Современная психологическая подготовка к школе
консультация на тему

Ступакова Валентина Ивановна

 Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Она включает в себя: мотивационный, интеллектуальны, личностный, социальный и эмоционально-волевой компоненты, о котрых идет речь в презентации. Материал будет полезен как воспитателям, так и родителям при подготовке детей к школьному обучению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современная психологическая подготовка к школе» Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ № 85 Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе . Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.

Слайд 3

Интерес к проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Слайд 4

Психологическая готовность – только звучит просто и кажется понятной. На самом деле – это комплексный процесс, включающий: мотивационный интеллектуальный личностный социальный эмоционально-волевой компоненты. Формирование интереса и желания учиться как основных составляющих психологической готовности на деле оказывается важнее освоения чтения, письма и счета. Просто результаты не столь очевидны по сравнению с овладением учебными навыками.

Слайд 5

1. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ Мотивация может быть внешней, а может быть внутренней. Внешняя мотивация – ребенка интересуют внешние атрибуты: красивый портфель, школьная форма, яркие тетради, хорошие оценки и т.д. Внутренняя мотивация – желание узнавать новое, любознательность и интерес к неизведанному, а также новый статус школьника со всеми атрибутами. Именно внутренние познавательные и социальные мотивы формируют устойчивый интерес к процессу обучения. Эти два мотива образуют внутреннюю позицию школьника. Многие специалисты считают, что её сформированность является основным показателем психологической готовности ребенка к школе

Слайд 6

Советы по подготовке в семье . После 4-х лет у дошкольника отмечается всплеск интереса к новому. В это время дети превращаются в «почемучек». Важно поддерживать активный поиск ребенка. Необходимо рассказать ребенку о школе: что значит быть учеником; почему школьник уже взрослый; какие обязанности его ждут; о важности уроков, оценок, школьного распорядка; Все упоминания о школе должны быть позитивными. Можно предложить ребенку поиграть в школу. Если он отказывается или хочет быть учителем – это говорит о его мотивационной неготовности, а если выбирает роль ученика – одно из свидетельств, что он готов к школьному обучению.

Слайд 7

2. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ Личностная готовность включает в себя набор качеств, которые позволят ребенку быть успешным и активным в школе: принятие новой позиции школьника; знание и соблюдение правил поведения; готовность и способность к сотрудничеству; ролевое поведение; признание авторитете взрослых; нравственное развитие; понимание, что хорошо, а что плохо; адекватная реакция на замечания взрослых; стремление к самостоятельности; зачатки ответственности; адекватная самооценка;

Слайд 8

Советы по подготовке в семье. Знание и соблюдение правил поведения , а также готовность к сотрудничеству можно развивать в семье. Для этого должны быть введены четкие семейные правила, за нарушение которых ребенка ждет заслуженное наказание, например, лишение просмотра любимого мультфильма или другого занятия, интересного малышу. Совместная игровая и трудовая деятельность со взрослым будет стимулировать развитие сотрудничества . Разнообразные сюжетно-ролевые игры дадут ребенку опыт ролевого поведения, а мелкие домашние поручения: полить цветы, следить за домашним питомцем и т.д.- опыт проявления самостоятельности и ответственности.

Слайд 9

Своим примером и терпеливыми доброжелательными беседами родители могут формировать адекватную реакцию на критику и направлять нравственное развитие дошкольника. Адекватную самооценку будут формировать режиссерские игры, в которых ребенок придумывает сюжет и сам его разыгрывает. Родители могут играть вместе с ним, направляя сюжет с помощью вопросов. Чтобы снизить тревогу, важно рассказать ребенку о своих школьных годах, как это было интересно, какой замечательной была первая учительница, как увлекательно было общаться и играть со школьными друзьями. Примеры должны быть позитивными.

Слайд 10

3. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ включает в себя: коммуникативную компетентность; выработанные навыки общения со взрослыми и сверстниками; навыки сюжетно-ролевого общения; умение слушать и принимать мнение другого; знание и соблюдение норм общения; способность понимать себя, поведение других, умение выстраивать успешные взаимоотношения; Ребенок в этом возрасте нуждается во взаимопонимании и сопереживании, внимательном и уважительном отношении взрослых.

Слайд 11

Советы по подготовке в семье. Преимущества в достижении социальной готовности имеют дети, посещающие детский сад. Если ребенок «домашний», то важно чаще гулять на игровых площадках, посещать развивающие центры, ходить в гости к сверстникам. Желательно давать ребенку больше свободы в выстраивании отношений с другими детьми, чтобы он приобретал так необходимый ему социальный опыт. Необходимо через игру готовить ребенка к подчинению учителю, полезны будут игры с правилами. Умение слушать будут развивать будут развивать с/р игры, где дети исполняют противоположные роли: врач-пациент, продавец-покупатель, водитель- пассажир и т.д.; д/и типа «Закончи предложение».

Слайд 12

4.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ включает в себя развитые восприятие, внимание , память, воображение, мышление и речь дошкольника. Ключевые показатели: выделение фигуры из составных частей и деталей предмета; понимание и использование схематических изображений (план, макет); знание и различение основных цветов; способность к простейшему анализу, выделению связей между явлениями, отделению основного от второстепенного, несложным рассуждениям и выводам, классификации предметов; концентрация внимания; логическое запоминание (через обознач . предметов и фраз символами) умение воспроизводить графический образец, наблюдать, произвольно воображать (без наглядных образов) ориентация во времени и в пространстве, широкий кругозор. развитая монологическая речь;

Слайд 13

Советы по подготовке в семье. Познавательные процессы можно совершенствовать и в домашних условиях с помощью игр и развивающих заданий. Основные ориентиры при выборе игрового материала: - найти сходства и отличия между предметами; выполнить работу по образцу (узор, картинку); запомнить 10 изображений; повторить 5-6 слов из 10-ти; выразительно рассказать стихотворение, пересказать текст из 4-5 предложений; найти лишнее в группе предметов; определить последовательность событий; найти несоответствие в рисунках и стихах-небылицах ; - самостоятельно собрать пазлы ; пройти несложные лабиринты;

Слайд 14

- вырезать и сделать аппликацию; раскрасить и заштриховать; закончить предложение, составить предложение из нескольких слов, составить рассказ по картинке или серии картинок понять и объяснять смысл рассказа или пословицы; различать буквы и звуки в словах; знать и называть: * дни недели, месяцы, времена года; * основные цвета, * домашних и диких животных, птиц; * овощи, фрукты, деревья, цветы * профессии; * свою фамилию, имя, отчество; * свой город, адрес; * имя, отчество и места работы родителей и т.д.

Слайд 15

Развитию речи способствуют: - личное общение, - совместное чтение книг, - пересказ сказок и других текстов, ответы на вопросы по прочитанному. У ребенка должна быть сформирована способность заниматься одним видом деятельности минимум 20 минут ;

Слайд 16

5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ Очень важной составляющей эмоционально-волевого компонента является - способность к сопереживанию. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен учитывать эмоции другого человека в процессе собственной деятельности, может понимать, оценивать, выражать эмоции и управлять ими. В развитии эмоционально-волевой готовности большое значение имеет также способность сдерживать свои эмоции; умение слушать не перебивая; точно выполнять задания, предъявляемые в устной форме; преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца; возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания; усидчивость;

Слайд 17

Советы по подготовке в семье. Восприятие дошкольником информации зависит от её эмоциональной насыщенности и привлекательности, поэтому задания нужно преподносить в интересной для ребенка форме, постепенно включая непривлекательные, но обязательные для выполнения задания. С помощью игр, книг, бесед, фильмов можно сформировать у детей такие сложные эмоции, как сострадание, жалость, развивать эмоциональный интеллект. Дошкольнику пока трудно контролировать свои действия, но в игре он получает внешний контроль – через правила и других участников. Усидчивость хорошо развивать с помощью настольных игр.

Слайд 18

Вывод: Ребенок, поступающий в школу должен быть *зрелым в физиологическом и социальном отношении; *достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития; * иметь определенный запас знаний об окружающем мире; *владеть мыслительными операциями; * уметь обобщать и дифференцировать предметы явления окружающего мира; *планировать свою деятельность; * осуществлять самоконтроль.

Слайд 19

Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач; не менее важны навыки речевого общения. Задача педагогов и родителей : помочь будущему первокласснику подготовиться к новой социальной роли и спокойно и радостно войти в новый мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическая подготовка к школе"

Консультация для родителей...

Психологическая подготовка к школе.

Консультация для родителей....

Тематический план психологической подготовки к школе.

Психологическая подготовка детей к школе....

Занятие-практикум "Психологическая подготовка к школе. В семье - будущий первоклассник" для родителей.

Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о психологической готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада...

Психологическая подготовка к школе .

Статья "Психологическая подготовка к школе"...

Занятие по психологической подготовке к школе "Буратино собирается в школу"

Цель: психологическая подготовка детей к школе. Задачи: Образовательные: - упражняться в поиске закономерностей: наличие элементов, из которых складывается закономерность по определенному правилу...