Комплекс артикуляционных упражнений по М.Ф. Фомичевой
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа)

Новичихина Наталья Александровна

Методика выполнения артикуляционных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_artikulyatsionnyh_uprazhneniy.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс №1 для свистящих звуков

Для произнесения свистящих звуков требуются  сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами) боковые края языка(они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а  при звуке ц сначала смычку, а потом щель); движения губ, нижней челюсти(едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посредине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

«Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между кубиками.

Методические указания.

  1. Следить, что не надувались щёки, для этого можно слегка можно придержать пальцами.
  2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Наказать непослушный язык»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать распластанный язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного пяти – до десяти.

Методические указания.

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать  языки губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок при этом не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правил но, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует отработке направленной воздушной струи.

Сделать  язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Методические указания.

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  3. не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать  плавную, длительную, непрерывную струю, идущую посредине языка.

Описание.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щёки.
  3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим  зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы,  приоткрыть рот и кончиком  языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

  1. Губы не подвижны. Находятся в положении улыбки.
  2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю  зубов.
  3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс №2 для шипящих звуков

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч – сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается ; воздушная струя идёт посередине языка. Выработке необходимых  движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать распластанный язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного пяти – до десяти.

Методические указания.

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать  языки губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок при этом не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правил но, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует отработке направленной воздушной струи.

Сделать  язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Методические указания.

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  3. не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки  к небу за  верхними зубами.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Рот открывать не шире, чем на 1.5-2 см.
  3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку  между  коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  4. Выполнять упражнение нужно в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, растянутая уздечка – его ножку).

Методические указания.

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
  2. Боковые края языка должны быть одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
  3. При повторении упражнения  надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать  плавную, длительную, непрерывную струю, идущую посредине языка.

Описание.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щёки.
  3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким  переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть  неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  2. Язык должен  быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.
  2. Открывать  и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус.

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края  его были прижаты, а посредине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посредине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка прижать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Комплекс № 3  (для звука л)

Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие  упражнения.

 Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать распластанный язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного пяти – до десяти.

Методические указания.

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать  языки губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок при этом не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правил но, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует отработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким  переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть  неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  2. Язык должен  быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит

Цель. Вырабатывать  подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы.

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился на глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк.

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его  передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Чтобы движения языком  были  вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставить неподвижными.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком  языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

  1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
  2. Если у ребёнка пощелкивание  не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть этому упражнению.
  3. Следить, чтобы кончик языка не поворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкать кончиком языка

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком,, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. Кончик языка не должен загибать внутрь.
  2. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Четвертый комплекс (для звука р)

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть приподняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует и его передняя часть подняты к альвеолам,, напряжены,  кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языка  вперед-назад.

Методические указания.

  1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней  поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать  плавную, длительную, непрерывную струю, идущую посредине языка.

Описание.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щёки.
  3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком  языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

  1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
  2. Если у ребёнка пощелкивание  не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть этому упражнению.
  3. Следить, чтобы кончик языка не поворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким  переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть  неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  2. Язык должен  быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк.

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его  передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался
  2. Чтобы движения языком  были  вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д:д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

  1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
  3. Кончик языка  не должен подворачиваться.
  4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционных упражнений

Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

комплекс артикуляционных упражнений

шпаргалка для родителей...

Комплекс артикуляционных упражнений

Техника выполнения упражнений:-  воздух набирать через нос-  плечи не поднимать-  выдох должен быть длительным и плавным-  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...