Консультация для родителей " Чему учит сказка"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ?
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»
Эти слова, сказанные А.С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни.
С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она помогает родителям доступным языком научить детей жизни, рассказывает им о добре и о зле. Для малышей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства – мудрую и очень интересную сказку.
Ни для кого не секрет, что сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся правильно выражать свои мысли. А еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
Из поколения в поколение через сказки передаются традиции, формируются ценности, ограничения. И в каждой сказке, у каждого народа они свои. Можно увидеть, что сказки разных народов отличаются акцентами и деталями. Например, сказка про Репку в нашей культуре является примером сотрудничества и взаимопомощи. А есть похожая зарубежная сказка, только с другим концом: «Тянули... устали... пошли спать. А наутро обнаружили, что репку прогрызла мышка» – мол, дела нужно доделывать сразу, не оставляя на потом.
Сказка в современном мире — это по-прежнему естественный способ обучения детей культуре и жизни в социуме, но не только это. Слушая сказку, ребенок учится любить и сострадать, получать позитивные эмоции. Он учится жить. К тому же сказки развивают воображение.
Немаловажно и то, что сказка — это возможность для ребёнка провести время вместе с мамой или папой, а это очень важно, ведь таким образом он чувствует эмоциональную близость с родителем, получает такое необходимое внимание и чувство защищенности.
Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения.
Например, в «Сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку»: слушайся старших, воду из незнакомых водоемов пить нельзя.
Сказки «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка» указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим. «Снежная королева» показывает пример дружбы, любви, взаимопомощи и достижения поставленной цели. Иванушка в русских народных сказках оказывается не жадным, сообразительным и самым успешным, а его образ учит верить в себя и свои силы. Мамы часто защищают своих детей предупреждением – «не разговаривай с незнакомыми взрослыми», тому же учит ребенка и сказка «Красная шапочка».
Примеров таких можно привести тысячи, ведь каждая сказка несет в себе скрытый поучительный момент.
Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой тоже берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок.
Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту. О том, что нельзя судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.
Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.
Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.
И наконец, сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.
Кстати, некоторые сказки было бы полезно перечитать и взрослым. Вырастая, мы частенько забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности преодолимы, что прекрасный принц на белом коне уже ищет свою принцессу. Поэтому читайте сказки детям, читайте вместе с детьми и позволяйте себе хоть на минутку побыть в детстве, вспомнить любимые сказки и посетить волшебную страну.
Какие же полезные уроки можно извлечь из сказки?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
Ведь самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
Самая важная польза от прочтения сказок нашим детям — это психологический контакт родителя и ребенка. Надо торопиться наслаждаться минутами детства, когда можно посидеть с сыном или с дочкой рядышком, полистать книжку, поиграть с ним в паровозики, или попускать мыльные пузыри. Пройдет не так много времени, и мы будем с теплотой и нежностью вспоминать эти моменты, и желать хоть ненадолго их возвратить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Чему и как учить ребёнка, чтобы подготовить его к школе".
Данная консультация может быть использована в качестве выступления на родительском собрании, посвящённом проблемам предшкольной подготовки....
Консультация для родителей "Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе"
В консультации описаны компоненты психологической готовности и способы ее развития...
Консультация для родителей "Чему учится ребенок в игре"
Игра - школа общения. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни....
Консультация для родителей "Чему учат сказки"
Консультация для родителей "Чему учат сказки"...
Консультация для родителей: "Чему учить до школы?"
Консультация для родителей: "Чему учить до школы?"...
Консультация для родителей "Чему учат сказки дошкольников"
Сказки для дошкольников - особый воспитательный прием. Русские народные сказки содержат много языковых приемов, а правильно подобранные сказки могут оказывать эффективное воспитательное воздействие на...
Консультация для родителей «Чему учат сказки?»
Сказки для дошкольников - особый воспитательный прием. Русские народные сказки содержат много языковых приемов, а правильно подобранные сказки могут оказывать эффективное воспитательное воздействие на...