Современные приёмы подготовки к школе
презентация к уроку (подготовительная группа)

Терёхина Юлия Николаевна

Как понять готов ли ребёнок к школе?

На что обратить внимание?

Что поможет ребёнку в обучении?

Что такое теория множественного интеллекта?

Об этом и другом можно узнать здесь! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_priyomy_podgotovki_k_shkole.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные приёмы подготовки детей к школе. Подготовила: учитель-логопед ГБОУ Школа «Содружество» Самодоева Юлия Николаевна

Слайд 2

Три основные проблемы увеличения числа детей с различными нарушениями.

Слайд 3

Роль мозжечка в обучении и развитии речи. Мозжечковая стимуляция. Развитие межполушарных связей – современная методика работы с дошкольниками. Мозжечок — это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус. Мозжечок обрабатывает информацию, передающуюся из мозга и периферической нервной системы для балансирования и контроля за движениями тела Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Для решения этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50 %).

Слайд 4

Балансировочный комплекс Balametrics был разработан американским ученым Френком Бельгау более 50 лет назад. В начале 1960-х годов Фрэнк Бельгау работал в классе со школьниками, испытывающими проблемы с чтением. Именно тогда Фрэнк Бельгау начал эксперименты по поиску физической активности, влияющей на обучаемость. Ф. Бельгау просил учеников читать вслух отрывок из текста, затем в течение 10–15 минут делать те или иные физические упражнения, после чего снова читать другой отрывок из того же текста. Позже Ф. Бельгау переехал в Хьюстонский университет, где он возглавлял лабораторию, а также руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением.

Слайд 5

Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять соотношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков Сенсорная система и речь.

Слайд 6

Теория множественного интеллекта Г. Гарднера .

Слайд 7

Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект Это способность использовать речь в разных ее проявлениях, устно и письменно. Люди, для которых характерен этот тип, прекрасные ораторы. Они умеют интересно рассказывать обо всем, удерживая внимание публики. Им легко запоминать тексты, писать сочинения. Логико-математический интеллект Дети с логико-математическим типом быстро учатся классифицировать, понимать абстрактные понятия и делать выводы и умозаключения. Им нравятся логические задачки, головоломки, игры с цифрами и всяческие подсчеты. Они обожают научные эксперименты и книги с уклоном в науку.

Слайд 8

Музыкальный интеллект Малыши с этим типом уже с первых месяцев жизни прислушиваются к музыке, реагируют на нее эмоционально. Они предпочитают музыкальные игрушки остальным. Становясь старше, они легко запоминают и воспроизводят музыку. Могут начинать обучение в музыкальной школе раньше сверстников. В обучении для них лучше применять методы слушания, аудирования . Уроки им легче делать под музыку. Пространственный или пространственно-визуальный интеллект Дети с преобладающим пространственным мышлением легко представляют любые образы и переносят их в свой мир: фантазий, игр, поделок, рисунков.

Слайд 9

Телесно – кинестетический интеллект Дети с раннего возраста очень гибкие, ловкие, активные. Они могут хорошо контролировать и координировать свои движения. Например, они начинают кататься на двухколесном велосипеде раньше сверстников. Они любят подвижные игры, беготню, не могут долго усидеть на месте. Межличностный интеллект Маленькие дети с таким мышлением сразу реагируют на изменение лица, тона голоса, жесты значимого взрослого. Они стараются сгладить конфликты, любят игры с другими детьми, часто берут на себя роль ведущего. Даже в детстве такие ребята отлично понимают других людей, стараются помочь, направить, поддержать, успокоить. Внутриличностный интеллект Такие дети очень организованны с ранних лет. Они могут давать оценку своим действиям, поступкам, видеть свои сильные и слабые стороны. Они понимают, чего действительно хотят. Благодаря этому способны решить, будут они это делать или нет.

Слайд 10

Натуралистический интеллект Дети с натуралистическим интеллектом любят отдых на природе. Им нравится ходить в походы, ездить в горы. Они с удовольствием помогают взрослым в саду и в огороде. Они с детства интересуются животными и растениями. Экзистенциальный интеллект Это способность воспринимать и изучать мир через религию, философию и медитацию Такие дети часто задают вопросы о смысле жизни, о смерти, о боге или высших силах. Они любят историю, священное писание, беседы о духовности. Вырастая, они идут учиться на философов, журналистов, аналитиков.

Слайд 11

Как применить теорию к отдельному ребенку Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика. Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал. С другой стороны, Гарднер считает, что у ребенка будут развиваться те способности, которые наиболее часто используются. Так, если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением , словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.

Слайд 12

Выводы на основе теории Говарда Гарднера -типы интеллекта связаны между собой и их можно развивать . Развивая одну способность, мы будем помогать развиваться другим, смежным этой, способностям. Обычно у детей хорошо развиты два или три типа интеллекта. Другим надо немного помочь включиться. Для некоторых потребуются серьезные усилия. -Тип интеллекта указывает не только на способности человека. Это также подсказка, какой именно стиль и способы обучения подходят, чтобы лучшим образом развить эту способность. -Используя удобный нам способ познания, мы во много раз увеличиваем эффективность обучения. Подбирая ребенку задания с учетом его особенностей, мы помогаем ему не только познать новое, но и с радостью учиться. -Плохие оценки в школе говорят не о низком интеллекте ребенка и его неспособности к обучению. Это прежде всего показатель недоработанной системы образования. -Ученик с плохими оценками имеет в будущем равные с отличниками шансы на успех, если будет развивать свой тип интеллекта. -Тесты на уровень IQ не могут достоверно оценивать интеллект и способности человека. Каждый из нас умен и развит в своей области

Слайд 13

Определение и измерение школьной готовности в разных странах. Филиппинский тест В 6–7 лет у детей происходит большой скачок роста. У них вытягивается позвоночник, удлиняются руки и ноги. Одновременно происходит созревание мозга, и ребёнок начинает лучше усваивать, автоматизировать и накапливать информацию. Для того чтобы понять произошёл скачок роста или нет надо провести Филиппинский тест. Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если он делает это без особых трудностей, то скачок роста уже произошёл и ребёнок к школе готов.

Слайд 14

Маршмеллоу тест Маршмеллоу , или зефирный тест впервые провёл Уолтер Мишел в конце 60-х годов в Стэндфордском университете. Он оставлял дошкольника в комнате, давал ему зефир и отходил куда-то по делам, пообещав малышу по возвращении вторую зефирку , если тот не съест первую. Этот тест проверял способность ребёнка к самоконтролю. Как правило, совсем маленькие дети не справлялись с задачей и съедали зефир сразу же, дети постарше показывали более высокий уровень терпения и самок онтроля и дожидались вознаграждения. Проведите маршмеллоу -тест у себя дома и узнайте нужно ли вашему дошкольнику тренировать умение ждать и контролировать себя, когда соблазн так близко. Это важное качество для будущего первоклассника.

Слайд 15

Определение готовности ребёнка по гороховидной кости Некоторые кости формируются у ребёнка уже после рождения. Например, гороховидная кость, которая к 6 – 14 годам появляется на тыльной стороне запястья каждого человека . Гороховидная кость - последняя кость запястья, которая подвергается осификации . И это означает, что кисть становится готова к длительным нагрузкам (письмо, рисование, перенос портфеля и др.) А также это свидетельствует о нормальном созревании скелета ребёнка, способном выдержать большие школьные нагрузки - длительное сидение за партой, письмо, удержание рабочей позы в течение урока . В странах Эллады физиологическую готовность учеников определяли именно по наличию этой кости. Учитель знал, что это верный признак того, что ребёнок дозрел до занятий . Определение готовности ребёнка по зубам В странах Азии вполне нормальным считается , если учитель перед зачислением ребёнка в начальную школу спросит, сменилась ли у него хотя бы часть молочных зубов на коренные. Этот экспресс-тест использовали в Китае со средневековых времён. Замена молочных зубов свидетельствовала о том, что ребёнок « вошёл в разум» и теперь в состоянии самостоятельно отвечать за свои поступки не только перед семьёй, но и перед законом.

Слайд 16

Современные методики подготовки детей к школе -методика Зайцева; - методика Никитиных; - методика Домана ; - методика Монтессори ; -ментальная арифметика; - меморика ; - скорочтение ; - спидкубинг - нейробика ;

Слайд 17

МЕТОДИКА ЗАЙЦЕВА Дети с удовольствием учатся в процессе игры. Выдающийся отечественный педагог Николай Александрович Зайцев поставил этот принцип во главу угла своей образовательной системы — и её результаты впечатляют. Особенности Для обучения чтению на кубиках печатают не буквы, а слоги. Кубики различаются по весу и цвету. Внутрь разных кубиков помещают разные наполнители, которые при встряхивании издают специфические звуки. Дети осваивают чтение не через зубрёжку, а через тактильные ощущения. С помощью кубиков Зайцева дети в возрасте двух лет учатся читать примерно за полгода. Шестилеткам бывает достаточно пяти занятий. Плюсы: С помощью этой методики учатся читать даже те малыши, которые больны аутизмом или страдают нарушениями зрения и слуха. Критика: При произношении малыши часто проглатывают слоги и пропускают окончания. Когда дети идут в школу, им сложно усвоить, что такое фонемы и морфемы.

Слайд 18

МЕТОДИКА ГЛЕННА ДОМАНА Гленн Доман был военным врачом, но в какой-то момент ему пришлось начать заниматься развитием детей с травмами мозга. Он пришёл к выводу: если оказывать систематическое воздействие на один из органов чувств, можно повысить активность мозга в целом. Согласно учению Домана , учёба наиболее эффективна в период роста мозга — в первые три года жизни ребёнка. К семи годам мозг практически перестаёт расти. Таким образом, чем раньше начать развивать малыша (как умственно, так и физически), тем лучше. Особенности: Урок длится не более 10 секунд. В день проводится как минимум 10 уроков — но желательно больше, вплоть до 50. Для обучения детей чтению используют демонстрационные карточки с крупно и ярко написанными словами. Плюсы: По этой методике успешно учатся читать даже дети с особенностями развития.. Критика: Дети становятся пассивным объектом обучения. Как следствие, в будущем у них могут возникать трудности с применением полученных знаний на практике. Творческое начало у малышей практически не развивается.

Слайд 19

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ Итальянка Мария Монтессори произвела настоящую революцию в системе дошкольного образования в начале ХХ века. Изначально она работала с детьми, у которых наблюдались проблемы в умственном развитии. Ей хотелось, чтобы у всех малышей были равные возможности — и поэтому она разработала систему индивидуального подхода к каждому ребёнку. Особенности: Основной принцип — самостоятельная оценка собственной работы, творческий поиск своих ошибок и правильных решений. В одной группе могут оказаться дети разного возраста: при этом старшие будут помогать младшим так же, как это происходит в семье. Каждый ученик имеет право развиваться в своём собственном темпе. Большое внимание личному пространству — персональное рабочее место на коврике или за столом для каждого ребёнка в группе. Плюсы: Максимальное раскрытие индивидуальных особенностей ребёнка. Критика: Система Монтессори не предполагает соревнований и конкуренции. Мало внимания уделяется развитию творческих способностей. После учёбы по Монтессори ребёнку трудно приспособиться к нормам и правилам обычного общества

Слайд 20

МЕТОДИКА Л.Г. ПЕТЕРСОН Российский педагог-методист Людмила Георгиевна Петерсон заметила, что дети нередко испытывают страх перед чем-то новым. Следовательно, чтобы новая информация усваивалась легче, надо сделать процесс обучения интересным и весёлым. Особенности: Знания преподносятся по принципу «слоёного пирога». Проще говоря, новая информация наслаивается на старую. Если материал слишком сложен для ребёнка, его можно отложить и вернуться к нему позже. Основной акцент делается на математику и логику. Обучение идёт в процессе игры. Плюсы: Дети, которых обучают по такой методике, опережают сверстников в развитии минимум на год. Критика: Слишком много времени и внимания уделяется математике. Мышление ребёнка становится формализованным.

Слайд 21

Ментальная арифметика - это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов - абакус ( соробан ). Программу занятий ментальной арифметикой составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию, внимание и логику. Помогает значительно увеличить скорость мышления и способность к творческим дисциплинам. Подходит детям и взрослым. Особенности: Развивает визуально-пространственного мышление. Развивает творческие способности Тренирует память (в том числе и зрительную ). Умение быстро ориентироваться . Плюсы: Г ибкость мышления. Раскрытие талантов ребенка. Легкое обучение счету, действиям с числами. Тренировка образного мышления. Усидчивость и собранность Критика: Не так, как в школе- не совпадает со российской школьной программой по математике. Но данная методика подтверждена исследованиями психологов и преподавателей детей, где программа реализуется в начальных классах - Китае, Сингапуре, Японии и др. Поспешность и ошибки. Некоторые дети и их родители слишком спешат с выполнением заданий и допускают ошибки. Перегрузка и обратный эффект. Когда детям интересно, они хотят заниматься этим постоянно.

Слайд 22

Скорочтение . Особенности: Актуальность умения ускоренно читать и быстро воспринимать информацию постоянно возрастает. Жизненный ритм ускоряется, количество информации увеличивается, человеку приходится иметь дело с большими объемами текстов. Плюсы: - Быстрое чтение напрямую связано со скоростью восприятия информации и развитием памяти. -дети без труда запоминают и пересказывают большие объемы информации. Для учебного процесса это очень полезное свойство. -успехи повышают самооценку и подкрепляет его уверенность в своих силах. Критика: - Отсутствует многократное повторение, побуквенное прочтение слов, что может стать причиной безграмотности, если обучать скорочтению детей дошкольного и младшего школьного возраста. -Без чтения в привычном темпе и осмысления текста у ребенка слабо развивается образная речь, медленно пополняется словарный запас. - Скорочтение не дает возможности постичь глубинный смысл произведений. Ребенок не успевает эмоционально пережить события вместе с персонажами, теряя тем самым важный компонент гармоничного

Слайд 23

Спидкубинг Особенности: З аставляет концентрироваться на задаче. Для поиска верного решения необходимо держать во внимании много информации: схему сделанных ходов, расположение цветных квадратов на всех гранях. Поэтому ребёнок не имеет возможности отвлечься. Такое занятие рекомендовано гиперактивным , неусидчивым школьникам . Плюсы: - активно работают пальцы обеих рук, развивается мелкая моторика, активируются нейронные центры . - у детей спидкуберов формируется чёткая дикция, отличные навыки письма и способность быстро принимать решения. - Развивает феноменальную зрительную память - формирует стратегическое мышление: способность выстраивать тактику на много ходов вперед -снятие стресса - улучшает пространственное мышление

Слайд 24

Нейробика Особенности: зарядка для ума, принцип которой заключается в том, чтобы привычные ежедневные действия выполнять новым способом – с подключением других органов чувств или другого полушария мозга. Таким образом создаются новые нейронные связи, и мозг развивается . Полезна всем без исключения, при этом никаких возрастных ограничений для занятий умственной гимнастикой нет. Самое главное, что она не требует специально отведенного времени – заниматься нейробикой можно по дороге на работу, сидя в очереди к врачу или просто расслабившись дома после рабочего дня. Плюсы: - обостряет память и стимулирует работу мозга, когда нужно многое удержать в голове или выучить наизусть. Она помогает сосредоточиться на уроках и лучше усваивать новый материал. - ребёнок модифицирует своё поведение, вводя в мозг новую, неожиданную информацию и мобилизуя все органы чувств для активной деятельности

Слайд 25

Развитие фонематического слуха – основа логопедической подготовки детей к школе. следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. К.Д . Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова». Цель первого этапа занятий – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: Когда мы говорим, мы произносим разные слова . Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

Слайд 26

Когда ребёнок готов к обучению грамоте? - ярко выражена познавательная активность . - устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. -В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать. - Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Слайд 27

При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности. Уважаемые педагоги , не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме. Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении. Поверьте, от нас зависит, захотят наши дети пойти в первый класс или нет. Обучение грамоте играя. Миф или реальность.

Слайд 28

Обучение грамоте играя. Миф или реальность. Евлампия и Акакий прекрасные детишки, укладывающиеся в нормы развития. С Евлампией мама с двух лет учит буквы и цифры. С трёх – читает и считает. С Акакием мама просто разговаривает, просто играет, охотно отвечает на все его вопросы, даёт максимум самостоятельности и ограничивает в гаджетах. Придя в первый класс Евлампия блещет своей техникой чтения, но через пару месяцев все дети читают с такой же скоростью. Акакий не только догнал Евлампию , но и стал лучше понимать смысл текста, решать задачи. Он более усидчивый и внимательный, ведь его правое полушарие (творческое) получило достаточно почвы для развития, а левое (логическое) не было перегружено тогда, когда ещё не дозрело, и не дало сбой в виде нарушения самоконтроля.

Слайд 29

Ошибки педагогов при обучении детей грамоте. Ошибка 1 . Разделение буквы и звука Ошибка 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками Ошибка 3. Отсутствие системы Ошибка 4. Обучение чтению по буквам Ошибка 5. Принуждение к чтению Ошибка 6. Чтение «нанизыванием» букв Ошибка 7. Родители больше не читают детям Ошибка 8. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению Ошибка 9 . Отсутствие примера взрослых Ошибка 10. Недостаточный уровень готовности ребенка к чтению

Слайд 30

Краткий обзор пособий для подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Приёмы активизации мыслительной деятельности на занятиях по математике. Их роль в подготовке к школе. "

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А для эт...

Современные аспекты подготовки детей обучению к школе в условиях детского сада

Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.»              ...

Компьютерная игра как современное средство подготовки ребенка к школе

Использование компьютерных игр на логопедических занятиях (из опыта работы)...

«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...

«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...

Современная психологическая подготовка к школе

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии...