Занятие "Знакомство с Семеновской матрешкой"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Голякова Ольга Вячеславовна

Занятие для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей 6-7 лет

 «Знакомство с Семеновской матрешкой»

Цель: формирование образных представлений об истории возникновения традиционного нижегородского промысла – семеновская матрешка и представлений о нем.

Задачи: формировать краеведческие представления о традиционном нижегородском промысле семеновская матрешка и образных представлений о нем, преданиях и легендах; способствовать воспитанию умению бережно относиться к произведениям народного творчества Нижегородского края, замечать их красоту и эмоционально высказываться об этом.

Материалы: набор иллюстраций «Семеновская роспись»; иллюстрации матрешек: Сергиевской, семёновской, хохломской, полховской, гжельской, куклы-матрешки с семеновской росписью – комплект и по количеству детей; матрешка с полхов-майданской росписью.

- дети с высоким уровнем развитием;

– дети со средним уровнем развития;

- дети с низким уровнем развития.

Ход занятия

I. Вводная часть

Педагог демонстрирует детям изображение карты Нижегородской области с прикрепленными на ней флажками и значками Хохломы и полхов-майданской росписи, которое закреплено на доске. Детям предлагается найти знакомые значки. Педагог помогает называет детям населенные пункты и художественные промыслы.

II. Основная часть

Основная часть проводиться сидя на стульях, расставленных полукругом.

  - Было еще место, где изготавливали деревянную посуду и матрешек. А было это, тогда еще, в селе Семенове. (Отметка педагогом на изображении карты села Семенова флажком.) Показать детям фотоматериалы «Семеновская роспись» с комментарием педагога.  

  - Трудно одному, даже очень хорошему мастеру выполнять всю работу, и решили мастера объединиться все вместе. В одних мастерских вырезали из дерева, в других – подготавливали заготовки к росписи, в третьих – наносили на заготовки чудесные узоры, а в четвертых – обжигали изделия в печи.

  - Но делали и делают в Семенове не только деревянную посуду, а еще и чудо- игрушку с сюрпризом внутри. □ Догадались, что это за игрушка? (Ответы, предположения детей. Активизация их жизненного опыта). Конечно же, это матрешка. Педагог демонстрирует матрешку и расставляет «по росту» на столе.

  - Знаменита матрешка по всей России. Педагог берет в руки самую большую матрешку и от ее имени читает стихотворении, в конце ставит ее на место).

        Я матрешка-сувенир

        В расписных сапожках.

        Прогремела на весь мир

        Русская матрешка!

        Мастер выточил меня

        Из куска березы.

       До чего румяна я:

       Щеки, словно розы!            (Интернет-ресурс «Инфоурок» Н.Мышанская) 

Педагог рассказывает, как появилась в России матрешка.

  - В семьи Мамонтовых из-за границы привезли японскую фигурку с сюрпризом внутри. Купцу понравилась игрушка и он попросил умельцев сделать ему такую же! Только мастера не хотели делать японскую игрушку и они придумали куколку в образе русской девочки. Назвали её?  ↑ (ответ детей)

  Проводиться динамическая игра «Вот матрешечки гуляли».

Вот матрешечки гуляли,          Гуляют по комнате врассыпную.

В лесу ягоды искали.               Собирают ягоды.

Под кусточком посидели,       Садятся на пол.

Вкусны ягоды поели.              Едят ягоды с ладошки.

Как матрешечки устали,        Закрывают глаза и кладут ладошку до щечку.

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,             Просыпаются и 

Свои ножки показали.              выставляют ножки на пятку.

Только слышат вдруг подружки:    Подставляют к уху ладошки.

Прямо у лесной опушки

Побежали по дорожке

Чьи – то серенькие ножки.          Прислушиваются.

Оказалось, это мышь!

Эй, Матрешки, берегитесь!        По окончанию слов дети бегут на свои стульчики

1,2,3 – стоп!                                       Дети убегают на свои стульчики.

                                                     (Сайт «Музыкальное развитие детей» А.Елькина).

Игру пожеланию педагога можно провести 2 раза.

   - Матрешки так всем понравились, что их стали изготавливать в разных местах России. А когда их повезли на большую иностранную выставку – за границей матрешку тоже полюбили. Теперь непростая деревянная куколка стала одним из символов нашей Родины. В каждом месте расписывали матрешки по-разному. (Демонстрация педагогом иллюстраций с изображениями матрешки: Сергиевской, семеновской, хохломской, полховской, гжельской, а также современных авторских работ.) постепенно в представлениях людей закрепился образ именно семеновской матрешки. У матрешки из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка – тем крупнее цветы в букетах. Основной цвет росписи – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове – платок, украшенный спиральками, а по кайме – бутонами. (Наглядная демонстрация.) Именно ее считают символом России, она более известна, чем ее сестра – полхов-майданская матрешка. Хотя любая русская матрешка считается символом.

    III. Заключительная часть

    Заключительная часть проводиться в виде динамичной игры «Вся семья матрешек». Игра состоит их двух комплектов плоскостных расписных фигурок матрешек: первый комплект – полхов-майданская роспись, второй – семеновская. Каждый ребенок достает из волшебного мешочка любую фигурку матрешки. Педагог предлагает детям рассмотреть их и определить к какой росписи относиться его матрешка. □ Предлагаем детям рассказать к какой матрешке относиться его семье? Педагог напоминает, что все матрешки разного размера. Каждую семью матрешек – семеновскую и полхов-майданскую – нужно расставить по росту.

Дети делятся на две команды: семеновская и полхов-майданская семья матрешек и выстраивается в соответствии с ростом матрешек. По окончании игры фигурки матрешек складывают на стол. Дети рассаживаются на стульчики.

Педагог обращается к детям:

  -○ Что это за чудо –игрушка с сюрпризом внутри вы узнали сегодня?

   Ответ детей: матрешка.

  -↑ Почему так называют семеновской матрешкой?

 Ответ детей: матрешку делают в Семенове.

 -□ Какой русский сувенир покорил уже весь мир?

 Ответ детей: матрешка.

 

- А этих (педагог раздает плоскостные расписные фигурки матрешек детям) я оставляю вам. Они такие веселые и всегда с большим удовольствием поиграют с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Семеновская матрешка»

Тема:   «Семеновская матрешка»Цель:  Познакомить детей с историй появления, Семеновской  матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского Края.Задачи:...

Семеновская матрешка.

Работа к проекту " Русское народное творчество"...

ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...

Конспект обследования игрушки "Семеновская матрешка"

Конспект обследования игрушки "Семеновская матрешка"...

"Семеновская матрешка"

Презентация к ООД "История Семёновской матрёшки"Я из тихого, зелёногоГородка Семёнова.Я в гости к вам пришла,Букет цветов садовыхРозовых, бардовых,В подарок принесла.В рамках инновационной опорной пло...

«Приход в гости Семеновской матрешки»

                                      ...

Семеновская матрешка

Данный материал позволит наглядно представить детям старшего дошкольного возраста элементы Семеновской матрешки....