Конспект "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фролова Наталия Александровна

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по временам года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе 


Тема: Путешествие по временам года

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие связной речи, посредством наглядного моделирования.

Задачи:

Обучающие:

- Уточнить и закрепить представления детей об происходящих изменениях в природе в разное время года;

- Упражнять в составлении описательных рассказов с помощью мнемотаблиц;

- Продолжать формировать умение использовать в речи сложные предложения, слова - определения.

Развивающие:

- Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Предварительная работа:

Знакомство с моделями времен года, беседы по мнемотаблицам «Времена года», чтение художественной литературы, наблюдение, рассматривание иллюстраций, словесные игры по темам: «Зима, Весна, Осень, Лето».

Оборудование: Мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», ИКТ оборудование.

I часть. Мотивационно – побудительная часть.

Воспитатель: «Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем вам скажем «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется!

- Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать.  А чтобы узнать, куда, отгадайте загадку.

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Времена года.)

- Сколько у нас времен года? (4.) Назовите их. (Зима, весна, лето, осень.)

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. Наше путешествие будет проходить по временам года. А чтобы узнать, в каком времени года мы сейчас окажемся нужно отгадать следующую загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

Чтобы мы оказались в волшебном лесу, нам необходимо произнести волшебные слова. Времена года передали нам веточку ели, она волшебная, ведь круглый год она зеленая. Вот теперь можно и поколдовать.

Кружись, кружись, кружись,

В зимнем лесу окажись.

(Показ слайда зимний лес.)

II часть. Основная часть.

- Ой, ребята смотрите кругом снег, так красиво.

- Скажите, пожалуйста, зима какая? (Морозная, вьюжная, сказочная…)

- Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль.)

- Что и кого мы можем увидеть в лесу зимой? (Следы на снегу от зверей, которые ищут себе пропитание, деревья и кусты покрыты снегом, птицы на деревьях…)

- А в городе, около дома, у нас в садике? (Птицы на кормушках, снеговики и много построек из снега, дети гуляют, играют в снежки, катаются на санках, лыжах.)

- Мы вспомнили все о зиме и теперь можем рассказать о ней по схеме.

(ребенок рассказывает о зиме по мнемотаблице.)

- А теперь послушайте следующую загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает (Весной.)

- Правильно, молодцы. Как вы думаете, в какой лес мы должны попасть? (Весенний)

Кружись, кружись, кружись,

В весеннем лесу очутись.

(Слайд весеннего леса.)

- Ребята, посмотрите на весенний лес. Как вы думаете, что изменилось в лесу по сравнению с зимой? (Совсем мало снега, проталины, первые цветы появились, стало больше птиц, набухают почки…)

- Весна какая? (долгожданная, теплая, нежная, солнечная, радостная, ранняя, поздняя, веселая, ветреная…)

- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май.)

- Какие приметы весны вы знаете? (ответы детей.)

- Что делают дети весной на улице (гуляют, пускают кораблики по ручейкам, делают скворечники для птиц…)

- Вспомнили мы все и про весну, кто хочет нам рассказать о весне по схеме?

 (ребенок рассказывает по схеме.)

- Очень красивое время года, и прекрасный рассказ получился.

Физкультминутка «Весна пришла!»

Улыбаются все люди-веснавеснавесна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

- А сейчас слушайте третью загадку:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

- Как вы уже, наверное, догадались, что мы сейчас окажемся в летнем лесу.

Кружись, кружись, кружись,

В летнем лесу очутись.

(На экране появляется слайд лето.)

- Посмотрите, что вы видите в летнем лесу. (Ответы детей.)

- А теперь ответьте, лето какое? (Теплое, жаркое, красивое, яркое, дождливое…)

- Что можно делать летом? (Купаться, играть в песок, ходить в лес за ягодами и грибами…)

Молодцы все вы знаете о лете, и я предлагаю вам рассказать об этом времени года по схеме.

(ребенок рассказывает о лете по схеме.)

Отличный рассказ получился, молодец.

- Ну и последняя загадка:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью.)

- Правильно. И мы окажемся сейчас с вами в осеннем лесу.

Кружись, кружись, кружись,

В осеннем лесу очутись.

(На экране слайд осень.)

- Какие приметы осени вы знаете. (Ответы детей.)

- Осень какая? (Золотая, багряная, теплая, дождливая, урожайная, ранняя, поздняя, холодная…)

- Что мы делаем осенью на улице? (Ответы детей.)

- А звери в лесу, что делают? (готовятся к зиме). Как? (Ответы детей.)

- Давайте расскажем об осени по схеме.

(ребенок рассказывает по схеме.)

- Молодец, какой хороший рассказ у тебя.

- Еще раз назовите все времена года по порядку.

- А после весны, что идет? (Лето.)

- А перед зимой, какое время года (Осень.)

- Новый год, когда бывает? (Зимой.)

III часть. Заключительная часть.

- Молодцы. Вот и заканчивается наше путешествие. Вам было интересно?

Что больше всего вам запомнилось и понравилось?

– Чей рассказ понравился больше?

– Что нового вы узнали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...

Времена года. Смена времен года на Земле конспект

Времена года. Смена времен года на Земле Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы ...