

 моль –портит одежду).

- Почему говорят, что пчёлы полезные насекомые?

- Какие ещё насекомые приносят пользу людям?

 (Божья коровка -  поедает тлю,

стрекозы - едят мошек, комаров,

муравьи – уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев - гусениц, личинок  мух, слизней.)

- А с другой стороны, сами муравьи — прекрасная еда для певчих птиц. 

- Что будет, если все насекомые исчезнут?

(У птиц не будет корма, и они погибнут, а  растения   некому будет опылять.)

- Как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать её в руках, а потом отпустить? (нет) Почему?

Дети. Она может погибнуть от прикосновения.

Воспитатель. Как нужно относиться к насекомым?

Дети. Бережно, не ловить, не давить ногами, т.к  многие из них приносят пользу.

Воспитатель. Молодцы, вы ответили на вопросы волшебника и расколдовали … муравья. (Слайд 2- с изображением муравья)

Воспитатель. Прочитаем  второе задание. Ответьте на вопрос.

- Как передвигаются насекомые?

- Бабочки, мухи, пчёлы  - (что делают)? (Летают)

- Гусеница - (что делает)? (Ползает)

- Кузнечик - (что делает)? (Прыгает)

- Муравьи – (что делают)? (Бегают)

- Молодцы, вы правильно ответили на вопрос и расколдовали  божью коровку

Милу. (Слайд 3- с изображением Милы)

- Мила благодарит вас и предлагает поиграть с ней и её подружками.

Упражнение на дыхание.

(Дети поют попевочку  «Бабочка – коробочка…», а затем сдувают божью коровку с цветочка).

 Бабочка-коробочка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Воспитатель.

(Воспитатель следит за тем,  чтобы дети делали вдох носом, а выдох ртом, не поднимали плечи, не надували щёки.)

Воспитатель.  Прочитаем следующее задание. (Задание №3)

- Какие звуки издают  насекомые?

- Пчелы, осы, жуки - (что делают?)  (Жужжат)

- Комары - (что делают?)    (Пищат)

- Кузнечик - (что делает?)  (Стрекочет)

- А сейчас, волшебник хочет проверить, сможете вы  угадать  чей раздаётся голосок или нет.

Игра «Чей голосок?»

(Воспитатель включает запись звуков разных насекомых, а дети  называют, чей это голосок.)

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Давайте посмотрим на экран, кого нам ещё удалось расколдовать. (Кузнечика Кузю) (Слайд 4- с изображением Кузи)

- Кузя  благодарит вас и приглашает спеть с ним песенку.

Физкультминутка.

(Дети исполняют песенку «В траве сидел кузнечик»- выполняют танцевальные движения.)

Воспитатель. А следующее задание ещё труднее. Волшебник предлагает вам отгадать, кто лишний?

                            Игра «Четвёртый лишний».

                          Жук, стрекоза, воробей, муха.

                          Муха, бабочка, кузнечик, стрекоза.

                          Гусеница, тля,  комар,  пчела.

Воспитатель. Молодцы, вы справились  с  заданием. Посмотрите на экран, кого мы расколдовали?  (Пчелёнка) (Слайд 5- с изображением Пчелёнка)

- Пчелёнок  благодарит вас и предлагает с ним  поиграть?

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера         (Машут ладошками.)

Полосатая  пчела.                  

А за нею шмель-шмелёк      (На каждое название насекомого загибают пальчик)                                                

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.         (Делают кружочки из пальчиков и подносят к   глазам.)

Пожужжали, полетали,         (Машут ладошками.)

От усталости упали.              (Роняют ладони на стол.) 

Воспитатель. Следующее  задание. Волшебник хочет проверить, какие вы внимательные.

Игра «Угадай, кого не стало?»

(На экране по очереди исчезают насекомые, а дети называют, кого не стало.) (Слайд 6)

Игра «Сколько?» (Слайд 7-13)

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием и расколдовали … гусениц - Вупсеня и Пупсеня. (Слайд 14)

- Ребятки,  а вам нравится, когда вас называют ласково? А как ласково можно назвать насекомых?

Игра «Назови насекомых ласково»

Муха- мушка

Жук- жучок  

Комар-комарик

Пчела-пчёлка

Муравей-муравьишка.

III. Итог занятия.

Воспитатель. Ребятки, посмотрите, мы выполнили все задания волшебника и помогли Лунтику расколдовать всех его друзей. (Слайд 15)

- Скажите,  какое задание вам показалось трудным?

- А какое самым интересным?

(Видеоролик с благодарностью Лунтика)

-Вы все молодцы, были внимательными, думали, прежде чем ответить на вопрос, поэтому справились даже с  трудными заданиями. Лунтик и его друзья благодарят вас и  дарят вам раскраски с их изображением. А бабушка Капа и Пчелёнок  приготовили для вас сладкое угощение.

Давайте и мы, в память о нашей встрече, подарим Лунтику и его друзьям диск с мультфильмом, который мы с вами сами создали. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Все встаньте и произнесите волшебные слова.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть, не упасть.

В детский садик наш любимый

Можно сразу же попасть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...

Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме «Мебель»

Коррекционно-образовательные цели:- Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.- Совершенствование грамматического строя речи (пони­мание и употребление некоторых простых предлогов, ...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе по лексической теме "Насекомые".

Упражнять детей в четком произношении звуков; продолжать учить дифференцировать звуки «Ж» и «З»; формировать представления о разнообразии мира насекомых; активизировать предмет...

Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей логопедической группе по лексической теме «Одежда»

Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей логопедической группе по лексической теме «Одежда»Цели деятельности педагога: уточнить, расширить и активизировать сл...

Конспект логопедического занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Насекомые»

Конспект итогового логопедического занятиянепосредственной образовательной деятельности по развитию речив старшей логопедической группепо лексической теме: «Насекомые»Ход занятияСоздание м...