Игры на формирование навыков словообразования
консультация по развитию речи
Игры на формирование навыков словообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_formirovanie_navykov_slovoobrazovaniya.docx | 13.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование навыков словообразования
Игра «Скажи ласково»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать существительные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Оборудование: предметные картинки с изображениями большого и маленького предмета: кукла, дом, яблоко, пуговица, стул, ёлка, яйцо, гнездо, дерево, заяц, жук, платье.
Описание игры. Ребёнку показывают предметы, сравнивают и просят назвать маленький предмет ласково.
Игра «Мама и детеныш»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать названия детёнышей животных.
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей: кошка, утка, гусь, лиса, заяц, белка, медведь, волк, коза, ёж, ворона…
Описание игры. Ведущий показывает картинку животного и просит назвать его детёныша.
Игра «Помоги Незнайке»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать названия детёнышей животных.
Описание игры. Ведущий говорит, что невнимательный Незнайка перепутал, кто с кем живет и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей. Например: заяц и лисёнок, волк и козлёнок, лиса и медвежонок и т.д. Педагог просит детей исправить ошибки, которые допустил Незнайка.
Игра «Сказка»
Цель: закрепление понимания грамматического значения суффиксов существительных.
Описание игры. Ведущий читает рассказ: «Жил в лесу Прук. Вместе с ним жила Прукиха. У них был маленький Прукёнок. Рядом жила ещё одна прукиная семья». Затем ведущий просит ребёнка объяснить, кто такие Прук, Прукиха и Прукёнок. В случае трудности при объяснении ребёнку предлагаются картинки сказочных зверей (Прука, Прукихи и Прукёнка).
Игра «Кто ты»
Цель: формирование способности ребенка образовывать названия профессий.
Описание игры. Ведущий говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщица. Она танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты отвечай, кто ты».
Игра «Кто хозяин»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать притяжательные прилагательные от существительного.
Оборудование: картинки с изображениями: лисий хвост и морда, волчий хвост и морда, беличий хвост и морда, заячий хвост и морда, львиная лапа, мамины бусы, бабушкин платок.
Описание игры. Ребёнка просят ответить на вопросы: «Чьё это?», «Чей это?»
Игра «Из чего же?»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительного.
Оборудование: предметные картинки: стакан из стекла, кораблик из бумаги, лопата из железа, компот из слив, снеговик из снега, конфета из шоколада, варежки из шерсти, сумка из кожи, ложка из дерева.
Описание игры. Ребёнку показывают картинки и просят ответить на вопросы: Ложка из дерева какая? (деревянная). Кораблик из бумаги какой? (бумажный) и т.д.
Игра «Деревья»
Цель: формирование у ребенка способности образовывать относительные прилагательные, пополнение словаря по теме Деревья.
Оборудование: картинки с изображением листьев деревьев.
Описание игры. Детям показывают картинку с изображением листа и просят сказать, какой это лист (рябиновый, осиновый, березовый и т.д.)
Игра «Найди ошибки Незнайки»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать качественные прилагательные от существительного.
Описание игры. Ведущий говорит ребенку: « Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки».
Например: На улице льёт сила дождь. Наступит холодная дождь осень. Мальчик вернулся с улицы весь грязь.
Игра «Прогулка с Буратино»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать приставочные глаголы.
Оборудование: картинки, изображающие различные действия (ходит, заходит, переходит, выходит).
Описание игры. Ребёнку предлагают погулять вместе с Буратино и просят назвать действия, которые он выполняет на картинке: «Что делает Буратино».
Игра «Что я вижу на картинке»
Цель: формирование способности ребенка употреблять формы возвратных глаголов.
Описание игры. Ребенку показывают картинки и спрашивают: «Где мама умывает дочку? А где дочка умывается сама?» Необходимо формулирование вывода о том, что возвратные глаголы обозначают действия, которые человек делает сам. Далее ведущий показывает ребенку картинку, а он должен сам назвать происходящее на ней действие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры и упражнения на формирования навыков словообразования"
В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Хара...
Игры на формирование навыков словоизменения и словообразование
1. Игра «Что спрятано?»Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.Описание игры...
«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»
Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....
«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»
Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....
«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»
Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах...
Игры и упражнения на формирование навыков словообразования
Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам сл...