Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6 лет «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение персказыванию обогащает у детей словарный запас, развивает память мышление, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_verblyud_stal_nekrasivym.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики
(2 корпус)
Конспект НОД
по развитие речи
для детей 5-6 лет
«Пересказ тувинской народной сказки
«Как верблюд стал некрасивым»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории:
Поликарпова А. Н
г. Чебоксары, 2020 г.
Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему.
Задачи:
Учить детей пересказывать небольшие по объему литературные произведения.
Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
Учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный - слабый.).
Расширять представления детей о верблюде, его внешнем виде.
Активизировать словарь детей.
Развивать внимание, умение слушать сказку, оценивать поступки героев.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Прививать любовь к животным.
Материалы: магнитная доска, книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии, фотографии: степь, марал, тайга.
Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.
Методические приемы: беседа, рассматривание картины «Верблюдица с верблюжонком», вопросы, напоминание, рассказывание сказки педагогом, рассматривание иллюстраций, работа со схемой, упражнение «Быстро встаньте, улыбнитесь», пересказ сказки детьми, поощрение, подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.
Не старик он – а горбат,
Не овца - а шерсти клад.
И силен, и терпелив.
Подуше ему пустыни,
Там живет, где зреют дыни. (Верблюд)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это верблюд?
Дети: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне. (На стенд (доску) выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»).
Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто это?
Дети: Верблюд с верблюжонком.
Воспитатель: Как можно назвать ласково верблюжонка?
Дети: Верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек …
Воспитатель: Как можно сказать про верблюжонка, какой он?
Дети: Рыженький, лохматый…
Воспитатель: Верблюжонок маленький, а верблюд… - большой.
- Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?
Дети: Верблюжонок маленький, слабый…
Воспитатель: Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный. Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым». (Рассказываю сказку, используя магнитную доску).
КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ
(тувинская народная сказка)
Говорят, когда-то давно верблюд был самым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могучие рога.
Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.
- Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал.
Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.
Bтот же день встретился ему конь и попросил:
- Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!
Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.
Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и перестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него. Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.
A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.
Воспитатель: - Понравилась вам сказка? Вы запомнили, как она называется? Про кого говорится в этой сказке? Каким был верблюд в давние времена?
Дети: - Верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.
Воспитатель: Куда однажды пришел верблюд?
Дети: Он пришел к реке.
Воспитатель: Кого он там повстречал?
Дети: Он встретил марала.
Воспитатель: О чем попросил марал верблюда?
Дети: Одолжи мне свои рога.
Воспитатель: С кем еще повстречался верблюд на берегу?
Дети: Верблюд повстречал коня.
Воспитатель: Что попросил конь у верблюда?
Дети: Он попросил хвост.
Воспитатель: Что делал верблюд в ожидании коня и марала?
Д: Он пил воду и глядел на дорогу.
Воспитатель: Почему марал перестал выходить из леса?
- Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?
- А что произошло с верблюдом?
Дети: Он стал некрасивым.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо поступили конь и марал?
Как вы понимаете слово степь?
Степь - это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью (рассматривание фотографии).
Воспитатель: А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации). А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно). А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку. (Повторное рассказывание сказки воспитателем.).
Воспитатель: Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем. Выполним упражнение «Быстро встаньте, улыбнитесь».
Выполняются движения по тексту (под музыку):
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, ниже, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Отдохнули, давайте дальше продолжать. (После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. Начинает самый сильный ребенок или по желанию).
Воспитатель: Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?
Дети: Мне понравился рассказ Вани, потому что он был полным и эмоциональным.
Воспитатель: А тебе Ульяна, чья сказка понравилась? Как вы думаете, какой верблюд, грустный или веселый?
Дети: Верблюд грустный.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? Как называется сказка, которую мы пересказывали?
Использованная литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 336с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. -144с.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка – Пресс, 2003г. – 176с.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гер¬бова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2006.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 288с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...
Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества...
Тувинская народная сказка "Почему верблюд стал некрасивым?" ("Теве чуге чараш эвес апарганыл?")
Презентация к тувинской народной сказке "Почему верблюд стал некрасивым?" ("Теве чуге чараш эвес апарганыл?")....
Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе
Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей»....
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»
Чтение художественной литературы...