Занятие "Знакомство с Семеновской матрешкой"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие для детей 6-7 лет
«Знакомство с Семеновской матрешкой»
Цель: формирование образных представлений об истории возникновения традиционного нижегородского промысла – семеновская матрешка и представлений о нем.
Задачи: формировать краеведческие представления о традиционном нижегородском промысле семеновская матрешка и образных представлений о нем, преданиях и легендах; способствовать воспитанию умению бережно относиться к произведениям народного творчества Нижегородского края, замечать их красоту и эмоционально высказываться об этом.
Материалы: набор иллюстраций «Семеновская роспись»; иллюстрации матрешек: Сергиевской, семёновской, хохломской, полховской, гжельской, куклы-матрешки с семеновской росписью – комплект и по количеству детей; матрешка с полхов-майданской росписью.
↑- дети с высоким уровнем развитием;
□ – дети со средним уровнем развития;
○- дети с низким уровнем развития.
Ход занятия
I. Вводная часть
Педагог демонстрирует детям изображение карты Нижегородской области с прикрепленными на ней флажками и значками Хохломы и полхов-майданской росписи, которое закреплено на доске. Детям предлагается найти знакомые значки. Педагог помогает называет детям населенные пункты и художественные промыслы.
II. Основная часть
Основная часть проводиться сидя на стульях, расставленных полукругом.
- Было еще место, где изготавливали деревянную посуду и матрешек. А было это, тогда еще, в селе Семенове. (Отметка педагогом на изображении карты села Семенова флажком.) Показать детям фотоматериалы «Семеновская роспись» с комментарием педагога.
- Трудно одному, даже очень хорошему мастеру выполнять всю работу, и решили мастера объединиться все вместе. В одних мастерских вырезали из дерева, в других – подготавливали заготовки к росписи, в третьих – наносили на заготовки чудесные узоры, а в четвертых – обжигали изделия в печи.
- Но делали и делают в Семенове не только деревянную посуду, а еще и чудо- игрушку с сюрпризом внутри. □ Догадались, что это за игрушка? (Ответы, предположения детей. Активизация их жизненного опыта). Конечно же, это матрешка. Педагог демонстрирует матрешку и расставляет «по росту» на столе.
- Знаменита матрешка по всей России. Педагог берет в руки самую большую матрешку и от ее имени читает стихотворении, в конце ставит ее на место).
Я матрешка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы.
До чего румяна я:
Щеки, словно розы! (Интернет-ресурс «Инфоурок» Н.Мышанская)
Педагог рассказывает, как появилась в России матрешка.
- В семьи Мамонтовых из-за границы привезли японскую фигурку с сюрпризом внутри. Купцу понравилась игрушка и он попросил умельцев сделать ему такую же! Только мастера не хотели делать японскую игрушку и они придумали куколку в образе русской девочки. Назвали её? ↑ (ответ детей)
Проводиться динамическая игра «Вот матрешечки гуляли».
Вот матрешечки гуляли, Гуляют по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали. Собирают ягоды.
Под кусточком посидели, Садятся на пол.
Вкусны ягоды поели. Едят ягоды с ладошки.
Как матрешечки устали, Закрывают глаза и кладут ладошку до щечку.
Под кусточком задремали.
А потом они плясали, Просыпаются и
Свои ножки показали. выставляют ножки на пятку.
Только слышат вдруг подружки: Подставляют к уху ладошки.
Прямо у лесной опушки
Побежали по дорожке
Чьи – то серенькие ножки. Прислушиваются.
Оказалось, это мышь!
Эй, Матрешки, берегитесь! По окончанию слов дети бегут на свои стульчики
1,2,3 – стоп! Дети убегают на свои стульчики.
(Сайт «Музыкальное развитие детей» А.Елькина).
Игру пожеланию педагога можно провести 2 раза.
- Матрешки так всем понравились, что их стали изготавливать в разных местах России. А когда их повезли на большую иностранную выставку – за границей матрешку тоже полюбили. Теперь непростая деревянная куколка стала одним из символов нашей Родины. В каждом месте расписывали матрешки по-разному. (Демонстрация педагогом иллюстраций с изображениями матрешки: Сергиевской, семеновской, хохломской, полховской, гжельской, а также современных авторских работ.) постепенно в представлениях людей закрепился образ именно семеновской матрешки. У матрешки из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка – тем крупнее цветы в букетах. Основной цвет росписи – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове – платок, украшенный спиральками, а по кайме – бутонами. (Наглядная демонстрация.) Именно ее считают символом России, она более известна, чем ее сестра – полхов-майданская матрешка. Хотя любая русская матрешка считается символом.
III. Заключительная часть
Заключительная часть проводиться в виде динамичной игры «Вся семья матрешек». Игра состоит их двух комплектов плоскостных расписных фигурок матрешек: первый комплект – полхов-майданская роспись, второй – семеновская. Каждый ребенок достает из волшебного мешочка любую фигурку матрешки. Педагог предлагает детям рассмотреть их и определить к какой росписи относиться его матрешка. □ Предлагаем детям рассказать к какой матрешке относиться его семье? Педагог напоминает, что все матрешки разного размера. Каждую семью матрешек – семеновскую и полхов-майданскую – нужно расставить по росту.
Дети делятся на две команды: семеновская и полхов-майданская семья матрешек и выстраивается в соответствии с ростом матрешек. По окончании игры фигурки матрешек складывают на стол. Дети рассаживаются на стульчики.
Педагог обращается к детям:
-○ Что это за чудо –игрушка с сюрпризом внутри вы узнали сегодня?
Ответ детей: матрешка.
-↑ Почему так называют семеновской матрешкой?
Ответ детей: матрешку делают в Семенове.
-□ Какой русский сувенир покорил уже весь мир?
Ответ детей: матрешка.
- А этих (педагог раздает плоскостные расписные фигурки матрешек детям) я оставляю вам. Они такие веселые и всегда с большим удовольствием поиграют с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Семеновская матрешка»
Тема: «Семеновская матрешка»Цель: Познакомить детей с историй появления, Семеновской матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского Края.Задачи:...
Семеновская матрешка.
Работа к проекту " Русское народное творчество"...
ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...
Конспект обследования игрушки "Семеновская матрешка"
Конспект обследования игрушки "Семеновская матрешка"...
"Семеновская матрешка"
Презентация к ООД "История Семёновской матрёшки"Я из тихого, зелёногоГородка Семёнова.Я в гости к вам пришла,Букет цветов садовыхРозовых, бардовых,В подарок принесла.В рамках инновационной опорной пло...
Семеновская матрешка
Данный материал позволит наглядно представить детям старшего дошкольного возраста элементы Семеновской матрешки....