Картотека дидактических игр на развитие речи и ознакомление дошкольников с миром природы
картотека по развитию речи (средняя группа)
Картотека дидактических игр на развитие речи и ознакомление дошкольников с миром природы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр на развитие речи и ознакомление дошкольников с миром природы
«Сложи картинку»
Задачи: развивать логику путем составления целого из частей, воспитывать усидчивость, закреплять знания о животном мире.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по комплекту разрезных картинок. Каждый ребенок должен сложить целую картину из частей. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее ее сложит, назовет изображение на картинке, расскажет, что знает об этом животном.
«Так бывает или нет?»
Задачи: закреплять знания детей о повадках животных, умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении, внимательно слушать.
Ход игры. Воспитатель сообщает, что будет рассказывать историю, а дети внимательно слушать и говорить: «Так бывает» или «Так не бывает». Например: Летом Коля был в деревне у бабушки. Бабушка попросила покормить кошку. Он дал ей помидоры и огурцы. Коза живет в конуре, она кормит своих козлят гусеницами и мухами. В лесу живет ежик. Он питается дождевыми червями, кузнечиками, улитками, яйцами мелких птиц. У бабушки дома живет тигр. Она с ним гуляет.
«Мама и ее малыш»
Задачи: пополнять словарный запас названиями зверей и их детенышей.
Ход игры. Воспитатель называет животное и бросает мяч любому ребенку. Ребенок ловит мяч и называет его детеныша.
«Кто что делает»
Задачи: закреплять и активизировать словарь по теме «Домашние животные»; отрабатывать употребление существительных и глаголов во множественном и единственном числе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку с изображением какого-либо животного или животных, которые чем-то заняты. Дети должны назвать животное и его действие.
«Охотник и пастух»
Задачи: закрепить словарь по теме «Домашние и дикие животные», отрабатывать употребление формы винительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры. Воспитатель с одной стороны помещает изображение охотника, с другой стороны – пастуха, под ними помещает изображения животных. Спрашивает:
- Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных)
- Пастух пасет кого? (Коров, овец и т. д.) – отбираются картинки
- Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных)
- Охотник охотится на кого? (На зайцев, лис, волков и т. д.) – отбираются картинки
«В деревне»
Задачи: закрепить названия домашних животных и птиц; учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки домашних животных и птиц.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Летом мы приехали в деревню к бабушке и возле дома мы увидели (загадывает загадку):
Белый хвост, черный нос
Наши тапочки унес
В уголок, под кровать,
И не хочет отдавать.
-Узнали, кто это? (дети отгадывают загадки, воспитатель показывает отгадки).
«Человек и животные»
Задачи: закрепить знания о пользе, которую приносит каждое животное; развивать навыки диалогической речи.
Ход игры. Воспитатель раздает детям картинки с изображением домашних животных. Говорит: «Послушайте сказку».
- Это было давно. Жил человек совсем один. Однажды пришли к нему животные и сказали:
- Корми нас, а мы будем выполнять разную работу.
- Кто вы? Что вы умеете делать? – спросил человек…
(Воспитатель показывает на любого ребенка, который должен назвать животное и рассказать, что оно делает)
«День рождения»
Задачи: закрепить словарь по теме «Дикие животные», учить использовать в самостоятельной речи простое распространенное предложение.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Сегодня у зайчика день рождения. Зайчик пригласил к себе в гости лесных зверей. Разное угощение приготовил зайчик (выставляет картинки – капуста, желуди, мед, орехи). Догадайтесь, каких зверей пригласил зайчик, и скажите, кому какое угощение он приготовил». Если дети угадали, выставляется картинка соответствующего животного.
«Кто как кричит»
Задачи: развивать фонематическое восприятие, активизировать словарь по теме «Животные».
Ход игры. Дети садятся спиной к воспитателю. Он имитирует голоса животных. Дети должны отгадать, какое животное кричит.
«Сравни игрушки»
Задачи: научить различать игрушки (предметы) по характерным признакам, действиям, включая их описание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, например, двух зайчат разного размера и окраски. Дети должны дать имя каждому зайчонку и выделить общие и отличительные признаки игрушек.
«Закончи фразу»
Задачи: активизировать словарь по теме «Животные», развивать логическое мышление, память, наблюдательность.
Ход игры. Воспитатель начинает фразу, ребенок должен закончить:
- Смелый, как…
- Коварная, как…
- Трусливый, как…
- Хитрый, как…
- Злой, как…
- Голодный, как…
- Трудолюбивый, как…
- Верный, как…
- Упрямый, как…
- Бестолковый, как…
- Тихая, как…
«Подбери слово»
Задача: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.
Ход игры. Воспитатель приносит игрушку медведя и говорит: «Мишка будет рассказывать историю, а вы ему помогать подбирать слова».
Мишка: - Я набрел в лесу на полянку. Какую?...(большую, зеленую, красивую). Там росла малина. Какая?...(сладкая, красная, спелая). Я угостил малиной своих братьев. Каких?...(младших, старших).
«Подбери рифму»
Задача: учить подбирать рифмы к словам, активизировать словарь по теме «Осень».
Ход игры. К нам пришел Незнайка. Он захотел стать поэтом. Теперь он ищет рифмы. Поможем ему? (загадываются загадки, дети должны подобрать рифму)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (иней)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...(птицы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/26/picture-280545-1380191886.jpg)
Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Времена года, красоты неживой природы"
Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления природы ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-485853-1414825551.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-744353-1454844842.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи для младших дошкольников
Дидактические игры – этo интересные игры, в процессе которых малыш начинает интересоваться такими предметами, которые практически его не интересуют за пределами игровой ситуации....
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-1180359-1576485602.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Комплекс дидактических игр по развитию речи детей с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-1031763-1675909207.jpg)
Картотека дидактических игр для развития речи у младших дошкольников.
Чем полезны речевые игры? • стимулируют познавательную активность ребёнка; • активизируют мышление; • обогащают словарный запас; • закрепляют правильное произношение звуков; • развивают внимание ...
Ознакомление дошкольников с миром природы через дидактические игры
Цель дидактической игры-сделать получаемую серьезную и сложную по детским меркам информацию доступной, то есть "Подстроить" процесс обучения под ребенка....