Методическая разработка по образовательной области развитие речи для детей старшего возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Симонова Ирина Евгеньевна

"Подводный мир". Рассказ "Первая рыбка" Е. Пермяк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e._permyak_pervaya_rybka.docx21.59 КБ
Файл pervaya_rybka_e._permyak.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №16

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по образовательной области развитие речи

 для детей старшего возраста

Тема: «Подводный мир»

Воспитатель:

Симонова И. Е.

Используемые технологии:

Технология личностно-ориентированного взаимодействия ;

Информационно-компьютерные технологии;

Здоровье-сберегающие технологии;

Игровые технологии;

Санкт-Петербург

2021

Тема: «Подводный мир» (рассказ «Первая рыбка» Е. Пермяк).

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на наглядный план.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»;

- расширять и активизировать словарный запас;

- упражнять в употреблении слов с противоположным значением;

- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

-актуализировать знания по лексической теме;

Развивающие:

- развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;

- упражнять в умении грамматически правильно строить свое высказывание;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к детской литературе;

- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им;

- воспитывать самоконтроль за речью;

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, беседы, рассматривание репродукций картин художников, рисование и лепка подводных обитателей, проведение игр по теме.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: слайды,  текст рассказа, рыбки с заданиями, картинки с изображением подводных обитателей.

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед НОД

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

-Давайте поздороваемся и с нашими гостями.

Дети здороваются.

Мотивация

-А скажите, кто из вас знает, что такое рыбалка?

-А кто-нибудь из вас был на рыбалке?

-Хотите порыбачить?

Ответы детей

Да

Да  Проходят к столу с рыбками.

Выявление проблемы

-Ребята, что нам необходимо для рыбалки?

-Берём удочки и ловим по одной рыбке каждый.

-Давайте посчитаем, сколько рыбок мы поймали?

Удочка, наживка

Ловят рыбок.

Целеполагание

Планирование будущей деятельности.

Рыбки-то не простые, на некоторых из них написаны задания.

-Задания будем выполнять?

Да.

Реализация плана

Давайте выполнять по порядку.

1-я рыбка.

Выберите среди картинок только картинки, на которых изображены морские обитатели.

-Назовите их.

2-я рыбка

-Картинки с какими обитателями у вас остались?

-Где они обитают?

-Назовите их.

.

 

3-я рыбка.

Угадайте, как называется эта рыбка? (Слайд «Ерш»)

- Какая это рыбка?

- Как вы думаете, почему эту рыбку назвали ершом?

4-я рыбка.

 А эта рыбка предлагает послушать рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка».

А вы хотите послушать рассказ «Первая рыбка», который написал Е. Пермяк?

-Тогда садитесь на стульчики и слушайте внимательно.

-Посмотрите на портрет Евгения Пермяка.

(Слайд: портрет Е. Пермяка)

-Евгений Пермяк родился в городе Пермь. Отсюда его псевдоним Пермяк.

А вы знаете, что такое псевдоним?

Псевдоним – это вымышленное имя или фамилия, которое иногда принимают писатели, артисты.

В своих рассказах он описывает героев из настоящей жизни и говорит о труде, семье.

-С одним из таких рассказов мы с вами сегодня и познакомимся.

-В рассказе нам встретятся незнакомые слова.

-Давайте узнаем, что они означают.

Уха – суп, который варят из рыбы.

Котёл – посуда, похожая на кастрюлю.

Наваристая уха – густая, жирная.

Крохотный ершишка – маленький ёршик.

Чтение рассказа «Первая рыбка».

-Ребята, кто-нибудь запомнил автора рассказа?

 - О ком говорится в этом рассказе?

 

- В какой семье жил Юра?

- Сказано ли в рассказе, сколько лет Юре?

- Куда отправилась Юрина семья?

- Сколько рыбы поймал Юра?

- Что это была за рыбка?

- Что сварили из рыбы?

- Что такое уха?

(Слайд: уха)

- Почему все стали хвалить уху?

- Чему радовался Юра?

- Какими словами назван в рассказе Юрин улов?

- Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то большущий ершище, то крохотный ершишка?

Физминутка. 

А сейчас давайте мы представим себя рыбками.

Рыбка рыбке говорила, (сложить пальцы рук щёпотью, открывать и закрывать)

Плавничками шевелила: (пошевелить согнутыми в локтях руками)

«Чтобы быть здоровой, гладкой, (выпрямить спину, погладить себя по бокам)

Будем делать мы зарядку. (Сгибание-разгибание рук к плечам)

Хлоп направо, хлоп налево, (Хлопки)

Мы стройны, как королевы! (Выпрямить спину, правая рука над головой показывает «корону»)

Будем хвостиком вилять: (Имитация движения)

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка, (движение по тексту)

Головою два кивка».

Проходим на свои места.

-Ребята, а вы хотели бы запомнить рассказ, чтобы потом рассказать его дома?

-Для того, чтобы вам лучше запомнить рассказ, я приготовила иллюстрации к рассказу. 

(Слайд: картинки по содержанию)

-Но сначала их надо расположить в правильном порядке.

-Сейчас ещё раз прочитаем рассказ, после чего вы попробуете его рассказать.

Повторное чтение рассказа.

Ребята по желанию пересказывают рассказ по картинному плану.

Совместный анализ рассказов.

- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?

- Все ли они рассказали?

- О чем не рассказали?

Далее предлагается пересказать рассказ одному ребенку по желанию.

-Кто из ребят рассказывал интересно, выразительно, использовал слова автора?

-Молодцы! Вы все хорошо поработали.

- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем.

- Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:

             Прозрачная - мутная

             Горячая - холодная

             Сырая -кипяченая

             Соленая- пресная

             Грязная – чистая

- Как вы думаете, в какой воде любят плавать рыбки?

Выбирают.

Осьминог, акула, кальмар, медуза, скат, дельфин, кит, морской конёк.

 

Речными.

В реке.

Карп, пескарь, окунь, щука, сом, ёрш, налим.

Смотрят слайд.

Ерш.

У него колючие плавники, что защищает его от хищников.

Да.

Смотрят на портрет.

Ответы детей.

Ответы

В этом рассказе говорится о мальчике Юре.

Юра жил в дружной семье.

Юре 5 лет.

Юрина семья отправилась на рыбалку.

Юра поймал одну рыбку.

Ёрш.

Из рыбы сварили уху.

Уха – это суп из рыбы.

Все стали хвалить уху, потому что хотели похвалить Юру с его первым уловом.

Юра радовался тому, что и его рыбка была в ухе.

Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.

Рыбку в рассказе называют по-разному, потому что когда шутили, то хотели преувеличить Юрин улов. Юра понимал, что ёршик маленький.

Выполняют действия.

Садятся.

Да.

Расставляют в правильном порядке.

Пересказывают с опорой на картинки.

Ответы детей. 

Пересказ.

Встают в круг.

Ответы детей.

Рефлексия:

Подведем итог нашего занятия.

-Что мы с вами сегодня делали на занятии?

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

- Что вызвало затруднение?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евгений Пермяк «Первая рыбка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с) Путешествие по произведениям Н.Носова

Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с)ВекторинаПутешествие по произведениям Н.НосоваОбразовательной области: Познание (чтение художест...

Методическая разработка НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам Бременских музыкантов»

Программные задачи:Воспитательные:Воспитывать чувство взаимовыручки. стремление оказать помощь ближнему в трудную минуту. Учить детей работать в паре, подгруппой.Развивающие:Развивать логическое мышле...

Методическая разработка НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «По следам бременских музыкантов»

Разработка поможет воспитателям реализовать в работе с детьми технологию развивающих игр....

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Люблю березу русскую"

Данный материал пригодиться педагогам, которые любят использовать в работе различные виды художественной деятельности, а также использовать нетрадиционные техники рисования....

Методическая разработка ( сценарий утренника ) " Краски весны" для детей старшего возраста с задержкой психического развития

Утренник, посвященный празднику 8 марта "Краски весны" для старшей группы ЗПР.  История о пробуждении весенних красок , о том, как ребята помогли Кляксе увидеть красоту природы и стать ...

Группы №10 "Незабудки"Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (пластилинография)

Программные задачи: - продолжать формировать умение работать в технике пластилинографии, соблюдая контуры; - развивать умение детей отщипывать небольшой кусочек пластилина от основного куска, накладыв...

Методическая разработка в образовательной области «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаЭмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя умение распозна...