Методическая разработка по образовательной области развитие речи для детей старшего возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
"Подводный мир". Рассказ "Первая рыбка" Е. Пермяк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e._permyak_pervaya_rybka.docx | 21.59 КБ |
pervaya_rybka_e._permyak.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №16
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области развитие речи
для детей старшего возраста
Тема: «Подводный мир»
Воспитатель:
Симонова И. Е.
Используемые технологии:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия ;
Информационно-компьютерные технологии;
Здоровье-сберегающие технологии;
Игровые технологии;
Санкт-Петербург
2021
Тема: «Подводный мир» (рассказ «Первая рыбка» Е. Пермяк).
Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на наглядный план.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»;
- расширять и активизировать словарный запас;
- упражнять в употреблении слов с противоположным значением;
- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;
-актуализировать знания по лексической теме;
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
- упражнять в умении грамматически правильно строить свое высказывание;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к детской литературе;
- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им;
- воспитывать самоконтроль за речью;
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, беседы, рассматривание репродукций картин художников, рисование и лепка подводных обитателей, проведение игр по теме.
Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: слайды, текст рассказа, рыбки с заданиями, картинки с изображением подводных обитателей.
Примерный ход непрерывной образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация детей перед НОД Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты - мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнемся. -Давайте поздороваемся и с нашими гостями. | Дети здороваются. |
Мотивация -А скажите, кто из вас знает, что такое рыбалка? -А кто-нибудь из вас был на рыбалке? -Хотите порыбачить? | Ответы детей Да Да Проходят к столу с рыбками. |
Выявление проблемы -Ребята, что нам необходимо для рыбалки? -Берём удочки и ловим по одной рыбке каждый. -Давайте посчитаем, сколько рыбок мы поймали? | Удочка, наживка Ловят рыбок. |
Целеполагание | |
Планирование будущей деятельности. Рыбки-то не простые, на некоторых из них написаны задания. -Задания будем выполнять? | Да. |
Реализация плана Давайте выполнять по порядку. 1-я рыбка. Выберите среди картинок только картинки, на которых изображены морские обитатели. -Назовите их. 2-я рыбка -Картинки с какими обитателями у вас остались? -Где они обитают? -Назовите их. .
3-я рыбка. Угадайте, как называется эта рыбка? (Слайд «Ерш») - Какая это рыбка? - Как вы думаете, почему эту рыбку назвали ершом? 4-я рыбка. А эта рыбка предлагает послушать рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка». А вы хотите послушать рассказ «Первая рыбка», который написал Е. Пермяк? -Тогда садитесь на стульчики и слушайте внимательно. -Посмотрите на портрет Евгения Пермяка. (Слайд: портрет Е. Пермяка) -Евгений Пермяк родился в городе Пермь. Отсюда его псевдоним Пермяк. А вы знаете, что такое псевдоним? Псевдоним – это вымышленное имя или фамилия, которое иногда принимают писатели, артисты. В своих рассказах он описывает героев из настоящей жизни и говорит о труде, семье. -С одним из таких рассказов мы с вами сегодня и познакомимся. -В рассказе нам встретятся незнакомые слова. -Давайте узнаем, что они означают. Уха – суп, который варят из рыбы. Котёл – посуда, похожая на кастрюлю. Наваристая уха – густая, жирная. Крохотный ершишка – маленький ёршик. Чтение рассказа «Первая рыбка». -Ребята, кто-нибудь запомнил автора рассказа? - О ком говорится в этом рассказе?
- В какой семье жил Юра? - Сказано ли в рассказе, сколько лет Юре? - Куда отправилась Юрина семья? - Сколько рыбы поймал Юра? - Что это была за рыбка? - Что сварили из рыбы? - Что такое уха? (Слайд: уха) - Почему все стали хвалить уху? - Чему радовался Юра? - Какими словами назван в рассказе Юрин улов? - Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то большущий ершище, то крохотный ершишка? Физминутка. А сейчас давайте мы представим себя рыбками. Рыбка рыбке говорила, (сложить пальцы рук щёпотью, открывать и закрывать) Плавничками шевелила: (пошевелить согнутыми в локтях руками) «Чтобы быть здоровой, гладкой, (выпрямить спину, погладить себя по бокам) Будем делать мы зарядку. (Сгибание-разгибание рук к плечам) Хлоп направо, хлоп налево, (Хлопки) Мы стройны, как королевы! (Выпрямить спину, правая рука над головой показывает «корону») Будем хвостиком вилять: (Имитация движения) Раз, два, три, четыре, пять! Два подскока, три хлопка, (движение по тексту) Головою два кивка». Проходим на свои места. -Ребята, а вы хотели бы запомнить рассказ, чтобы потом рассказать его дома? -Для того, чтобы вам лучше запомнить рассказ, я приготовила иллюстрации к рассказу. (Слайд: картинки по содержанию) -Но сначала их надо расположить в правильном порядке. -Сейчас ещё раз прочитаем рассказ, после чего вы попробуете его рассказать. Повторное чтение рассказа. Ребята по желанию пересказывают рассказ по картинному плану. Совместный анализ рассказов. - Получилось ли у ребят рассказать точно по плану? - Все ли они рассказали? - О чем не рассказали? Далее предлагается пересказать рассказ одному ребенку по желанию. -Кто из ребят рассказывал интересно, выразительно, использовал слова автора? -Молодцы! Вы все хорошо поработали. - Ребята, давайте встанем в круг и поиграем. - Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу: Прозрачная - мутная Горячая - холодная Сырая -кипяченая Соленая- пресная Грязная – чистая - Как вы думаете, в какой воде любят плавать рыбки? | Выбирают. Осьминог, акула, кальмар, медуза, скат, дельфин, кит, морской конёк.
Речными. В реке. Карп, пескарь, окунь, щука, сом, ёрш, налим. Смотрят слайд. Ерш. У него колючие плавники, что защищает его от хищников. Да. Смотрят на портрет. Ответы детей. Ответы В этом рассказе говорится о мальчике Юре. Юра жил в дружной семье. Юре 5 лет. Юрина семья отправилась на рыбалку. Юра поймал одну рыбку. Ёрш. Из рыбы сварили уху. Уха – это суп из рыбы. Все стали хвалить уху, потому что хотели похвалить Юру с его первым уловом. Юра радовался тому, что и его рыбка была в ухе. Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка. Рыбку в рассказе называют по-разному, потому что когда шутили, то хотели преувеличить Юрин улов. Юра понимал, что ёршик маленький. Выполняют действия. Садятся. Да. Расставляют в правильном порядке. Пересказывают с опорой на картинки. Ответы детей. Пересказ. Встают в круг. Ответы детей. |
Рефлексия: Подведем итог нашего занятия. -Что мы с вами сегодня делали на занятии? - Что вам больше всего запомнилось, понравилось? - Что вызвало затруднение? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с) Путешествие по произведениям Н.Носова
Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с)ВекторинаПутешествие по произведениям Н.НосоваОбразовательной области: Познание (чтение художест...
Методическая разработка НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам Бременских музыкантов»
Программные задачи:Воспитательные:Воспитывать чувство взаимовыручки. стремление оказать помощь ближнему в трудную минуту. Учить детей работать в паре, подгруппой.Развивающие:Развивать логическое мышле...
Методическая разработка НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам бременских музыкантов»
Разработка поможет воспитателям реализовать в работе с детьми технологию развивающих игр....
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Люблю березу русскую"
Данный материал пригодиться педагогам, которые любят использовать в работе различные виды художественной деятельности, а также использовать нетрадиционные техники рисования....
Методическая разработка ( сценарий утренника ) " Краски весны" для детей старшего возраста с задержкой психического развития
Утренник, посвященный празднику 8 марта "Краски весны" для старшей группы ЗПР. История о пробуждении весенних красок , о том, как ребята помогли Кляксе увидеть красоту природы и стать ...
Группы №10 "Незабудки"Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (пластилинография)
Программные задачи: - продолжать формировать умение работать в технике пластилинографии, соблюдая контуры; - развивать умение детей отщипывать небольшой кусочек пластилина от основного куска, накладыв...
Методическая разработка в образовательной области «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная запискаЭмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя умение распозна...