Сборник терапевтических сказок
картотека по развитию речи (средняя группа)
Вашему вниманию предоставлены терапевтические сказки, которые отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей текущей роли в жизни, с проблемами в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terapevticheskie_skazki.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Терапевтические сказки для детей
Составила:
Шипелева Л.И.
д.Фуньково
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
Как Кенгуренок стал самостоятельным — терапевтическая сказка
Возраст:2-5 лет
Направленность: Страх расставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».
Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгурёнок. Поначалу Кенгурёнок был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренку было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгурёнок хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгурёнок засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгурёнок просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгурёнок вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуренка не помещались. Кенгурёнок испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгурёнок изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще Дети, они играли и веселились, звали Кенгуренка к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые Дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгурёнок боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгурёнок совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренку очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуренка и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуренок проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуренок увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. кенгуренок перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин — ведь кенгуренок уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренку.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы?
Сказка о подсолнечном семечке — терапевтическая сказка
Возраст: 3-5 лет.
Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»
В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.
Однажды — дело было в конце лета — их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»— звал Ветер.
Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.
Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.
Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.
«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»— говорило оно.
Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.
И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?»—думало семечко.
Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.
«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спрашивало оно себя.— Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».
И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»—»и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.
Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.
Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратив лись его братья и сестры-семечки.
Они все были рады встретиться снова, а особенно они радон вались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.
И семечко было очень счастливо.
Вопросы для обсуждения^
Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?
Мышонок и темнота — терапевтическая сказка
Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Страх темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. Ключевая фраза: «Мне страшно!»
На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.
А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.
В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте; ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, какой, маленький и испуганный малыш…
Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:
— Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?
— Нет,— ответил Светлячок,— в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья… А ты куда идешь?— спросил Светлячок.
И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.
— Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,— сказал Светлячок.
По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,— есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.
Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: «Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде».
И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.
Вопросы для обсуждения:
Чего боялся Мышонок? Тебе бывает так же страшно? Что помогло Мышонку не бояться? Что Мышонок узнал про темноту?
Тип и Топ — терапевтическая сказка
Возраст: 5-10 лет.
Направленность: Негативные чувства (ревность, обида и пр.), связанные с младшим братом (сестрой). Конфликты между братьями (сестрами). Переживания, связанные с трудностью принятия роли «старшего». Ключевая фраза: «Моего братика родители любят больше, чем меня»
В одном лесу жила беличья семья: мама, папа и двое бельчат. Старшего звали Тип, младшего Топ.
Это была очень дружная семья — родители каждое утро уходили на работу, добывать пищу, а бельчата оставались вдвоем. Перед уходом мама говорила Типу:
— Присматривай за Топом. Он еще маленький, не все умет делать, его легко обидеть.
«Опять все говорят только о Топе!— думал Тип.— Мама любит брата и не любит меня. Мне тоже хочется, чтобы обо мне так же заботились, любили меня, играли со мной. А мама больше времени проводит с Топом. Мне хочется поиграть с друзьями, а я должен постоянно следить за младшим братом. Вот если бы не было Топа, мама гуляла и играла бы только со мной, приносила бы только мне вкусные орешки и рассказывала бы только мне сказку перед сном».
В один из дней родители собрались на поиски еды, и мама наказала Типу:
— Будь умницей, приглядывай за младшим братом, ведь он еще маленький.
Типу так хотелось пойти поиграть с друзьями, а вместо этого его заставляют сидеть с Топом. «Хватит,— подумал Тип,— ведь я не виноват, что я старший». И решил Тип избавиться от своего младшего брата. Он предложил ему пойти погулять; долго они шли, с каждым шагом углубляясь в чащу.
«Я найду отсюда дорогу домой,— думал старший брат,— а вот Топ ее не найдет. Это значит, что мы опять будем жить счастливо — мама, папа и я».
Тип завел Топа в самую глубь леса, в такую чащобу, что сам начал бояться, а потом, когда малыш отвлекся, Тип быстро побежал к дому.
Вдруг он слышал где-то над головой писк, который ему показался очень знакомым. Тип поднял голову и увидел высоко в небе Топа в клюве страшной птицы, которая уносила бельчонка все дальше и дальше от родного дома, а он был такой маленький и беззащитный,
И тут Типа будто осенило. Он подумал, что мама была права: Топ так мал, что не сможет защитить себя, кроме него, Типа, никто не сможет помочь малышу. Он быстро побежал вслед за птицей, ему уже не страшен был этот лес. Ветки больно хлестали его, но он ни перед чем не останавливался, он понимал, что должен спасти брата. Вдруг он опять услышал писк и снова увидел птицу, в когтях которой был Топ: она села передохнуть. Храбро кинулся Тип в бой, спас братика из когтей ужасной птицы, и они побежали домой.
Придя домой, Тип покормил младшего брата и сел с ним играть.
Пришедшие родители застали их счастливыми и веслыми.
— Спасибо, сынок,— сказала мама Типу,— я благодарна тебе за то, что ты присмотрел за братом.
Тут Тип не выдержал и рассказал маме всю историю, которая приключилась в этот день с братьями. И мама сказала:
— Я очень рада, что ты не подвел меня. Не зря надеялась на тебя. Думаю, что ты понимаешь, что я люблю вас одинаково, но должна больше заботиться о Топе, потому что он еще маленький. Так же я заботилась о тебе, когда ты был в его возрасте, но теперь ты уже совсем взрослый и можешь сам защитить себя и брата. Я горжусь тобой. Я очень люблю тебя и хочу устроить праздник, на который мы пригласим всех наших друзей. Мы накроем большой стол твоей любимой скатертью и будем угощать всех вкусным ужином. А после ужина мы будем играть в веселые игры и танцевать.
Тип чувствовал себя очень счастливым в тот вечер. Собрались все его друзья, им было очень весело: они играли, шутили, смеялись, пели и танцевали.
Тип еще долго вспоминал события того дня и чувствовал себя самым счастливым бельчонком на свете.
Вопросы для обсуждения:
Что чувствовал Тип по отношению к брату? Из-за чего? Почему Тип бросился спасать брата?
Почему Тип чувствовал теперь самым счастливым бельчонком на свете?
Зубная фея
Ариша радостно ждала наступления вечера. Скорее бы лечь спать! Конечно, в обычные дни укладываться в кровать не очень хочется – ведь вокруг столько интересного! Но сегодня не совсем обычный день….сегодня у Арины выпал зуб! Девочка уже положила его под подушку и с нетерпением ждала наступления ночи. Ведь ночью прилетит зубная Фея, заберет Аришин зуб, а вместо него оставит монетку или конфетку, или маленький подарочек! Вот бы ее любимую шоколадку! Девочка даже зажмурилась в предвкушении…
Была и еще одна причина ожидания. Старшие девочки из Аришиного дома, сказали ей, что никакой зубной Феи не существует, под подушку кладут подарочки ее родители, а зуб забирают! Вот девочка и решила проверить – так ли это….Никому не сказала, что выпал зуб!
–Вот и посмотрим, — думала Ариша….мама с папой не знают, что зуб под подушкой, значит, ничего туда не положат. Если утром будет под подушкой лежать подарочек — значит, Фея существует! А если нет – ну, тогда это мама с папой…Тоже хорошо, конечно, главное ведь, что подарок есть. Но, почему-то, так отчаянно хотелось верить в волшебство и чудо!
И вот, наконец, долгожданный вечер наступил, мама уложила Арину спать, поцеловала ее, и вышла из комнаты, выключив свет. Девочка сама не заметила, как уснула.
Утром, проснувшись, Ариша первым делом скорее нырнула под подушку. Пошарила рукой по прохладной простыне…зуб лежал на месте!
Глаза у Ариши наполнились слезами. Значит, правду соседские девочки говорят! Нет никаких фей и волшебников, чудес не бывает!
Мама с папой уже давно ушли на работу, дома осталась только бабушка. Она вошла в комнату внучки и испугалась, увидев плачущую, растрепанную Аришу.
–Что случилось, внученька?
Девочка с рыданиями рассказала бабушке — в чем дело. — Значит, это мама с папой подкладывали монетки и подарочки под мою подушку, а вовсе никакая не фея! И никаких чудес не бывает!
-Ну, не знаю – покачала головой бабушка. Я вот стара уже, а в чудеса до сих пор верю!
-И в зубную Фею веришь? – спросила с надеждой Ариша. – Ты ее видела?
-Если кто-то чего-то не видел, вовсе не значит, что этого не существует! А про твой зуб вот что я тебе скажу: зубная Фея любит, чтобы зубки чистыми к ней попадали. Нерях не любит она, зубы их не забирает, и подарочки им не дает! А ты когда зубы-то чистила? – прищурилась бабушка, глядя на внучку.
-Ну…-задумалась Ариша. – На прошлой неделе, вроде бы. Или на позапрошлой. Но в этом месяце-точно!
-Вот так дела! – всплеснула руками бабушка. –Так ведь зубы чистят каждый день! Утром и вечером!
-Да они у меня и так чистые, чего их каждый день-то чистить! – начала спорить Ариша.
-Ну, раз ты так считаешь, можешь не чистить – ответила бабушка. –Хочешь, чтобы зубы портились и болели – твое дело! Только вот, зубная Фея, похоже, чистыми их не считает, раз твой зуб не забрала!
Бабушка вышла из комнаты и отправилась на кухню, печь к завтраку оладушки.
Ариша задумалась. А вдруг и правда дело в том, что она зубы не любит чистить? Рассердилась зубная Фея на нее, вот и не забрала зуб! Да и побаливать зубы начали, один раз так сильно болели, что Арина даже не спала всю ночь.
-Буду чистить зубы каждый день – решила девочка. -Даже если зубной Феи и не существует, хочу себе здоровые и красивые зубки!
Ариша побежала скорее в ванну умываться и чистить зубы. Потом сбегала за выпавшим зубом, его тоже почистила, на всякий случай, и под подушку положила.
-Зубки почистила? Вот умница! – похвалила ее бабушка. — Садись завтракать!
Ариша позавтракала и пошла играть в свою комнату. Проходя мимо кровати, заглянула под подушку, не закатился ли зуб куда…Смотрит – а зуба-то и нет! А вместо зубы лежит шоколадка! Та самая, ее любимая! А рядом с шоколадкой записка. –Бабушка, прочитай! – побежала Арина на кухню.
Старушка нацепила очки и прочла: Чистить зубы нужно каждый день! Иначе больше к тебе не прилечу! Зубная Фея.
Ариша с сомнением посмотрела на бабушку – А не ты ли шоколадку и записку под подушку положила? Ведь она днем появилась, а не ночью?
-Зубная Фея тебе их принесла! – старушка с улыбкой погладила внучку по голове. Наверное, она где-то рядом живет, вот и заскочила днем! Иди, играй, а я вздремну немного, что-то устала с утра.
Арина пошла в свою комнату. Ну, вот, и что теперь думать? То ли бабушка положила шоколадку, то ли Фея…-Но зубы, на всякий, случай, буду чистить каждый день! – решила девочка.
Бабушка закрыла дверь в свою комнату и открыла ключом дверцу старого шкафа. Все полки шкафа были забиты шоколадками и монетками! –Хорошо, незаметно успела внучке подложить! – улыбнулась старушка. –Пока она оладушки ела! Сегодня нужно отнести в соседний подъезд шоколадки Даше и Коле, и позвонить Фее с соседней улицы — Елизавете Степановне, чтобы она не забыла занести шоколад Грише и Кате. Сложно нам, зубным Феям, приходится. Надо всех учесть, никого не забыть! Работы много, даже днем приходится подарочки разносить, за ночь не всегда успеваем! Бабушка оглянулась на закрытую дверь в ее комнату, взяла шоколад, повернулась на пятке вокруг себя три раза, обернулась красивой, молодой Феей с прозрачными, светящимися крылышками и вылетела в окно.
Сказка о слоненке-драчуне
Возраст: 4-6 лет.
Направленность: проблемы связанные с повышенной агрессивностью.
В джунглях жил маленький слоненок. Никто не дружил с ним, потому что все его боялись. Он очень много дрался и был такой сильный, что малыши убегали, как только видели его.
Слоненка это не радовало. Играть одному было скучно, но слоненок думал: «Все меня обижают, мне надо себя защитить, если я перестану драться, то другие у меня все заберут».
Однажды слоненок гулял и добрел до полянки. Там вместе весело играли зверята. Они посмотрели на слоненка и мартышка сказала:
— Вот слоненок. Он, наверно, очень сильный. Хорошо, если он поможет нам построить башню.
— Нет. Не поможет, — проворчал маленький шакал, — у него вон какие кулаки. Он драться хочет.
И зверюшки разбежались кто куда.
— Куда вы? – позвал их слоненок. – Я с вами дружить хочу.
— Мы боимся тебя! – Ответили зверюшки. – У тебя очень большие кулачищи.
Слоненок посмотрел на свои лапы и испугался. Действительно, они были сжаты в огромные кулаки. Слоненку стало обидно, и он захотел убежать, но, разжав кулаки, он сказал:
— Я хочу с вами играть. Я не буду драться.
С тех пор слоненок никогда не сжимал кулаки, даже когда ему было страшно или ему казалось, что другие хотят его обидеть.
Маленький Котенок
Возраст: 4-7 лет.
Направленность: Переживания, связанные с наказанием и чувством вины.
Ключевая фраза: «Я непослушный»
Дело было в деревне. У людей жил маленький Котеночек. Но до того он был непослушный! Когда люди уходили и оставляли его, то он то тарелочку разобьет, то еще чего-нибудь натворит. И вот когда люди ушли, он опять разбил, очень неудачно, и попал себе на одну лапку. Когда люди пришли (они очень любили животных), они сказали: «Что же ты так, разбил тарелку». Они перевязали ему лапку и наложили гипс. Когда гипс сняли, все хорошо срослось. Но Котенок знал, что больше не будет бить тарелки,— только тогда, когда ему разрешат.
Вопросы для обсуждения:
Трудно порекомендовать конкретные вопросы. Содержание сказки на наш, «взрослый», взгляд неоднозначно, однако всем детям и самой девочке-автору эта сказка приносила заметное облегчение. Просто смотрите за реакцией ребенка и следуйте своей интуиции.
Белочка-Припевочка
Возраст: 3-6 лет.
Направленность: Несамостоятельность.
Ключевая фраза: «Помогите, я сама не умею!»
В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка — Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.
Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки, Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка!— говорил ей папа,— ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не получается!»— плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.
Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама»,— грустила она.
Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.
Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».
Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась/Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».
На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.
Вопросы для обсуждения:
Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?
Сказка про ежика Витю
Возраст: 4-9 лет
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дружить!»
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты ? — говорила Вите лиса.
— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.
— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.
— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, -— сказала лиса.
С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
Вопросы для обсуждения:
За что было обидно ежику, почему он плакал? Что изменило жизнь ежика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?
Роза и ромашка
Возраст: 4-10 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: «Я некрасивая и плохая».
В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта — стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,— думала ромашка.— Оказаться бы мне на ее месте»,— не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считаласебя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.
Вопросы для обсуждения:
Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «все цветы хороши по-своему»? Можно ли эту фразу сказать про людей?
Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму
Возраст: 4-9 лет.
Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.
Ключевая фраза: «Мама меня совсем не любит! Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать»
В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на солнечной поляне.
— Мама, можно я пойду погулять с друзьями?— спросил он.
— Конечно, можно,— сказала мама,— только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукует три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.
— Я обязательно приду вовремя,— сказал Зайчик и побежал гулять.
На лесной поляне ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, то в салочки, то в чехарду… Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.
Но мама его была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и в наказание запретила ему выходить из дома. Зайчик обиделся на маму: он ведь не хотел ее огорчать, просто заигрался с друзьями и совсем забыл о времени, а его так несправедливо наказали. «Мама меня совсем не любит,— подумал Зайчик.— Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать».
И Зайчик убежал из дому в лес, нашел норку и решил остаться там жить. Ночью пошел дождь, стало холодно и неуютно. Зайчик чувствовал себя очень одиноким, ему хотелось домой к маме, но он не мог простить ее за то, что она его наказала.
Утром Зайчика разбудила болтовня сорок, которые сидели на соседнем дереве. «Бедная Зайчиха,— говорила одна сорока другой.— Вчера ее Зайчонок убежал из дома, она всю ночь искала его в лесу под дождем, а теперь она тяжело заболела от огорчения и беспокойства».
Услышав эти слова, Зайчик подумал: «Раз мама волнуется из-за меня, значит, она меня, наверное, любит. Она заболела, потому что я убежал, и ей теперь очень плохо. Я должен простить ее и вернуться домой, ведь я тоже ее люблю». И Зайчик помчался домой.
Как только мама увидела его, она сразу выздоровела, встала с кровати и ласково обняла своего Зайчонка.
— Как я рада, что ты вернулся, мой хороший,— сказала мама.— Мне было очень плохо без тебя, ведь я так сильно тебя люблю.
— Я тоже тебя люблю, мамочка,— сказал Зайчик.
С тех пор Зайчик и его мама жили дружно и не обижались друг на друга. Зайчик понял, что мама его любит и будет любить всегда, что бы ни случилось.
Вопросы для обсуждения:
За что Зайчик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте?
Почему Зайчик вернулся к маме?
Что понял Зайчик из этой истории?
«Серое ухо»
Возраст: 4—7 лет.
Направленность: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Ключевая фраза: «Как темно и страшно!»
В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.
Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть — пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.
Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет — он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…
Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища и стал дожидаться своей смерти.
Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: «Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?». Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки — всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга — доброго Дуба.
Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.
Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.
Вопросы для обсуждения:
Чего боялся Зайчик?
Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище — совсем не чудовище?
Почему теперь Зайчика называют храбрым?
Сказка про семью карандашиков
Возраст: 4-7 лет.
Направленность: Переживания, связанные с «непростыми» взаимоотношениями с родителями.
Ключевая фраза: «А я хулиганю!»
Жила-была семья карандашей. Как-то раз мама готовила супчик, а папа и сынок занимались своими делами. Карандаш был очень хитрый и решил выйти на улицу, хотя мама не разрешала ему это делать. Когда папа увидел, что Карандаш ушел, то пошел его искать. Но Карандаш был настолько хитрый, что знал, что его будут искать, и пошел в лес. Папа искал его, искал и не нашел. Когда мама закончила готовить супчик, она увидела, что папы и карандаша нет. Про папу она не испугалась, так как знала, что когда карандаш прячется, папа уходит его искать. Тем временем папа все искал, а сынок уходил все дальше и дальше в лес. Когда же папа его нашел, он сказал: «Сынок, не ходи в лес! Если ты и сделаешь пакость, ты не должен ходить в лес — мы очень за тебя боимся». Когда они вернулись домой, мама с папой очень его попросили, чтобы он так не делал.
Мама сказала: «Я тебя очень люблю!». Карандашу стало приятно, и он решил больше так не делать.
Вопросы для обсуждения:
Зачем хитрый Карандаш ушел из дома?
Почему когда его нашли, то не отругали?
Почему Карандаш решил больше не уходить из дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник терапевтических сказок
Данный материал будет интересен педагогам работающим с детьми в ДОУ....
Сборник терапевтических сказок современных писателей
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».В кратчайшие сроки возможно проработать с детьми всевозможные страхи.Во время рассказывания, сказка для ребенка значит как психологическая консул...
6 терапевтических сказок от самых распространенных детских сказок
6 терапевтических сказок от самых распространенных детских сказок...
Методическая разработка "Сундучок сказок" - сборник экологических сказок и рассказов для использования в работе с пособием В.В.Воскобовича "Чудо- крестики"
Данный материал рекомендуется педагогам и родителям...
Сборник терапевтических сказок для дошкольников
Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше пони...
Сборник терапевтических сказок
картотека терапевтических сказок...
Сборник терапевтических сказок
Сказка — это естественный для устной культуры способ передачи жизненного опыта из поколения в поколение. Сегодня сказкотерапия — это метод практической помощи человеку в самых разных ...