Картотека игр по развитию звуковой культуры речи
картотека по развитию речи

Дружкова Яна Николаевна

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи : вторая младшая, средняя и старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа)

Старшая группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль»

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

Игра «Чья бабочка дальше полетит? »

Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

«Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

Упражнение «Назови первый звук слова»

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).

Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно.

Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах! »

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох) .

Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,

Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.

Игра «Назови первый звук слова»

(в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют) .

Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий. 



Предварительный просмотр:

Картотека
игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи

Средняя группа

Карточка №1

Дидактическая игра «Детский мир»

Задачи:

  1. Познакомить детей с термином «слово»
  2. Расширять представление о многообразии слов
  3. Учить вслушиваться в звучание слов
  4. Совершенствовать отчетливое произношение слов

Правила:

Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.

Игровые действия:

Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети.

Игровые атрибуты:

фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»

Сюжет игры:Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку.

Карточка №2

Дидактическая игра «Зоопарк»

Задачи

1. Продолжать знакомство детей со звучащим словом.

2. Расширять представления детей о многообразии слов.

3. Совершенствовать отчетливое произношение слов.

Правила:

Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой.

Игровые действия:

Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»

Игровые атрибуты:

Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные»

Сюжет игры:

Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться.

Карточка №3

Дидактическая игра «Магазин»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с термином «слово»
  2. Расширять представление о многообразии слов
  3. Совершенствовать отчетливое произношение слов

Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.

Игровые атрибуты:

Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин»

Сюжет игры:

Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.

Карточка №4

Дидактическая игра «Назови пару»

Задачи:

  1. Расширять представление о значении слов
  2. Сравнение слов по звучанию
  3. Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки.

Игровые атрибуты:

Мяч, предметны картинки слов-«друзей».

Сюжет игры:

Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».

Карточка №4

Дидактическая игра «Назови пару»

Задачи:

1. Расширять представление о значении слов

2. Сравнение слов по звучанию

3. Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и показывает соответствующую карточку с предметной картинкой, ребенок называет слово-«друга» (например: мишка – шишка, галка – палка). За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Игровые атрибуты:

Предметны картинки слов-«друзей», фишки.

Сюжет игры:

Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».

Карточка №5

Дидактическая игра «Звуковые часы»

Задачи:

1. Расширять представление о словах

2. Познакомить детей с протяженностью слов

3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)

Правила:

Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов.

Игровые действия:

Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не уполтребляет.

Игровые атрибуты

Пособие «Звуковые часы» (с изображением предметных картинок слов (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает, что слова бывают длинные и короткие, и все слова можно измерить хлопками или шагами. Предложить детям измерить слова и отметить протяженность слов стрелочкой.

Карточка №6

Дидактическая игра «Жуки»

Задачи:

1. Обучить интонационному выделению звука в слове

2. Знакомить детей с термином «звук»

3. учить называть слово на заданный звук

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж»

Игровые атрибуты:

7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».

Карточка №7

Дидактическая игра «Найди звуки»

со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)

Задачи:

1. Освоение интонационного выделения звука в слове

2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

Игровые атрибуты:

Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук.

Карточка №8

Дидактическая игра « Назови слова»

Задачи:

1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове

2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках

3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Игровые действия:

Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук)

Игровые атрибуты:

Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки с на звуки с-сь, к-кь, м-мь.

Сюжет игры:

Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.

Карточка №9

Дидактическая игра «Построим дом»

Задачи:

1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове

2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках

3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Игровые действия:

Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

Игровые атрибуты:

Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ»

Сюжет игры:

Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»

Карточка № 10

Дидактическая игра «Звуковые часы»

Задачи:

1.Закрепление действия интонационного выделения звука в слове

2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук

3. Развитие умения определять первый звук в слове

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей.

Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук.

Игровые атрибуты:

Пособие «Звуковые часы», фишки.

Сюжет игры:

Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью стрелки слово на заданный звук.

Карточка №11

Дидактическая игра «Какой звук пропущен?»

Задачи:

1. Развивать фонематический слух

2. Учить вслушиваться в звучание слов

3. Упражнять в выделении недостающего звука

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку.

Игровые действия:

Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен.

Игровые атрибуты: фишки, предметные картинки.

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти.

Карточка №12

Дидактическая игра «Рыбалка»

Задачи:

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Возраст: от 4 до 5 лет.

Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных картинок.

Правила:

1.В игру могут играть от одного до восьми детей.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые карточки.

Игровые действия:

1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере.

2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]).

3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук.

4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И.Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. А.лексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия». - 1999. – 560 с.

3. Программа «Развитие +» Программа «Развитие +»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 1; 2/Под ред. А. И. Булычевой – М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012 г.

4. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада (раздел «Подготовка к обучению грамоте») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.

5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по картотеке игр по ЗКР для второй младшей группы

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

 Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

 Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Дидактическая  игра «Часы»

 Цель: Развивать речевое внимание детей.

 Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! .

 — Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .

 — Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

Диактическая игра «Медвежата мед едят»

 Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

 Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)

 Игра повторяется 3-4 раза.

 Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

Дидактическая  игра «Лягушка и лягушата»

 Цель: Развивать речевое внимание детей.

 Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) .

 Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»

 Цель: Развивать речевой аппарат детей.

 Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическое упражнение  «На приеме у врача»

 Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

 Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

 В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

 Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

 Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

 Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

 Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

 Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактическая игра «Кто в домике живет? »

 Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

 Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

 Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

 Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

 Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая  игра «Кто как кричит? »

 Цель: Развивать речевое внимание детей.

 Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактическая игра «Позови свою маму»

 Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

 Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

 Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Отзовись»

 Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

 Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

 Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

 Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Угадай, что делать»

 Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

 Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

 Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.

 Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполне¬нием движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Солнце или дождик?»

 Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно¬му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

 Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель¬но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

 Методические указания. Воспитатель проводит иг¬ру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Где позвонили?»

 Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

 Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

 Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко¬торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают дру¬гого водящего.

 Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Бабочка, лети!»

 Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового вы¬доха.

 Подготовительная работа. Приготовить 5 бумаж¬ных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку дли¬ной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

 Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмот¬рите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

 Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок мо¬жет дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Пускание корабликов»

 Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произно¬сить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

 Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

 Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно при¬гнать кораблик к определенному месту.)

 Методические указания. Следить, чтобы при про¬изнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произно¬сили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Громко — тихо»

 Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

 Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую маши¬ны, большой и маленький барабаны, большую и маленькую ду¬дочки.

 Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг¬нал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а малень¬кая — тихо».

 Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

 Методические указания. В зависимости от количе¬ства детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Дидактическая игра «Магазин»

 Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

 Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Дидактическая  игра «Будь внимательным»

 Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

 Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Дидактическая  игра «Колокольчики»

 Цель: Развивать речевое внимание детей.

 Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

 Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая  игра «Идут животные»

 Цель: Развивать речевое внимание детей.

 Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.

 Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.

 — Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).

 — Идут поросята, они топают еще тише…

 — Идут ежики, они топают очень тихо…

 — Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

 Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Кукушка и дудочка»

 Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

 Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

 Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком»

 Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

 Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

 Давайте забьем гвоздь большим молотком…

 Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…

 Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Дидактическое упражнение «Подуем на шарик»

 Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

 Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

 Дидактическое  упражнение «Ветерок».

 Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

 Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое  упражнение «Оближем губы»

 Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

 Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Дидактическая  игра «Гуси»

 Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.

 Материал: картина «Гуси»

 Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.

 В: Гуси-гуси!

 Дети: Га-га-га

 В: Есть хотите?

 Дети: Да-да-да

 В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.

 Дети: Га-га-га.

 В: Есть хотите?

 Дети: Да-да-да

 Захлопали гуси крыльями, улетели.

 (Игра повторяется 3-4 раза)

Дидактическая  игра «Угадай по голосу»

 Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

 Материал: корзина с игрушками.

 Ход:

 В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)…

 Д: Петух

 В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7

 Дети: Утка.

 В: Кто квакает ква-ква?….

 В: Кто кукарекает: кукареку?…

 В: А как кукушка кукует?

 В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)

 В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)

 Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? кукует)

 В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.)

 Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)

 Игрушки остаются для свободной игры детей.

Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»

 Цель: Развивать интонационную выразительность.

 В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.

 Ишка – дети поправляют «мишка»

 Елочка – белочка

 Оник – слоник

 (После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Дидактическая игра «Загадки»

 В: Наша лягушка любит отгадывать загадки.

 В-ль с помощью жестов, мимики, звуков изображают животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка… Мишка косолапый… )

 Далее загадки загадывают дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи (звуки А и О) для группы раннего возраста

Подборка игр и упражнений для работы с детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Отработка звуков "А" и "О"....

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи

Картотека игр по развитию культуры речи...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошколного возраста

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуковЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упраж...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков...