Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
« Сухие пальчиковые бассейны» представляют собой открытые резервуары, заполненные наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой ( больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_suhoy_bassein.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
Актуальность:
В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи. Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с нормальным развитием. Работать обычными традиционными методами и приемами мало.
Детям нужна обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Решение проблемы было найдено в использовании « Сухих пальчиковых бассейнов», как способа развития мелкой моторики для стимулирования речевого развития детей.
Эта тема является актуальна и в свете новых федеральных государственных стандартов, так как целью является личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящии с ним в процессе обучения изменения.
Что такое пальчиковый сухой бассеин?
« Сухие пальчиковые бассейны» представляют собой открытые резервуары, заполненные наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой ( больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.
Используя пальчиковый бассейн, следует помнить , что:
- От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а так же интенсивность такого воздействия. Поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным.
Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелким.
- Высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони
- Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезенфицироваться
- Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 минут
- Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно
Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:
- в развитии мелкой моторики ( подготовка, тренировка мышц руки для письма)
- в развитии воображения ( нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы)
- в развитии речи ( дети озвучивают свои действия , разговаривают за героев, договариваются друг с другом)
- в проигровании проблемных для ребенка ( скрытых от взрослого) ситуаций , развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
- в совместном проведении времени. Установлении дружеских , доверительных отношений в системе ребенок- взрослый, ребенок – сверстник
- в организации массажа рук
- в процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах. Может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, даем возможность ребенку быть самим собой
- в развитии самооценки, когда ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется эмоциональное состояние ( позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых)
Возможности применения пособия « Сухой пальчиковый бассейн» в различных видах деятельности:
Игровая деятельность
Цель: закрепление представления о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать. Группировать, совершенствовать тактильные ощущения.
Развивать координацию мелких мышц рук, наблюдательность, внимание, умения распределить материал ,согласовывать свои действия, достигать результата.
Пальцы играют
Цель: развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов
« Сухой пальчиковый бассейн» с горохом или фасолью Худ игры:
Опустить кисти рук в « сухой бассейн» и сжимать и разжимать кулачки Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем, Раз, два,три, четыре, пять- Начинаем разгибать.
Только уставать начнем, Сразу пальцы разожмем, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжем
Продуктивная деятельность
Цель: развитие у детей воображения, внимания, памяти, усидчивости мышления, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, тонких движений пальцев рук, тактильные ощущения, обучение ориетировки на плоскости, работать по образцу
Рисование пальчиками :
« Цыплята». « Рыбка». « Котик и козлик» Рисование счетными палочками
« Мышка», « Жук»
Конструирование из геометрических фигур:
« Машинка», « Лесные звери
Выкладывание камешками Марблс
« Флажок», « Тучка». Рисование по замыслу
Цели: формировать умение передавать форму предметов, развивать воображение, мышление, мелкую моторику, воспитывать усидчивость, терпение
Оборудование: « Сухой пальчиковый бассейн с манкой, песком, фасолью»
Коммуникативная деятельность
Цель: формирование и развитие средств общения, обогащение словаря, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия через создание игровых ситуаций
Игры: « Поздоровайся», « Узнай меня», « Достань со дна бассейна»,
« Отгадай, где спрятано», « Пальцы – звери добрые»,» Холодно-горячо»
Двигательная деятельность
Игры на укрепление мышц ног, ловкости, развитие общей подвижности и координации: « Кто быстрее передаст игрушку», « Кто больше», « Кто точнее», « Поймай шарик»
Игры на укрепление и развитие мышц верхних конечностей: « Полощем белье», « Шаловливые ручки», « Разноцветные круги», « Солнышко»
Игры на развитие тактильных ощущений « Следопыт», « Найди игрушку»
Игры на развитие правильного речевого дыхания « Поход за грибами», « Кит» и т.д.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Решение проблемных ситуаций « Собери крышки по цвету», « найди игрушку», « Найди геометрическую фигуру»,
- Экспериментирование « наполни емкости», « Почему не получается пирожок?» и т. д.
-Моделирование « Домик свойств», « Рассадим гостей» и .т.д.
Музыкально-художественная деятельность
Игры с музыкальным сопровождением: « Горох», « Фасоль», « Тесто», « Лодочка», « Колобок», « Стираем платочки»
Рекомендации по проведению пальчиковых игр
Перед началом игры с ребенком постарайтесь обсудить правила действий с отрабатыванием необходимых жестов, движений. Это позволит подготовить малыша к правильным движениям и создаст необходимое эмоциональное настроение.
- Выполнять упражнение нужно с ребенком, при этом показывая свое увлечение игрой. Как правило, дети начинают проговаривать текст частично, но при постепенном разучивании текста дети произносят его полностью с правильно выполненными движениями.
- При выборе двух и более упражнений постарайтесь заменять их новыми. Наиболее полюбившиеся детям игры можно оставить в своих занятиях и выполнять их по желанию малышей.
- Не ставьте перед детьми сложные задания, так как внимание у детей ограничено, и большой объем упражнений может снизить интерес к играм.
- Никогда не заставляйте выполнять действия, если ребенок не настроен на их выполнение. Постарайтесь разобраться в причине отказа и по возможности измените ход упражнений или саму игру.
И последнее: стимулируйте детей к подпеванию на занятиях и не делайте замечаний, если что-то делается неправильно, а в любом случае поощряйте успехи.
В своей работе воспитатели нашей группы используют различные пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Одной из наиболее полюбившихся игр является «Сухой пальчиковый бассейн», сделанный самими воспитателями. Это игра сочетает в себе пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев.
Родители могут и дома сделать детям «сухой бассейн». Для этого небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Игровая деятельность «Пальцы играют» Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов. Материал и оборудование:
«Сухой пальчиковый бассейн» с горохом, гречкой, фасолью. Ход игры Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами. Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжём. Продуктивная деятельность
«Отгадай, что спрятано» Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы. Ход игры: Вариант 1. Воспитатель даёт словесное указание ребёнку, что спрятано. Ребёнку нужно найти предмет (на середине, в правой части бассейна и так далее). Вариант 2. Воспитатель предлагает ребёнку схему, по которой тот ищет предмет. Усложнение: предмет прячет сам ребёнок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему. Двигательная деятельность
«Кто быстрее передаст игрушки» Цель: развитие общей подвижности, укрепление мышц ног, ловкости и координации верхних конечностей. Ход игры: Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные игрушками из сухого бассейна. В конце шеренг — пустые корзины. По сигналу педагога дети начинают передавать друг другу по одной игрушки, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.
Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи
Горох
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили, Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место. Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Лодочка
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
Повар
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши!
Стираем платочки
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают платочки. Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали.
Колобок
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок.
Мы сожмем его разок. Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
Зарядка
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке ...
Будут буковки писать.
Пальчиковая игра (проводится вместе с ребенком по принципу «рука в руке»):
Дождик, дождик, поливай.
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
Ход игры: воспитатель рассказывает, что сегодня шел дождик. А мы можем сделать самый настоящий дождик прямо сейчас! Предлагает малышу попробовать набрать в ручки крупу и перетирать ее между ладошками, затем пересыпать крупу из одной руки в другую. Потом набрать в руки, держа их
«лодочкой», крупу и медленно высыпать ее в лоток, получается красивый
«водопад». Такой «водопад» может сделать и мама, а малыш тем временем сможет с ним поиграть: ловить семена, набирать их в руку или игрушечную чашечку, можно подставить под него игрушку и смотреть, как на нее «капает дождь».
Тема: «Роем норки».
Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.
Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом; шнуровку в виде яблока с червячком.
Ход игрового сеанса:
Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Показывает, что сегодня прикатилось очень странное яблоко. Это не просто яблоко, а домик для червячка! Вот так хитрый червячок, высунься наружу! Вместе с ребенком играют с шнуровкой.
Пальчиковая игра: ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три ,четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает:"Вот и обед!"
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
Глядь -
разводим руками
а червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.
Ход игры: педагог говорит ребенку: «Вот ведь ворона! Какая хитрая птица! Но мы не дадим ей съесть червячка, давай лучше насыплем ей вкусных зернышек?» Учит щипком захватывать зерна и сыпать их, как будто кормя птиц. Пальчики – это клювик птички, которая клюет зерна. «Вот ворона наелась, а теперь мя выроем для нашего червячка очень красивую и уютную норку, в которой он будет жить». Вместе роят норку и сажают в нее червячка.
Тема: «Ищем клад».
Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.
Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом или банка с широким горлом наполовину наполненная крупой и водой; небольшая шкатулка или сундучок; красивые камешки или стеклянные фигурки марблс; небольшие фигурки морских обитателей (осьминог). Эту игру можно проводить как в сухом пальчиковом бассейне, так и с использованием воды.
Ход игрового сеанса:
Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Показывает, что сегодня они будут играть самым настоящим аквариумом! А кто живет в море? (дети отвечают). Да, а еще в нем живут забавные осьминоги!
Пальчиковая игра:
Восемь пальчиков для ног – Получился осьминог.
Сколько ног у осьминога? Много – Много! Много – Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
Ход игры: вот такой осьминог живет в нашем аквариуме! Интересно, а что же он прячет на дне аквариума? Дети ищут клад, находят сундучок с марблс.
Педагог говорит: ох! Какие красивые драгоценные камни наши нашли детки! Но давайте подружимся с осьминогом и украсим дно его аквариума этими камнями, украшают и зовут осьминога.
Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. ∙ «Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Заключение
Дидактические игры и упражнения с использованием сухих бассейнов являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи
Используемая литература
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» -М., 2011г.
- Сорокина Е.К. « Дидактические игры в детском саду» -М.,
« Просвещение»2015г.
-Ларечина Е. А. « Развивающие игры для малышей» Развиваем речь-М. 2015г.
-Савина Л.П. « Пальчиковая гимнастика в детском саду»- М., « Родничок» 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие. Пальчиковый сухой бассейн для развития речи младших дошкольников.
Сухой бассейн из капсул от киндер-сюрпризов,которые обтянуты термоплёнкой для пасхальных яиц и наполнены крупами и бобовыми,игра направлена на освоение детьми сенсорных эталонов....
Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, ма...
Пальчиковый "Сухой" бассейн из фасоли.
Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мыщцы кистей рук. Сами собой эти двидения не развиваются, тебуется специальная тренировка. Связь пальцевой моторики и ре...
Дидактическое пособие Пальчиковый театр «Забавные перчатки»
Дидактическое пособиеПальчиковый театр«Забавные перчатки»...
Дидактическое пособие «Пальчиковый бассейн»
laquo;Сухой бассейн» – отличное развивающее пособие для маленькихпальчиков, которое очень нравится детям.Цели использования пособия:1.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;2 У...
Первая младшая группа №1"Рыбка" Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн» Игра с крупами и орбизами (гидрогель)
Сухие пальчиковые бассейны - это не только весело, но и полезно!Для развития речи, сенсорного развития огромное значение имеет применение сухих бассейнов . «Сухой бассейн»Дидактическо...
"Пальчиковый сухой бассейн, как средство развития речи у детей с ТНР"
laquo;Сухие пальчиковые бассейны» представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями. Предназначаются для проведения пальчиковой гимнастики, что способствует развитию ...