Конспект "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по временам года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_starshaya_gruppa.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
Тема: Путешествие по временам года
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие связной речи, посредством наглядного моделирования.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить и закрепить представления детей об происходящих изменениях в природе в разное время года;
- Упражнять в составлении описательных рассказов с помощью мнемотаблиц;
- Продолжать формировать умение использовать в речи сложные предложения, слова - определения.
Развивающие:
- Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Предварительная работа:
Знакомство с моделями времен года, беседы по мнемотаблицам «Времена года», чтение художественной литературы, наблюдение, рассматривание иллюстраций, словесные игры по темам: «Зима, Весна, Осень, Лето».
Оборудование: Мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», ИКТ оборудование.
I часть. Мотивационно – побудительная часть.
Воспитатель: «Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем вам скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
- Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать. А чтобы узнать, куда, отгадайте загадку.
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Времена года.)
- Сколько у нас времен года? (4.) Назовите их. (Зима, весна, лето, осень.)
- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. Наше путешествие будет проходить по временам года. А чтобы узнать, в каком времени года мы сейчас окажемся нужно отгадать следующую загадку.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой.)
Чтобы мы оказались в волшебном лесу, нам необходимо произнести волшебные слова. Времена года передали нам веточку ели, она волшебная, ведь круглый год она зеленая. Вот теперь можно и поколдовать.
Кружись, кружись, кружись,
В зимнем лесу окажись.
(Показ слайда зимний лес.)
II часть. Основная часть.
- Ой, ребята смотрите кругом снег, так красиво.
- Скажите, пожалуйста, зима какая? (Морозная, вьюжная, сказочная…)
- Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль.)
- Что и кого мы можем увидеть в лесу зимой? (Следы на снегу от зверей, которые ищут себе пропитание, деревья и кусты покрыты снегом, птицы на деревьях…)
- А в городе, около дома, у нас в садике? (Птицы на кормушках, снеговики и много построек из снега, дети гуляют, играют в снежки, катаются на санках, лыжах.)
- Мы вспомнили все о зиме и теперь можем рассказать о ней по схеме.
(ребенок рассказывает о зиме по мнемотаблице.)
- А теперь послушайте следующую загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает (Весной.)
- Правильно, молодцы. Как вы думаете, в какой лес мы должны попасть? (Весенний)
Кружись, кружись, кружись,
В весеннем лесу очутись.
(Слайд весеннего леса.)
- Ребята, посмотрите на весенний лес. Как вы думаете, что изменилось в лесу по сравнению с зимой? (Совсем мало снега, проталины, первые цветы появились, стало больше птиц, набухают почки…)
- Весна какая? (долгожданная, теплая, нежная, солнечная, радостная, ранняя, поздняя, веселая, ветреная…)
- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май.)
- Какие приметы весны вы знаете? (ответы детей.)
- Что делают дети весной на улице (гуляют, пускают кораблики по ручейкам, делают скворечники для птиц…)
- Вспомнили мы все и про весну, кто хочет нам рассказать о весне по схеме?
(ребенок рассказывает по схеме.)
- Очень красивое время года, и прекрасный рассказ получился.
Физкультминутка «Весна пришла!»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
- А сейчас слушайте третью загадку:
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом.)
- Как вы уже, наверное, догадались, что мы сейчас окажемся в летнем лесу.
Кружись, кружись, кружись,
В летнем лесу очутись.
(На экране появляется слайд лето.)
- Посмотрите, что вы видите в летнем лесу. (Ответы детей.)
- А теперь ответьте, лето какое? (Теплое, жаркое, красивое, яркое, дождливое…)
- Что можно делать летом? (Купаться, играть в песок, ходить в лес за ягодами и грибами…)
Молодцы все вы знаете о лете, и я предлагаю вам рассказать об этом времени года по схеме.
(ребенок рассказывает о лете по схеме.)
Отличный рассказ получился, молодец.
- Ну и последняя загадка:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью.)
- Правильно. И мы окажемся сейчас с вами в осеннем лесу.
Кружись, кружись, кружись,
В осеннем лесу очутись.
(На экране слайд осень.)
- Какие приметы осени вы знаете. (Ответы детей.)
- Осень какая? (Золотая, багряная, теплая, дождливая, урожайная, ранняя, поздняя, холодная…)
- Что мы делаем осенью на улице? (Ответы детей.)
- А звери в лесу, что делают? (готовятся к зиме). Как? (Ответы детей.)
- Давайте расскажем об осени по схеме.
(ребенок рассказывает по схеме.)
- Молодец, какой хороший рассказ у тебя.
- Еще раз назовите все времена года по порядку.
- А после весны, что идет? (Лето.)
- А перед зимой, какое время года (Осень.)
- Новый год, когда бывает? (Зимой.)
III часть. Заключительная часть.
- Молодцы. Вот и заканчивается наше путешествие. Вам было интересно?
Что больше всего вам запомнилось и понравилось?
– Чей рассказ понравился больше?
– Что нового вы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к временам года
Знакомство с временами года, счет в пределах 10...
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...
Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей
Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...
Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.
Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...
Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)
Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?». Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...