Конспект "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фролова Наталия Александровна

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по временам года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе 


Тема: Путешествие по временам года

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие связной речи, посредством наглядного моделирования.

Задачи:

Обучающие:

- Уточнить и закрепить представления детей об происходящих изменениях в природе в разное время года;

- Упражнять в составлении описательных рассказов с помощью мнемотаблиц;

- Продолжать формировать умение использовать в речи сложные предложения, слова - определения.

Развивающие:

- Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Предварительная работа:

Знакомство с моделями времен года, беседы по мнемотаблицам «Времена года», чтение художественной литературы, наблюдение, рассматривание иллюстраций, словесные игры по темам: «Зима, Весна, Осень, Лето».

Оборудование: Мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», ИКТ оборудование.

I часть. Мотивационно – побудительная часть.

Воспитатель: «Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем вам скажем «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется!

- Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать.  А чтобы узнать, куда, отгадайте загадку.

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Времена года.)

- Сколько у нас времен года? (4.) Назовите их. (Зима, весна, лето, осень.)

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. Наше путешествие будет проходить по временам года. А чтобы узнать, в каком времени года мы сейчас окажемся нужно отгадать следующую загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

Чтобы мы оказались в волшебном лесу, нам необходимо произнести волшебные слова. Времена года передали нам веточку ели, она волшебная, ведь круглый год она зеленая. Вот теперь можно и поколдовать.

Кружись, кружись, кружись,

В зимнем лесу окажись.

(Показ слайда зимний лес.)

II часть. Основная часть.

- Ой, ребята смотрите кругом снег, так красиво.

- Скажите, пожалуйста, зима какая? (Морозная, вьюжная, сказочная…)

- Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль.)

- Что и кого мы можем увидеть в лесу зимой? (Следы на снегу от зверей, которые ищут себе пропитание, деревья и кусты покрыты снегом, птицы на деревьях…)

- А в городе, около дома, у нас в садике? (Птицы на кормушках, снеговики и много построек из снега, дети гуляют, играют в снежки, катаются на санках, лыжах.)

- Мы вспомнили все о зиме и теперь можем рассказать о ней по схеме.

(ребенок рассказывает о зиме по мнемотаблице.)

- А теперь послушайте следующую загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает (Весной.)

- Правильно, молодцы. Как вы думаете, в какой лес мы должны попасть? (Весенний)

Кружись, кружись, кружись,

В весеннем лесу очутись.

(Слайд весеннего леса.)

- Ребята, посмотрите на весенний лес. Как вы думаете, что изменилось в лесу по сравнению с зимой? (Совсем мало снега, проталины, первые цветы появились, стало больше птиц, набухают почки…)

- Весна какая? (долгожданная, теплая, нежная, солнечная, радостная, ранняя, поздняя, веселая, ветреная…)

- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май.)

- Какие приметы весны вы знаете? (ответы детей.)

- Что делают дети весной на улице (гуляют, пускают кораблики по ручейкам, делают скворечники для птиц…)

- Вспомнили мы все и про весну, кто хочет нам рассказать о весне по схеме?

 (ребенок рассказывает по схеме.)

- Очень красивое время года, и прекрасный рассказ получился.

Физкультминутка «Весна пришла!»

Улыбаются все люди-веснавеснавесна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

- А сейчас слушайте третью загадку:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

- Как вы уже, наверное, догадались, что мы сейчас окажемся в летнем лесу.

Кружись, кружись, кружись,

В летнем лесу очутись.

(На экране появляется слайд лето.)

- Посмотрите, что вы видите в летнем лесу. (Ответы детей.)

- А теперь ответьте, лето какое? (Теплое, жаркое, красивое, яркое, дождливое…)

- Что можно делать летом? (Купаться, играть в песок, ходить в лес за ягодами и грибами…)

Молодцы все вы знаете о лете, и я предлагаю вам рассказать об этом времени года по схеме.

(ребенок рассказывает о лете по схеме.)

Отличный рассказ получился, молодец.

- Ну и последняя загадка:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью.)

- Правильно. И мы окажемся сейчас с вами в осеннем лесу.

Кружись, кружись, кружись,

В осеннем лесу очутись.

(На экране слайд осень.)

- Какие приметы осени вы знаете. (Ответы детей.)

- Осень какая? (Золотая, багряная, теплая, дождливая, урожайная, ранняя, поздняя, холодная…)

- Что мы делаем осенью на улице? (Ответы детей.)

- А звери в лесу, что делают? (готовятся к зиме). Как? (Ответы детей.)

- Давайте расскажем об осени по схеме.

(ребенок рассказывает по схеме.)

- Молодец, какой хороший рассказ у тебя.

- Еще раз назовите все времена года по порядку.

- А после весны, что идет? (Лето.)

- А перед зимой, какое время года (Осень.)

- Новый год, когда бывает? (Зимой.)

III часть. Заключительная часть.

- Молодцы. Вот и заканчивается наше путешествие. Вам было интересно?

Что больше всего вам запомнилось и понравилось?

– Чей рассказ понравился больше?

– Что нового вы узнали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к временам года

Знакомство с временами года, счет в пределах 10...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...