Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Удивительный мир поэзии»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Занятие "Удивительный мир поэзии" по речевому развитию детей и формированию у них интереса к художественному слову. Посредством данного занятия достигается цель развитие умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема. «Удивительный мир поэзии»
Подготовила и провела
Воспитатель Губина Н.И.
2021 год
НОД по развитию речи в средней группе
Тема. «Удивительный мир поэзии»
Цель. Речевое развитие детей и формирование у них интереса к художественному слову, умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.
Задачи.
Создать условия для познавательно-речевого развития ребёнка.
Воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.
Закрепить усвоенный ранее литературный материал.
Развивать у дошкольников художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Познакомить детей с понятием «рифма».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Содержание НОД.
1 этап. Мотивационно - побудительный.
Воспитатель звонит в колокольчик, обращая внимание детей на себя.
Воспитатель. Дети, сегодня я приглашаю вас в удивительный мир поэзии.
2 этап. Основная часть.
Послушайте стихотворение о художниках.
Четверо художников столько же картин. Белой краской выкрасил всё подряд один. Лес и поле белые, белые луга, У осин заснеженных белые рога.
У второго – синее небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачных льдинок кружева, Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, голубая есть. Лес и поле в зелени, синяя река, Белые пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады, Нивы урожайные, спелые плоды, Всюду бусы – ягоды зреют по лесам. Кто же те художники? – Догадайся сам.
Дети: Это времена года.
Воспитатель. Назовите их.
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель. Какая картинка подходит к каждому времени года?
Дети. Белая картинка – это зима. Зеленая картинка – весна. Красная картинка – лето. Желтая картинка – осень.
Воспитатель. Я предлагаю побывать в гостях у времёни года «Зима».
Воспитатель. О каждом из времён года композиторы пишут музыку, песни, художники – рисуют картины. Картины, на которых изображена природа, называется пейзаж. Поэты – пишут стихи, рассказы, народ придумывает пословицы, поговорки.
Внимание, загадка: На ветках снега бахрома, трещит мороз. Пришла зима. (Идём в гости к зимним картинам)
Воспитатель. Посмотрите на картину. Что вы видите?
Дети. Говорят, что они видят.
Воспитатель. Давайте составим рассказ о том, что мы видим на картине.
Составление рассказа.
Воспитатель. Какое время года на картине?
Дети. Зима.
Воспитатель. По какому признаку вы догадались, что это зима?
Дети. Повсюду лежит снег
Воспитатель. Снег какой?
Дети. Белый, пушистый, холодный, серебристый.
Воспитатель. Назовите снег ласково.
Дети. Снежок.
Воспитатель. Как называется снежок на ветках березы?
Дети. Иней.
Наступила зима. Все кругом покрыто снегом. Под окном стоит береза. На ее ветках лежит снег. Он переливается на солнце золотистыми огнями.
Воспитатель. А теперь послушайте стихотворение Сергея Есенина «Берёза».
Дети читают стихотворение С.А. Есенина «Белая береза»
(Кирилл Правкин, Тимур Дарчиев, Даша Рагимова).
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель. Что за серебро на ветках? Дети. Иней. Воспитатель. Как вы думаете, что значит «горят снежинки в золотом огне»? На самом деле горит огонь? Дети. Нет. Это снежинки сверкают на солнце.
Воспитатель. Мы с вами составили рассказ по картине «Зимняя береза». И послушали стихотворение С. А. Есенина «Белая береза». По-вашему, что красивее звучит, рассказ или стихотворение?
Дети. Стихотворение. Оно красочнее, чем рассказ. Воспитатель. Да, дети, стихи более красочные, красивые, напевнее, чем рассказ. Еще в стихах есть слова, которые звучат одинаково. Это называется рифмой.
Окном – серебром, каймой – бахромой, в тишине – в огне, кругом – серебром. Поэтому стихи легче заучивать, чем рассказ. Повторите слово РИФМА. А еще на стихи композиторы пишут песни. Так на стихи С. Есенина написана песня «Белая береза». Послушайте ее.
Звучит аудиозапись.
Воспитатель. Теперь давайте отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка
«Какой снежок!».
Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова
Какой снежок, Какой снежок, Какой снежок хороший! Покрыт лужок, Покрыт лужок, Покрыт лужок порошей. И воробей, и я, и ты На нем оставили следы. Снежок спешит, Спешит — и глядь, (дети останавливаются, оглядываются, разводят руками) Запорошил следы опять!
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Вы хорошо знаете стихи К.И. Чуковского. Я буду читать четверостишья из его произведений, а вы будете называть их названия. Кто правильно назовет сказку или стихотворение, тот получит фишку. Вы не должны с места выкрикивать, а должны поднимать руку. Кто первый поднимет руку, тот и будет отвечать.
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
«Мойдодыр»
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар
И купила самовар: «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!» «Муха Цокотуха»
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Мойдодыр»
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося. «Тараканище»
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя. «Мойдодыр»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда! «Доктор Айболит»
«Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!» Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как оса. «Мойдодыр»
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!» «Муха Цокотуха»
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
«Мойдодыр»
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла. «Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?» «Муха Цокотуха»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
«Мойдодыр»
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик. «Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!» Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает! Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
«Муха Цокотуха»
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
«Мойдодыр»
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье? «Муха Цокотуха»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница! «Тараканище»
Ехали медведи
На велосипеде. А за ними кот
Задом наперёд. А за ним комарики
На воздушном шарике. А за ними раки
На хромой собаке. Волки на кобыле.
Львы в автомобиле. Зайчики
В трамвайчике. Жаба на метле. Едут и смеются,
Пряники жуют «Бармалей»
Вот и стал Таракан
победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться,
проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает: «Тараканище»
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица, И жучок, и червячок,
И медведица! «Доктор Айболит»
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!» «Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!» «Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?» «Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит! «Доктор Айболит»
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня,
Убежал, как от огня.
«Мойдодыр»
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!» Но ответило корыто:
«На Федору я сердито! И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!» «Федорино горе»
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?» «Доктор Айболит»
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять. «Бармалей»
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!» И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!» Федорино горе»
Дети слушают стихи и угадывают названия произведений К.И.Чуковского.
Воспитатель. Теперь наша игра закончена. Посмотрите, сколько у вас фишек. У кого их больше, тот и победил.
3 этап. Заключительный
Воспитатель хвалит детей, вручает детям медали начинающих поэтов.
Сегодня мы с вами познакомились с понятием стихи и рассказ.
Что более красочно, стихи или рассказ?
Какое стихотворение вы сегодня слушали?
Что вам особенно понравилось в нем?
Мы познакомились с понятием «рифма».
Воспитатель.
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех.
Вот настал момент прощанья.
Говорим мы «До свидания!»
«До счастливых, новых встреч!»
Консультация для родителей
«Развитие правильной речи ребёнка в семье».
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому создаются новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов названий и слов понятий, суженные или неправомерно широкие понятия) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для овладения грамотой и счётом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.
Родители должны в разговоре с детьми употреблять некоторые трудные слова типа «аквариум», «тротуар». Родители следят за речью ребёнка, поправляют его в случае необходимости. Правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых, чтения детской художественной литературы.
Способность произвольного запоминания, столь необходимая в обучении, развивается заучиванием стихотворений (с голоса взрослых). Ребёнок до прихода в школу должен знать на память и выразительно читать 10-15 небольших стихотворений, например: «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова, «Зима» А.С. Пушкина, «В гостях у Ленина» Н. Саконской, «Ноябрь» С.Я. Маршака, «С новым годом» Е. Трутнева, «Весна» И. Токмаковой, басни И.А. Крылова.
Отгадывание загадок развивает у детей сообразительность, умение быстро отвечать действием и словом на разнообразные вопросы.
В дошкольном детстве ребёнок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6-7 годам его речь развита уже хорошо.
Дефекты произношения групп звуков встречаются редко, но бывают случаи неправильного произношения отдельных звуков. Но и в том случае, если в речи ребёнка нет нарушения произношения звуков и слов - звуковой культуре речи необходимо по-прежнему уделять внимание. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.
Богатейший материал дадут вам потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Сначала взрослый чётко и выразительно произносит скороговорку. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Ребёнок её повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко - тихо или шёпотом, шёпотом - громче - громко. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро - умеренно или замедленно.
Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах. Взрослый предлагает ребёнку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.
Ты куда завтра идёшь?
Я завтра иду в кино.
Ты когда идёшь в кино?
Я завтра иду в кино. И т. д.
Специальные упражнения заставляют ребёнка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихов.
Взрослый должен ставить перед ребёнком задачу, чтобы он знал, чему учится. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребёнка запомнить не только текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.
Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространённые в этом возрасте. Например, вместо нулевых окончаний в словах сапог, девочек, берёзок и т. д. говорят сапогов, девочков, берёзков.
Как добиваться грамматической правильности речи? Надо, чтобы ребёнок сам осознал правильность той формы, которую он употребил. Например, показывается картинка с изображением одного лисёнка. Ребёнок говорит «лисёнок». На следующей картинке - два лисёнка, затем много лисят и т.д. Такие упражнения хорошо проводить играя. Ребёнок начинает осознавать свои ошибки и уже не говорит лисёнков, медвежонки и т.д. Можно провести игру «Один и много». Один лисёнок - много ..., лев -львёнок и т.д.
Можно попросить ребёнка посчитать овощи, фрукты, предметы, или провести игру «Чего не стало?» Не стало яблок, груш, слив и т.д.
Распространённой ошибкой у дошкольников является неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Взрослый задаёт вопросы:
«Это что?» - «Ведро» - «Какое оно?» - «Голубое». «А это что?» - «Вёдра» - «Какие?» - «Голубые». «На картинке много чего?» - «Голубых вёдер».
В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребёнка. Например, все дети в определённом возрасте говорят вставаю, лизаю, жеваю и т.д.
Встречаются трудности, когда начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, на самом деле, почему столы - столов, а стулья уже стульев. «Возьмём все стулья и сделаем поезд».
Делаются ошибки и в родовых окончаниях имён существительных: лошадиха (лошадь), лошадёнок (жеребёнок), овец (баран). Типичные ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных: «Мне близко до садика идти», «Нет, мне блезее», «Какое платье хорошее!», «А моё хорошее» и т.д.
Когда ошибки в речи ребёнка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребёнка. Те же ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка очень надолго останется неправильной.
Нельзя смеяться над ребёнком или дразнить его, не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее - спокойно поправить ребёнка, не делая из ошибки остроты, или повода для обиды.
Некоторые родители относятся отрицательно к склонности детей рассказывать различные истории и сказки, считая, что это излишне развивает фантазию. Но ребёнок нуждается в этом. Если он мало рассказывает, его нужно вызвать на такие рассказы, попросить почитать или рассказать сказку и выслушать её внимательно. Иногда следует подсказать какую-то деталь или задать несколько вопросов. Рассказывая сказку, ребёнок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, своё. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были чёткими, а ритм речи не слишком быстрый, ведь мать и отец не просто говорят - они дают детям материал для подражания. Когда вы разговариваете с ребёнком, не говорите зря. Когда очень много говорят с ребёнком, он устаёт от этого и уже не слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включённого радио - их уже не замечают.
Это относится и к более старшим детям. Так мама напоминает своему сыну-первокласснику: «Сейчас 2 часа, в 3 надо садиться за уроки, а пока поиграй». Через несколько минут мама замечает, что сын очень увлёкся своим конструктором, и забеспокоилась: «Ну вот, тебя потом не оторвёшь, а тебе скоро за уроки браться». На протяжении часа мать несколько раз заговаривала о том, что «скоро надо за уроки браться», а когда она объявила, что уже пора, сын не обратил на её слова никакого внимания. Поэтому не тратьте слов напрасно, говорите ребёнку только то, что нужно и когда нужно.
Информация, которая даётся детям, не всегда должна даваться в готовом виде. Нужно, чтобы ребёнок попытался сам догадаться кое о чём, а для этого необходимо задавать ему наводящие вопросы. Активность ребёнка -основное условие его полноценного развития.
На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь - это не дар свыше, это результат большого совместного труда родителей, воспитателей, а также труда самого ребёнка.
Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей - радости от умения чётко и грамотно ответить на уроке, радости оттого, что может выразить то, о чём хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей второй младшей группы с элементами практикума по реализации образовательной области
«Речевое развитие»
Тема: «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»
Подготовил воспитатель
Губина Н.И.
2021 год
Цель:
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями развития речи детей в возрасте 3-4 лет
- Дать родителям рекомендации по развитию речи детей четвёртого года жизни
- Привлечь родителей к активному участию в предлагаемых педагогом игровых упражнениях, направленных на развитие правильной речи у детей второй младшей группы
Форма проведения: консультация с элементами практикума
Оборудование:
- выставка детских книг для чтения детям четвёртого года жизни
- настольный театр «Заюшкина избушка»
- пособия для развития мелкой моторики: застёжки, шнуровки, мелкий конструктор, трафареты, раскраски, мозаика, прищепки, счётные палочки
- музыкальные инструменты: барабан, металлофон, маракасы
- оборудование для игры «Пузырики»: два стакана с водой, две соломинки, стол
- оборудование для игры «Воздушные ватки»: ватные шарики, стол, верёвочка
- памятка для родителей «В помощь родителям. Игры для развития речи детей 3-4 лет»
- cписок литературы для чтения детям во 2 младшей группе
1.Вступительное слово воспитателя.
- Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в детский сад на консультацию. Сегодня предстоит разговор о правильном развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
И семья, и детский сад выполняют свои функции и не могут заменить друг друга. Однако для полноценного развития ребёнка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка и достичь определённых результатов.
2.Объявление темы и формы проведения.
- Сегодняшняя консультация будет с элементами практикума на тему:
«Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года».
-Все мы хотим, чтобы речь детей была грамотной, внятной. Но малышам 3-4 лет сложно овладеть сразу и грамматикой речи (умением согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли.
Правильное произношение звуков идёт параллельно с развитием фонематического слуха – как слышит, так и говорит.
Ребёнок 3-4 лет не всегда регулирует своё речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи.
3. Советы родителям.
-Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие своих детей. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
1.Не искажайте слова, не сюсюкайте, говорите правильно и отчётливо.
Речь детей развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
2.Ошибки в речи детей исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте сына или дочь.
3.Объясняйте малышам значение новых слов, вводимых в их лексикон.
4.Поощряйте звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Как гудит машина?», «Паровоз».
5.Побуждайте детей к развёрнутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша:
-Что ты сказал?
-Какое хочешь яблоко?
-Где лежит твоя игрушка?
6.Развивайте фонематический слух в играх «Угадай, что звучит?»,
«Кто тебя позвал?»
- ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»
Цель игры: развивать фонематический слух.
- А сейчас вы попытаетесь определить , какой музыкальный инструмент звучит.
(Воспитатель ударяет в БАРАБАН, гремит МАРАКАСАМИ, играет на МЕТАЛЛОФОНЕ, а родители определяют звучащий музыкальный инструмент)
7. Пойте песни.
(Воспитатель предлагает родителям вспомнить любую детскую песенку и пропеть её).
8. Читайте каждый день детскую художественную литературу.
При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка,
его эмоциональное состояние.
Программой предусмотрены такие произведения для чтения детям второй младшей группы: (воспитатель демонстрирует ВЫСТАВКУ КНИГ и СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ )
Рассказывайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
-А сейчас мы ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА».
(воспитатель предлагает родителям самим выбрать себе роль и показать сказку)
9. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали.
Например, каждый вечер обсуждайте:
-Как прошёл день?
-Что нового в садике?
Попросите малыша высказать своё мнение.
Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним:
-Какая сегодня погода?
-Какое небо? Что есть на небе?
-В какую одежду мы одеты? С чем это связано?
Можно почитать стихи. Вспомнить песенку. Покормить птиц.
Поиграть в игры.
Играйте в словесные игры по дороге в детский сад или магазин:
«Я ЗАМЕТИЛ», «НАЗОВИ ДЕТЁНЫША», «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»,
«ОДИН- МНОГО», «СКАЖИ ЛАСКОВО».
- ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»
Цель игры: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы слова.
Например, ДОМ- ДОМИК.
-А какие пары слов вы назовёте?
- ИГРА «ОДИН - МНОГО»
Цель игры: упражнять детей в образовании имён существительных в форме единственного и множественного числа.
Например, МАТРЁШКА – МАТРЁШКИ.
- А какие слова вы можете назвать?
10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление,
творческое развитие, внимательность детей и прямым образом влияет на речь. Если пальчики у малыша напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети.
- -Научите малыша рисовать на листе пальчиками.
А можно рисовать пальчиками на подносе с манкой.
- Осваивайте с ребёнком пальчиковые игры.
Полезны для развития ловкости рук упражнения с массажным мячом,
- перебирание круп,
- нанизывание макарон, деталей от киндер – сюрприза на нитку,
- обрывание бумаги, лепка.
-А вот что в детском саду мы предлагаем детям для развития мелкой моторики: (воспитатель демонстрирует родителям выставку пособий)
- ЗАСТЁЖКИ
- ШНУРОВКИ
- МОЗАИКУ
- КОНСТРУКТОР ЛЕГО
- РАСКРАСКИ
- ТРАФАРЕТЫ
- ОБВОДКИ
- ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
- ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
11. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.
Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить малышу:
- дуть на вертушку,
- надувать мыльные пузыри, воздушные шары,
- дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики,
бумажные кораблики, которые плавают по воде,
- сдувать снежинки, листочки с ладошки.
- ФИЗМИНУТКА
ИГРА «ЛОПНУЛ, ХЛОПНУЛ, ВОТ И ВСЁ!»
Цель игры: развивать длительный плавный выдох.
Как играем: предложите ребёнку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар – малыш разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос. Вы сдуваете шар – ребёнок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф».
Такое упражнение можно делать несколько раз в день.
-Поиграем!
- ИГРА «ПУЗЫРИКИ»
Цель игры: развивать речевое дыхание.
Необходимый инвентарь: стаканы с водой, соломинки.
Как играем: предложите сыну или дочке посоревноваться – подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого будет больше пузырей, тот и победил.
-А если соломинку опустить в стакан с соком, много ли будет пузырей?
- А если взять длинную и короткую соломинки – повлияет ли это на результат?
-Поиграем!
- ИГРА « ВОЗДУШНЫЕ ВАТКИ».
Цель игры: развивать речевое дыхание, регулировать его силу.
Необходимый инвентарь: ватные шарики.
Как играем: подуть на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил.
-А можно ватный шарик сдуть в тазик, стоящий на стуле!
-Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть её на другую половину. Кто перешёл границу- тот и проиграл!
-ПОИГРАЕМ! ( ВАРИАНТ № 3)
12. Развивайте речевой аппарат ( подвижность языка, губ) при помощи простых упражнений.
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель упражнения: развивать подвижность языка.
Как играем: ребёнок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык , а нижняя челюсть не помогала.
Можно выучить небольшой стихотворный текст:
(КАРТИНКА) ИЗ БАНКИ ЕЛИ С НАСЛАЖДЕНЬЕМ
И ПЕРЕПАЧКАЛИСЬ ВАРЕНЬЕМ,
ЧТОБ ВАРЕНЬЕ С ГУБ УБРАТЬ,
РОТИК НУЖНО ОБЛИЗАТЬ.
-ПОИГРАЕМ!
- УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА»
Цель упражнения: развивать подвижность языка.
Как играем: предложите ребёнку поцокать, как лошадка. Цокать нужно
язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.
Можно вспомнить такое стихотворение:
(КАРТИНКА) Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ,
ПРИЧЕШУ ЕЙ ШЁРСТКУ ГЛАДКО,
ГРЕБЕШКОМ ПРИГЛАЖУ ХВОСТИК
И ВЕРХОМ ПОЕДУ В ГОСТИ.
-ПОИГРАЕМ!
-Вот в такие интересные игры можно поиграть вместе с детьми, потому что самый идеальный вариант развития речи дошкольника – это развитие через игру.
САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКА – ЭТО РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ
4. Подведение итогов.
- В детском саду собран обширный материал по речевому развитию:
это и ПАПКИ – ПЕРЕДВИЖКИ, и КАРТОТЕКИ ИГР, и
ПАМЯТКИ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ.
-Этим материалом вы, родители, всегда можете воспользоваться.
Сегодня мы раздадим вам памятку «В помощь родителям: игры для развития речи детей 3 – 4 лет» и список книг для чтения детям четвёртого года жизни.
-Уважаемые родители! Наша консультация с элементами практикума подходит к концу. Спасибо за ваше активное участие, за ваше внимание.
Нам было приятно с вами общаться! Надеемся, что всё то, о чём сегодня узнали, вам пригодится.
Желаем вам всего доброго и радости в общении с детьми!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема. «Удивительный мир поэзии»
Подготовила и провела
Воспитатель Губина Н.И.
2021 год
НОД по развитию речи в средней группе
Тема. «Удивительный мир поэзии»
Цель. Речевое развитие детей и формирование у них интереса к художественному слову, умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.
Задачи.
Создать условия для познавательно-речевого развития ребёнка.
Воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.
Закрепить усвоенный ранее литературный материал.
Развивать у дошкольников художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Познакомить детей с понятием «рифма».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Содержание НОД.
1 этап. Мотивационно - побудительный.
Воспитатель звонит в колокольчик, обращая внимание детей на себя.
Воспитатель. Дети, сегодня я приглашаю вас в удивительный мир поэзии.
2 этап. Основная часть.
Послушайте стихотворение о художниках.
Четверо художников столько же картин. Белой краской выкрасил всё подряд один. Лес и поле белые, белые луга, У осин заснеженных белые рога.
У второго – синее небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачных льдинок кружева, Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, голубая есть. Лес и поле в зелени, синяя река, Белые пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады, Нивы урожайные, спелые плоды, Всюду бусы – ягоды зреют по лесам. Кто же те художники? – Догадайся сам.
Дети: Это времена года.
Воспитатель. Назовите их.
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель. Какая картинка подходит к каждому времени года?
Дети. Белая картинка – это зима. Зеленая картинка – весна. Красная картинка – лето. Желтая картинка – осень.
Воспитатель. Я предлагаю побывать в гостях у времёни года «Зима».
Воспитатель. О каждом из времён года композиторы пишут музыку, песни, художники – рисуют картины. Картины, на которых изображена природа, называется пейзаж. Поэты – пишут стихи, рассказы, народ придумывает пословицы, поговорки.
Внимание, загадка: На ветках снега бахрома, трещит мороз. Пришла зима. (Идём в гости к зимним картинам)
Воспитатель. Посмотрите на картину. Что вы видите?
Дети. Говорят, что они видят.
Воспитатель. Давайте составим рассказ о том, что мы видим на картине.
Составление рассказа.
Воспитатель. Какое время года на картине?
Дети. Зима.
Воспитатель. По какому признаку вы догадались, что это зима?
Дети. Повсюду лежит снег
Воспитатель. Снег какой?
Дети. Белый, пушистый, холодный, серебристый.
Воспитатель. Назовите снег ласково.
Дети. Снежок.
Воспитатель. Как называется снежок на ветках березы?
Дети. Иней.
Наступила зима. Все кругом покрыто снегом. Под окном стоит береза. На ее ветках лежит снег. Он переливается на солнце золотистыми огнями.
Воспитатель. А теперь послушайте стихотворение Сергея Есенина «Берёза».
Дети читают стихотворение С.А. Есенина «Белая береза»
(Кирилл Правкин, Тимур Дарчиев, Даша Рагимова).
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель. Что за серебро на ветках? Дети. Иней. Воспитатель. Как вы думаете, что значит «горят снежинки в золотом огне»? На самом деле горит огонь? Дети. Нет. Это снежинки сверкают на солнце.
Воспитатель. Мы с вами составили рассказ по картине «Зимняя береза». И послушали стихотворение С. А. Есенина «Белая береза». По-вашему, что красивее звучит, рассказ или стихотворение?
Дети. Стихотворение. Оно красочнее, чем рассказ. Воспитатель. Да, дети, стихи более красочные, красивые, напевнее, чем рассказ. Еще в стихах есть слова, которые звучат одинаково. Это называется рифмой.
Окном – серебром, каймой – бахромой, в тишине – в огне, кругом – серебром. Поэтому стихи легче заучивать, чем рассказ. Повторите слово РИФМА. А еще на стихи композиторы пишут песни. Так на стихи С. Есенина написана песня «Белая береза». Послушайте ее.
Звучит аудиозапись.
Воспитатель. Теперь давайте отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка
«Какой снежок!».
Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова
Какой снежок, Какой снежок, Какой снежок хороший! Покрыт лужок, Покрыт лужок, Покрыт лужок порошей. И воробей, и я, и ты На нем оставили следы. Снежок спешит, Спешит — и глядь, (дети останавливаются, оглядываются, разводят руками) Запорошил следы опять!
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Вы хорошо знаете стихи К.И. Чуковского. Я буду читать четверостишья из его произведений, а вы будете называть их названия. Кто правильно назовет сказку или стихотворение, тот получит фишку. Вы не должны с места выкрикивать, а должны поднимать руку. Кто первый поднимет руку, тот и будет отвечать.
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
«Мойдодыр»
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар
И купила самовар: «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!» «Муха Цокотуха»
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Мойдодыр»
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося. «Тараканище»
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя. «Мойдодыр»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда! «Доктор Айболит»
«Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!» Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как оса. «Мойдодыр»
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!» «Муха Цокотуха»
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
«Мойдодыр»
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла. «Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?» «Муха Цокотуха»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
«Мойдодыр»
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик. «Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!» Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает! Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
«Муха Цокотуха»
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
«Мойдодыр»
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье? «Муха Цокотуха»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница! «Тараканище»
Ехали медведи
На велосипеде. А за ними кот
Задом наперёд. А за ним комарики
На воздушном шарике. А за ними раки
На хромой собаке. Волки на кобыле.
Львы в автомобиле. Зайчики
В трамвайчике. Жаба на метле. Едут и смеются,
Пряники жуют «Бармалей»
Вот и стал Таракан
победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться,
проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает: «Тараканище»
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица, И жучок, и червячок,
И медведица! «Доктор Айболит»
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!» «Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!» «Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?» «Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит! «Доктор Айболит»
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня,
Убежал, как от огня.
«Мойдодыр»
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!» Но ответило корыто:
«На Федору я сердито! И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!» «Федорино горе»
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?» «Доктор Айболит»
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять. «Бармалей»
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!» И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!» Федорино горе»
Дети слушают стихи и угадывают названия произведений К.И.Чуковского.
Воспитатель. Теперь наша игра закончена. Посмотрите, сколько у вас фишек. У кого их больше, тот и победил.
3 этап. Заключительный
Воспитатель хвалит детей, вручает детям медали начинающих поэтов.
Сегодня мы с вами познакомились с понятием стихи и рассказ.
Что более красочно, стихи или рассказ?
Какое стихотворение вы сегодня слушали?
Что вам особенно понравилось в нем?
Мы познакомились с понятием «рифма».
Воспитатель.
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех.
Вот настал момент прощанья.
Говорим мы «До свидания!»
«До счастливых, новых встреч!»
Консультация для родителей
«Развитие правильной речи ребёнка в семье».
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому создаются новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов названий и слов понятий, суженные или неправомерно широкие понятия) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для овладения грамотой и счётом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.
Родители должны в разговоре с детьми употреблять некоторые трудные слова типа «аквариум», «тротуар». Родители следят за речью ребёнка, поправляют его в случае необходимости. Правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых, чтения детской художественной литературы.
Способность произвольного запоминания, столь необходимая в обучении, развивается заучиванием стихотворений (с голоса взрослых). Ребёнок до прихода в школу должен знать на память и выразительно читать 10-15 небольших стихотворений, например: «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова, «Зима» А.С. Пушкина, «В гостях у Ленина» Н. Саконской, «Ноябрь» С.Я. Маршака, «С новым годом» Е. Трутнева, «Весна» И. Токмаковой, басни И.А. Крылова.
Отгадывание загадок развивает у детей сообразительность, умение быстро отвечать действием и словом на разнообразные вопросы.
В дошкольном детстве ребёнок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6-7 годам его речь развита уже хорошо.
Дефекты произношения групп звуков встречаются редко, но бывают случаи неправильного произношения отдельных звуков. Но и в том случае, если в речи ребёнка нет нарушения произношения звуков и слов - звуковой культуре речи необходимо по-прежнему уделять внимание. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.
Богатейший материал дадут вам потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Сначала взрослый чётко и выразительно произносит скороговорку. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Ребёнок её повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко - тихо или шёпотом, шёпотом - громче - громко. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро - умеренно или замедленно.
Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах. Взрослый предлагает ребёнку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.
Ты куда завтра идёшь?
Я завтра иду в кино.
Ты когда идёшь в кино?
Я завтра иду в кино. И т. д.
Специальные упражнения заставляют ребёнка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихов.
Взрослый должен ставить перед ребёнком задачу, чтобы он знал, чему учится. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребёнка запомнить не только текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.
Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространённые в этом возрасте. Например, вместо нулевых окончаний в словах сапог, девочек, берёзок и т. д. говорят сапогов, девочков, берёзков.
Как добиваться грамматической правильности речи? Надо, чтобы ребёнок сам осознал правильность той формы, которую он употребил. Например, показывается картинка с изображением одного лисёнка. Ребёнок говорит «лисёнок». На следующей картинке - два лисёнка, затем много лисят и т.д. Такие упражнения хорошо проводить играя. Ребёнок начинает осознавать свои ошибки и уже не говорит лисёнков, медвежонки и т.д. Можно провести игру «Один и много». Один лисёнок - много ..., лев -львёнок и т.д.
Можно попросить ребёнка посчитать овощи, фрукты, предметы, или провести игру «Чего не стало?» Не стало яблок, груш, слив и т.д.
Распространённой ошибкой у дошкольников является неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Взрослый задаёт вопросы:
«Это что?» - «Ведро» - «Какое оно?» - «Голубое». «А это что?» - «Вёдра» - «Какие?» - «Голубые». «На картинке много чего?» - «Голубых вёдер».
В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребёнка. Например, все дети в определённом возрасте говорят вставаю, лизаю, жеваю и т.д.
Встречаются трудности, когда начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, на самом деле, почему столы - столов, а стулья уже стульев. «Возьмём все стулья и сделаем поезд».
Делаются ошибки и в родовых окончаниях имён существительных: лошадиха (лошадь), лошадёнок (жеребёнок), овец (баран). Типичные ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных: «Мне близко до садика идти», «Нет, мне блезее», «Какое платье хорошее!», «А моё хорошее» и т.д.
Когда ошибки в речи ребёнка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребёнка. Те же ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка очень надолго останется неправильной.
Нельзя смеяться над ребёнком или дразнить его, не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее - спокойно поправить ребёнка, не делая из ошибки остроты, или повода для обиды.
Некоторые родители относятся отрицательно к склонности детей рассказывать различные истории и сказки, считая, что это излишне развивает фантазию. Но ребёнок нуждается в этом. Если он мало рассказывает, его нужно вызвать на такие рассказы, попросить почитать или рассказать сказку и выслушать её внимательно. Иногда следует подсказать какую-то деталь или задать несколько вопросов. Рассказывая сказку, ребёнок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, своё. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были чёткими, а ритм речи не слишком быстрый, ведь мать и отец не просто говорят - они дают детям материал для подражания. Когда вы разговариваете с ребёнком, не говорите зря. Когда очень много говорят с ребёнком, он устаёт от этого и уже не слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включённого радио - их уже не замечают.
Это относится и к более старшим детям. Так мама напоминает своему сыну-первокласснику: «Сейчас 2 часа, в 3 надо садиться за уроки, а пока поиграй». Через несколько минут мама замечает, что сын очень увлёкся своим конструктором, и забеспокоилась: «Ну вот, тебя потом не оторвёшь, а тебе скоро за уроки браться». На протяжении часа мать несколько раз заговаривала о том, что «скоро надо за уроки браться», а когда она объявила, что уже пора, сын не обратил на её слова никакого внимания. Поэтому не тратьте слов напрасно, говорите ребёнку только то, что нужно и когда нужно.
Информация, которая даётся детям, не всегда должна даваться в готовом виде. Нужно, чтобы ребёнок попытался сам догадаться кое о чём, а для этого необходимо задавать ему наводящие вопросы. Активность ребёнка -основное условие его полноценного развития.
На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь - это не дар свыше, это результат большого совместного труда родителей, воспитателей, а также труда самого ребёнка.
Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей - радости от умения чётко и грамотно ответить на уроке, радости оттого, что может выразить то, о чём хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей второй младшей группы с элементами практикума по реализации образовательной области
«Речевое развитие»
Тема: «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»
Подготовил воспитатель
Губина Н.И.
2021 год
Цель:
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями развития речи детей в возрасте 3-4 лет
- Дать родителям рекомендации по развитию речи детей четвёртого года жизни
- Привлечь родителей к активному участию в предлагаемых педагогом игровых упражнениях, направленных на развитие правильной речи у детей второй младшей группы
Форма проведения: консультация с элементами практикума
Оборудование:
- выставка детских книг для чтения детям четвёртого года жизни
- настольный театр «Заюшкина избушка»
- пособия для развития мелкой моторики: застёжки, шнуровки, мелкий конструктор, трафареты, раскраски, мозаика, прищепки, счётные палочки
- музыкальные инструменты: барабан, металлофон, маракасы
- оборудование для игры «Пузырики»: два стакана с водой, две соломинки, стол
- оборудование для игры «Воздушные ватки»: ватные шарики, стол, верёвочка
- памятка для родителей «В помощь родителям. Игры для развития речи детей 3-4 лет»
- cписок литературы для чтения детям во 2 младшей группе
1.Вступительное слово воспитателя.
- Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в детский сад на консультацию. Сегодня предстоит разговор о правильном развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
И семья, и детский сад выполняют свои функции и не могут заменить друг друга. Однако для полноценного развития ребёнка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка и достичь определённых результатов.
2.Объявление темы и формы проведения.
- Сегодняшняя консультация будет с элементами практикума на тему:
«Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года».
-Все мы хотим, чтобы речь детей была грамотной, внятной. Но малышам 3-4 лет сложно овладеть сразу и грамматикой речи (умением согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли.
Правильное произношение звуков идёт параллельно с развитием фонематического слуха – как слышит, так и говорит.
Ребёнок 3-4 лет не всегда регулирует своё речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи.
3. Советы родителям.
-Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие своих детей. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
1.Не искажайте слова, не сюсюкайте, говорите правильно и отчётливо.
Речь детей развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
2.Ошибки в речи детей исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте сына или дочь.
3.Объясняйте малышам значение новых слов, вводимых в их лексикон.
4.Поощряйте звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Как гудит машина?», «Паровоз».
5.Побуждайте детей к развёрнутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша:
-Что ты сказал?
-Какое хочешь яблоко?
-Где лежит твоя игрушка?
6.Развивайте фонематический слух в играх «Угадай, что звучит?»,
«Кто тебя позвал?»
- ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»
Цель игры: развивать фонематический слух.
- А сейчас вы попытаетесь определить , какой музыкальный инструмент звучит.
(Воспитатель ударяет в БАРАБАН, гремит МАРАКАСАМИ, играет на МЕТАЛЛОФОНЕ, а родители определяют звучащий музыкальный инструмент)
7. Пойте песни.
(Воспитатель предлагает родителям вспомнить любую детскую песенку и пропеть её).
8. Читайте каждый день детскую художественную литературу.
При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка,
его эмоциональное состояние.
Программой предусмотрены такие произведения для чтения детям второй младшей группы: (воспитатель демонстрирует ВЫСТАВКУ КНИГ и СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ )
Рассказывайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
-А сейчас мы ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА».
(воспитатель предлагает родителям самим выбрать себе роль и показать сказку)
9. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали.
Например, каждый вечер обсуждайте:
-Как прошёл день?
-Что нового в садике?
Попросите малыша высказать своё мнение.
Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним:
-Какая сегодня погода?
-Какое небо? Что есть на небе?
-В какую одежду мы одеты? С чем это связано?
Можно почитать стихи. Вспомнить песенку. Покормить птиц.
Поиграть в игры.
Играйте в словесные игры по дороге в детский сад или магазин:
«Я ЗАМЕТИЛ», «НАЗОВИ ДЕТЁНЫША», «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»,
«ОДИН- МНОГО», «СКАЖИ ЛАСКОВО».
- ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»
Цель игры: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы слова.
Например, ДОМ- ДОМИК.
-А какие пары слов вы назовёте?
- ИГРА «ОДИН - МНОГО»
Цель игры: упражнять детей в образовании имён существительных в форме единственного и множественного числа.
Например, МАТРЁШКА – МАТРЁШКИ.
- А какие слова вы можете назвать?
10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление,
творческое развитие, внимательность детей и прямым образом влияет на речь. Если пальчики у малыша напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети.
- -Научите малыша рисовать на листе пальчиками.
А можно рисовать пальчиками на подносе с манкой.
- Осваивайте с ребёнком пальчиковые игры.
Полезны для развития ловкости рук упражнения с массажным мячом,
- перебирание круп,
- нанизывание макарон, деталей от киндер – сюрприза на нитку,
- обрывание бумаги, лепка.
-А вот что в детском саду мы предлагаем детям для развития мелкой моторики: (воспитатель демонстрирует родителям выставку пособий)
- ЗАСТЁЖКИ
- ШНУРОВКИ
- МОЗАИКУ
- КОНСТРУКТОР ЛЕГО
- РАСКРАСКИ
- ТРАФАРЕТЫ
- ОБВОДКИ
- ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
- ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
11. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.
Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить малышу:
- дуть на вертушку,
- надувать мыльные пузыри, воздушные шары,
- дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики,
бумажные кораблики, которые плавают по воде,
- сдувать снежинки, листочки с ладошки.
- ФИЗМИНУТКА
ИГРА «ЛОПНУЛ, ХЛОПНУЛ, ВОТ И ВСЁ!»
Цель игры: развивать длительный плавный выдох.
Как играем: предложите ребёнку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар – малыш разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос. Вы сдуваете шар – ребёнок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф».
Такое упражнение можно делать несколько раз в день.
-Поиграем!
- ИГРА «ПУЗЫРИКИ»
Цель игры: развивать речевое дыхание.
Необходимый инвентарь: стаканы с водой, соломинки.
Как играем: предложите сыну или дочке посоревноваться – подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого будет больше пузырей, тот и победил.
-А если соломинку опустить в стакан с соком, много ли будет пузырей?
- А если взять длинную и короткую соломинки – повлияет ли это на результат?
-Поиграем!
- ИГРА « ВОЗДУШНЫЕ ВАТКИ».
Цель игры: развивать речевое дыхание, регулировать его силу.
Необходимый инвентарь: ватные шарики.
Как играем: подуть на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил.
-А можно ватный шарик сдуть в тазик, стоящий на стуле!
-Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть её на другую половину. Кто перешёл границу- тот и проиграл!
-ПОИГРАЕМ! ( ВАРИАНТ № 3)
12. Развивайте речевой аппарат ( подвижность языка, губ) при помощи простых упражнений.
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель упражнения: развивать подвижность языка.
Как играем: ребёнок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык , а нижняя челюсть не помогала.
Можно выучить небольшой стихотворный текст:
(КАРТИНКА) ИЗ БАНКИ ЕЛИ С НАСЛАЖДЕНЬЕМ
И ПЕРЕПАЧКАЛИСЬ ВАРЕНЬЕМ,
ЧТОБ ВАРЕНЬЕ С ГУБ УБРАТЬ,
РОТИК НУЖНО ОБЛИЗАТЬ.
-ПОИГРАЕМ!
- УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА»
Цель упражнения: развивать подвижность языка.
Как играем: предложите ребёнку поцокать, как лошадка. Цокать нужно
язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.
Можно вспомнить такое стихотворение:
(КАРТИНКА) Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ,
ПРИЧЕШУ ЕЙ ШЁРСТКУ ГЛАДКО,
ГРЕБЕШКОМ ПРИГЛАЖУ ХВОСТИК
И ВЕРХОМ ПОЕДУ В ГОСТИ.
-ПОИГРАЕМ!
-Вот в такие интересные игры можно поиграть вместе с детьми, потому что самый идеальный вариант развития речи дошкольника – это развитие через игру.
САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКА – ЭТО РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ
4. Подведение итогов.
- В детском саду собран обширный материал по речевому развитию:
это и ПАПКИ – ПЕРЕДВИЖКИ, и КАРТОТЕКИ ИГР, и
ПАМЯТКИ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ.
-Этим материалом вы, родители, всегда можете воспользоваться.
Сегодня мы раздадим вам памятку «В помощь родителям: игры для развития речи детей 3 – 4 лет» и список книг для чтения детям четвёртого года жизни.
-Уважаемые родители! Наша консультация с элементами практикума подходит к концу. Спасибо за ваше активное участие, за ваше внимание.
Нам было приятно с вами общаться! Надеемся, что всё то, о чём сегодня узнали, вам пригодится.
Желаем вам всего доброго и радости в общении с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"
Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....
"День поэзии" занятие по развитию речи для детей старшей группы.
Данное заняти приглашает детей в удивительный мир поэзии. Дети узнают о временах года из произведений русских поэтов....
КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".
Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...
Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»
Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»...
Значение поэзии в развитии речи детей.
Значение поэзии в развитии речи детей....
Значение поэзии в развитии речи детей.
Значение поэзии в развитии речи детей....
РОЛЬ ПОЭЗИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Заучивание поэтических произведений развивает речь, память, мышление, расширяет кругозор ребенка с общим недоразвитием речи....