Конспект занятия по чтению художественной литературы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по чтению художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
Конспект занятия по чтению художественной литературы
в средней группе
Подготовила :
воспитатель Л.В.Реховская
Г.Улан-Удэ
2016г.
Конспект занятия по художественной литературе детей средней группы.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Цели и задачи
Обучающие:
• расширять знания детей о русских народных сказках;
• закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
• учить детей анализировать сказку;
• учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;
• обучать детей правилам кукловождения;
• формировать умение передавать игровые образы в действиях с куклой;
• научить понимать ценность сплочённости, взаимопонимания, помощи окружающим
Развивающие:
• развивать интерес к русским народным сказкам;
• приобщать детей к истокам русской культуры;
• развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
• развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
• развивать средства выразительности (вербальные и невербальные) в речи, актерском мастерстве;
• обогащать эмоции детей.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
• воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
• формировать художественный вкус;
• воспитывать уважение к книге.
Действующие лица :
• Сказочник (взрослый)
• Мышка-норушка
• Лягушка – квакушка
• Зайчик - побегайчик
• Лиса-краса
• Волчок – серый бочок
• Медведь – косолапый
Оборудование: теремок небольшой и теремок побольше.
Предварительная работа:
1.Чтение народных сказок, соответствующих данной тематике («Рукавичка», «Зимовье зверей» и т.д.
2. Рассматривание картин к народным сказкам.
3. Обыгрывание сказок театра.
4. Разгадывание загадок.
5. Настольная игра «Угадай сказку».
1) Дидактическая игра «Кто в рукавичке живет?»
2) Дидактическая игра по сказкам «Продолжи сказку».
В групповой ширма. На ширме декорация – небольшой теремок, деревья ).
Ход занятия:
1.Организационный момент. (дети гуляют по группе.
Воспитатель входит с корзинкой. В ней лежат герои настольной сказки «Теремок»
Воспитатель:
По дорожке в лес я шла.
И корзиночку нашла.
А корзинка непростая,
Вовсе даже не пустая.
Чтобы узнать, что или кто там находится, вам надо отгадать загадки.
Слушайте ребята внимательно!
Воспитатель загадывает загадки:
Пи, пи, пи - она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая (Мышь)
На лугу по кочкам
Прыгает листочек!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Кто это? (Лягушка)
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
(Заяц)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)
Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно. (Волк)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет на стол фигурки животных .
2. Основная часть
Воспитатель:
Вот и подарок пустой.
Воспитатель: Посмотрите сколько у нас много животных?
Ребята давайте вспомним. где живет зайчик?
Дети: Под кустом.
Воспитатель: Как называется дом у мышки?
Дети: Норка.
Воспитатель: Как называется дом у лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Где живет волк? Лягушка?
Дети: В логове. В болоте.
Воспитатель: Как называется дом медведя?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Ребята, в какой сказке эти звери все вместе встретились?
Дети: «Теремок»
Воспитатель: И у нас есть теремок.
Дети встают у стульчиков.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На дверях висит замок. - Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог? - "замочком" вперед-назад
Мы замочком повертели, - Повертеть "замочком"
Мы замочком покрутили - Пальцы, остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали, - Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли! - Показать ладошки.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: В какую сказку мы открыли дверь?
Сказка «Теремок».
Сказочник:
Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
В мире много сказок –
Грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка - впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!»
Теремок на новый лад, мы покажем вам сейчас
Звучит музыка леса (либо музыка «Начало сказки»). Начинается сказка.
Сказочник:
В чистом поле теремок- теремок.
Он не низок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Тут мышка мимо шла,
К теремочку подошла.
Появляется Мышка и направляется к теремку.
Мышка:
Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Сказочник:
Никто не ответил Мышке.
И решила Мышка:
Мышка:
Хватит мне бродить по свету.
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Теремочек будет мой!
Сказочник:
Только свет зажгла норушка,
Появляется Лягушка.
Лягушка направляется к теремку.
Лягушка:
Что за славный теремок?
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка выглядывает из окна (либо, находясь за ширмой, произносит свой текст).
Мышка:
Я – Мышка-норушка,
А ты кто?
Лягушка:
Я – Лягушка-квакушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоём.
Мышка:
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоём,
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьём.
Лягушка входит в дом.
Сказочник:
Поселилась Мышь с Лягушкой -
Лупоглазою подружкой,
Топят печь, зерно толкут,
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько.
Сказочник:
Вдруг появился на рассвете Зайчик-побегайчик.
Зайчик скачет к теремку.
Зайчик:
Что за славный теремок?
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
Со своей принцессой.
Посажу я огород рядом на лужайке.
Кто там, в тереме живет, расскажите Зайке.
В окне появляются мышка и лягушка (либо, находясь за ширмой, произносят свой текст).
Мышка:
Я – Мышка-норушка.
Лягушка:
Я – Лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик:
Я –Зайчик-побегайчик.
Вы пустите меня жить.
Я хороший зайчик.
Мышка и лягушка:
Иди к нам жить, втроём веселей!
Сказочник:
Вот живут они втроем,
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик.
Живут-поживают, добра наживают.
Сказочник:
Вот идёт Лисичка-сестричка.
Лиса подходит к теремку.
Лисичка:
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный.
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ,
Отворяйте двери.
Кто тут в тереме живет?
Люди или звери?
В окне появляются мышка, лягушка, зайчик (либо, находясь за ширмой, произносят свой текст).
Мышка: Я – Мышка-норушка.
Лягушка: Я - Лягушка-квакушка.
Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лисичка: А я Лисичка-сестричка
Лягушка:
Заходи, кума, смелей!
Вместе будет веселей!
Лиса входит в дом.
Сказочник:
Вот живут они, играют,
И печаль они не знают,
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам.
Вдруг крадется серый волк.
Волк:
Вот хоромы, так хоромы.
Здесь простора хватит всем,
Что молчите?
Волк прислушивается, стучит в дверь.
Есть кто дома?
Да не бойтесь, вы не съем.
Из теремка по очереди робко выходят звери и представляются волку (либо, находясь за ширмой, произносят свой текст).
Мышка:
Я – Мышка-норушка.
Лягушка:
Я – Лягушка-квакушка.
Зайчик:
Я –Зайчик-побегайчик.
Лисичка:
А я Лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк:
Я – Волчок серый бочок.
Зайчик:
Ладно, серый, заходи! Только не кусайся!
Сказочник:
Хорошо живут зверята.
Всем довольные ребята.
В это время из-за ели,
Вышел Мишка-косолапый.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Медведь подходит к теремку и ревёт.
Мишка:
Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок,
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Звери выглядывают из теремка и выходят (либо, находясь за ширмой, произносят свой текст).
Мышка:
Я – Мышка-норушка.
Лягушка:
Я – Лягушка-квакушка.
Зайчик:
Я – Зайчик-побегайчик.
Лисичка:
А я Лисичка-сестричка.
Волчок:
Я – Волчок серый бочок. А ты кто?
Мишка:
А я Мишка косолапый,
С вами жить хочу и я.
Звери:
Нет, медведь, не надо!
Больно ты огромен!
Мишка
Да не бойтесь, помещусь!
Я в запросах скромен.
Медведь лезет в теремок. Теремок начинает шататься.
Сказочник:
Еле-еле успели выскочить из теремка:
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик, Лиса-краса, Волчок-серый бочок.
Звери по очереди выбегают из теремка. Теремок падает.
Звери:
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!
Что ж ты, Мишка, натворил?
Мишка:
Ну, простите вы меня.
Я ведь не нарочно!
В нем и так жить можно!
Лиса:
Жить теперь-то будем как?
Мишка:
Не могу представить.
Лягушка:
Если сделал что не так, то сумей исправить!
Волк:
Хоть и виноват медведь, мы ему поможем!
Зайчик:
Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!
Сказочник:
И пошла у них работа: принялись они бревна носить,
доски пилить – новый теремок строить.
Работали дружно, весело.
И построили теремок новый, красивый, просторный!
Лучше прежнего выстроили!
На ширме – большой теремок.
Все звери:
Мы теперь здесь все друзья!
Всем гостям мы рады!
3. Заключительная часть.Рефлексия:
Сказочник:
Сказке наступил конец,
А кто слушал, молодец.
Дружба сказке помогла.
С дружбой спорятся дела.
Всем советуем дружить
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить на свете.
Ни за что, ни за что, ни за что на свете!
Воспитатель: Ребята вам понравилась замечательная сказка о дружных животных?
Как она называется? «Теремок».
Назовите тех, кто поселился в домике ?
Ответы детей.
Воспитатель: Где звери наши теремок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что говорили звери, когда просились в теремок?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища?
Зайка - побегайка, лисичка - сестричка, мышка - норушка, волчок - серый бочок, медведь - косолапый.
Воспитатель: Молодцы. Вот и наступил конец нашему сказочному путешествию, а нашим героям пора в свою сказку возвращаться. Скажем им – до свидания!
.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Путешествие в сказочный лес»
(младший дошкольный возраст)
Использование современных образовательных технологий:
- информационно-коммуникационные технологии
- игровая технология
здоровьесберегающие технологии
Средства ИКТ: компьютер с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.
Цель: Закрепить знания о русских народных сказках, формировать доброжелательное отношение к русскому фольклору.
Задачи:
Образовательные: Обогащать опыт детей за счет разных фольклорных форм, способствовать пониманию и восприятию происходящего детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять и оценивать яркие поступки героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий.
Вызвать желание рассказывать о том, что случилось с героями произведений, описывать характер, внешний вид и поступки героев: лиса - хитрая, колобок – веселый, непослушный и др.
Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить передавать эмоциональный образ и действия героев.
Закреплять знания о различных видах транспорта
Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из двух - трех простых фраз.
Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать совместно со взрослыми и самостоятельно.
Воспитательные: Вызвать интерес к русским народным сказкам, способствовать развитию послушания, дружеских взаимоотношений , желание помочь товарищу в трудной ситуации; побуждать к бережному отношению к своему здоровью. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное и музыкальное произведения.
Материал к занятию: ЭОР по теме НОД, иллюстрации к русским народным сказкам «Колобок», «Кот, лиса и Петух», «Теремок», «волшебная» музыка, кукла би-ба-бо Лиса, коврик, книга сказок, фигурки героев сказок, емкость с фасолью, шапочка зайчика
Ход НОД:
Дети заходят в группу, звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (дети предлагают варианты видов транспорта). А есть еще волшебный транспорт – ковер-самолет (разворачивает коврик, стелит на пол)
Вот на этом сказочном ковре – самолете и отправимся мы с вами в путешествие по сказкам. Согласны? Чтобы полетел он, надо сказать волшебные слова, давайте произнесем! (раз, два, три, в путешествие лети!) (звучит музыка, на интерактивной доске слайд-шоу разных сказок).- Ура! Мы летим! Ребята держитесь крепче, наш ковер летит быстро, над морями, над горами, над дремучими лесами.
- Ой, кажется, кто-то нас видит и приглашает приземлиться (воспитатель надевает на руку куклу би-ба-бо Лисичку)
Здравствуйте, я Лиса-Патрикеевна, хозяйка волшебного леса сказок.
А вы знаете сказки? (да!)
- Я сейчас посмотрю, как вы сказки знаете, проходите на мою полянку и садитесь поудобнее.
- Вот смотрите сколько у меня сказок есть. (показывает книгу)
Сказки просят - а сейчас
Вы друзья узнайте нас!
Угадайте, кто это?
«Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке».
(колобок)
Правильно, это герой русской народной сказки «Колобок»
- Дети, а кого Колобок встретил на дорожке? (зайца, волка, медведя, лису)
- А давайте теперь поиграем, кто из вас хочет быть Колобком и спеть его песенку.(дети играют)
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц.
Заяц – Колобок, Колобок я тебя съем.
Колобок - не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.
«Песенка Колобка»(дети поют песню колобка)
Давайте пальчиком на интерактивной доске проведем колобка по лесной тропинке (дети выполняют)
- Дети, а что же случилось, когда Колобка встретила лиса?
- А почему же лиса съела Колобка, какая она была? (хитрая)
- А какой Колобок был? (непослушный)
- Правильно, дети, поэтому с ним и случилась беда.
«Из дома ушел Колобок навсегда,
Будет теперь у лисицы еда,
По лесу не нужно гулять одному,
Тогда не достался бы он никому»
- А у вас в группе есть непослушные дети? (нет)
Воспитатель: Я думаю наши ребята всегда слушаются, и с ними не случается таких историй
Лиса-Патрикеевна: (выставляет пальчиковый театр – лису, петуха, кота)
А эти гости из какой сказки к нам пришли? (Кот, лиса и петух)
- Правильно, а что же случилось в сказке с петушком? (его лиса унесла)
А почему же его лиса унесла? (петушок непослушный был, открыл лисе окошко)
Ребята, нужно всегда быть послушными и никогда не открывать дверь чужому человеку, что бы он вам не говорил.
Как Петушок звал на помощь кота?
«Слова Петушка о помощи».
Каким был Кот? (добрым и сильным) И конечно же нужно всегда помогать друзьям в беде, как Кот помог Петушку.
Лиса-Патрикеевна: Давайте поиграем с вами – вы будете петушками, а я буду вас ловить. Кого поймаю – унесу к себе домой! (подвижная игра с элементами релаксации)
Лиса-Патрикеевна: Ох, и устала я, никого не поймала – такие вы ловкие и смелые! Теперь пора отдохнуть – заглянуть в мою коробочку с секретом! (дети ищут в коробке с фасолью на ощупь и вытаскивают героев сказки «Теремок».
Что за сказка к нам в гости пришла? («Теремок») А кто жил в теремке? (дети перечисляют)
Правильно всех героев сказки знаете, а теперь давайте вспомним, что же случилось с героями сказки, когда пришел медведь? (зачитывает отрывок, на интерактивной доске иллюстрация к сказке)
«Вдруг идет мимо медведь косолапый,
Увидел медведь теремок, услыхал песни,
Остановился и заревел во всю мочь:
-Терем-теремок! Кто в тереме живет?
-Я, мышка-норушка!....(Дети продолжают слова героев сказки).
Влез медведь на крышу, раздавил теремок
Еле успели выскочить зверушки, все целы и невредимы.
Принялись новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!»
Лиса-Патрикеевна: Дети, а почему звери так быстро выстроили теремок? (строили вместе, дружно) Давайте все вместе поможем героям сказки и построим им новый Теремок. (Дети подходят к столу с краской и бумагой и большой кистью проводят по бумаге, Теремок, заранее нарисованный свечой восковой, проявляется в процессе закрашивания).Молодцы, мы очень помогли зверушкам, это по товарищески - нужно всегда помогать друзьям! За это я вам дарю волшебную книгу сказок, которую вы сможете читать вместе с воспитателем!
А теперь вам пора возвращаться назад в детский сад! (дети садятся на «ковер-самолет» и летят под музыку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по чтению художественной литературы На тему: «Богатыри земли русской» Подготовительная логопедическая группа
Цели и задачи:• рассказать детям о былинных богатырях;• познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»;• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;• развивать речь детей, умение внимательно слу...
Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».
Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...
Конспект НОД чтение художественной литературы
Сказка о глупом мышонке...
Конспект занятия «Чтение художественной литературы».
Познакомить детей с новым произведением, учить слушать, следить за развитием действий. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Воспитывать интерес к явлениям природы, отражать свои впечатлен...
Конспект занятия «Чтение художественной литературы»
Конспект занятия по разделу «Чтение художественной литературы» на тему: «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры» в старшей группе ...
Конспект занятия. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.
Конспект заняимя. Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.Цель: Познакомить детей со стихотворением, дать возможность детям договаривать слова, фразы....
Конспект ООД "чтение художественной литературы и художественное творчество " аппликация
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и художественному творчест...