Технологическая карта НОД на тему: "Там, в лесу растёт подснежник"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о первом весеннем цветке - подснежнике, посредством речевой творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта НОД | 1.84 МБ |
Пояснительная записка | 23.7 КБ |
Дидактическая игра "Хорошо-плохо" | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к технологической карте НОД
образовательная область «Речевое развитие»
раздел «Развитие речи»
в старшей группе
НОД на тему: «Там, в лесу растёт подснежник»
составила: воспитатель Пислегина Л.Н.
- Диагностичность целей и конкретность задач
Технологическая карта НОД составлена опиралась ФГОС дошкольного образования на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Цель НОД предполагает формирование представлений детей о первом весеннем цветке, подснежнике посредством речевой творческой деятельности. Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, загадки, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.
- Место НОД в системе занятий
Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.
Занятие на тему: «Там, в лесу растёт подснежник», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
- Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала
Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (ноутбук, проектор, экран, телевизор), демонстрационный материал: игра «Хорошо - плохо» (признаки весны), плоскостная «Да - нетка», картинки – «Первоцветы», песочные столы «Рисование объектов живой и неживой природы», модель «Составление загадки» и раздаточный материал: карточки для игры «Хорошо - плохо», маски для обыгрывания сказки «Легенда о подснежнике»,
Беседа на тему «О весне» позволяет обобщить и закрепить знания воспитанников о признаках весны.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо» предполагает поиск путей решения проблемы с применением метода «мозговой штурм».
Актуализация знаний происходит с помощью игры «Да-нетка» (плоскостная) и предполагает формирование умения находить загаданный объект, в плоскостном, двухмерном пространстве помощью наименьшего количества вопросов
Создание естественной стимулирующей среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и защищено, проявляют творческую активность - достигается с помощью пескотерапии «Рисование объектов живой и неживой природы».
Для систематизации имеющихся знаний проводится игровое упражнение «Составь загадку» (модель «Составление загадки»), оно способствует совершенствованию навыков речевой творческой деятельности и позволяет детям закрепить знания о признаках «цвет», «размер», «запах».
Динамическая пауза даёт возможность воспитанникам снять эмоциональное напряжение, а также расширять знания о первоцвете - подснежнике.
Практическая работа строится на обыгрывании сказки – легенды «Легенда о подснежнике» и способствует формированию у воспитанников основ экологической культуры и воспитанию любови к родной природе.
Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию позволяет игровое упражнение: «Найди ошибку». Данное упражнение даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя НОД.
- Логичность в структуре:
Занятие проводится в старшей группе. Состоит из следующих этапов:
- организационный этап - беседа «О весне», игра «Хорошо - плохо» - 3 мин.;
- актуализация - игра «Да-нетка» - 2 мин.;
- расширение имеющихся представлений - пескотерапия «Рисование объектов живой и неживой природы», игровое упражнение «Составь загадку» - 7 мин.;
- динамическая пауза: «Там, в лесу растёт подснежник» - 2 мин.;
- практическая работа - обыгрывание сказки «Легенда о подснежнике» - 5мин.;
- заключительный этап (рефлексия)- игровое упражнение «Найди ошибку» - 2 мин.
Данные алгоритмы являются частью общей теории сильного мышления (ОТСМ-ТРИЗ)
5. Описание предварителной работы
Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключается в наблюдении во время прогулок, чтении и разучивании стихов, пословиц, поговорок и скороговорок о приметах весны. На данном этапе дети играют в дидактические игры, заполняют дневник наблюдений за погодой, рассматривают иллюстрации. В групповой комнате совместно с детьми и их родителями оформлена выставка «Первоцветы».
- Формы организации деятельности
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.
- Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы
Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:
задачи | формы и методы работы |
Обобщить и закрепить знания воспитанников о признаках весны. | Беседа «О весне» |
Упражнять воспитанников в коллективном поиске путей решения проблемы с применением метода «мозговой штурм». | Дидактическая игра: «Хорошо - плохо» Метод «Мозговой штурм» |
Формировать умение находить загаданный объект, в плоскостном, двухмерном пространстве помощью наименьшего количества вопросов. | Игра «Да-нетка» |
Создать естественную стимулирующую среду, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. | Пескотерапия «Рисование объектов живой и неживой природы» |
Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. | Игра «Составь загадку» Модель «Составление загадки» |
Снять эмоциональное напряжение, расширять знания детей о подснежнике. | Динамическая пауза: «Там, в лесу растёт подснежник» |
Формировать основы экологической культуры. Воспитывать любовь к родной природе. | Обыгрывание сказки «Легенда о подснежнике» |
Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию. | Игровое упражнение: «Найди ошибку». |
- Способы привлечения внимания детей
Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:
- ТСО;
- смена видов деятельности (беседа, дидактическая игра, пескотерапия, дидактическая игра, динамическая пауза, интернирование сказки, игровое упражнение);
- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;
- сопровождение речи мимикой и жестами.
- Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:
- в ходе дидактической игры «Хорошо - плохо» дети самостоятельно определяет место карточки и приклеивают её в определённую колонку, анализируют почему весна – это хорошо или плохо, аргументируют свой выбор;
- учатся находить заданный объект на плоскости задавая наименьшее количество вопросов, добывает информацию через поисковую деятельность в игре «Да-нетка»;
- проявляют творческую активность рисуя на песочных столах, закрепляют умение классифицировать объекты живой и неживой природы;
- совершенствуют навыки речевой творческой деятельности вовремя составлении загадки о подснежнике;
- проявляют самостоятельность при выборе роли вовремя инсценирования сказки.
Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию познавательной активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставка «Первоцветы», организованная совместно с детьми и их родителями помогает систематизировать знания воспитанников о первых весенних цветах, способствует формированию основ экологической культуры и воспитанию любви к природе Югры.
- Организация двигательной активности детей, профилактика утомления
Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамическая пауза позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.
- Рефлексия
На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Найди ошибку» даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме НОД.
- Вывод
НОД на тему: «Там, в лесу растёт подснежник» способствует формированию представлений детей о первом весеннем цветке, подснежнике посредством речевой творческой деятельности. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности «В лес за подснежниками».
Технологическая карта организованной образовательной деятельности «В лес за подснежниками» в форме игровой образовательной ситуации во второй младшей группе. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе. Тема: «Что в лесу растёт»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе....
Конспект занятия по «Познавательному развитию» в первой младшей группе Тема: «Что в лесу растёт»
Цель: разширять представления о лесе.Программное содержание: закреплять знания детей о лесных растениях и животных; развивать зрительное восприятие, мышление, память, активизировать и расширять словар...